- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
(Рим.6:8)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня, в Великую Субботу, мы слышали в Апостольском чтении рассуждения апостола Павла о крещении, грехе, смерти и воскресении (см. Рим.6:3-11). Не случайно именно эти слова звучат в этот святой день упокоения Господня. Еще немного, и всех нас ждет неизреченная, великая радость Пресветлого Христова Воскресения. С благоговением и трепетом ждем мы этого славного события. А пока самое время вместе со святым апостолом подумать о том, что значит креститься во Христа и быть живыми для Бога.
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – вопрошает святой Павел. И тут же у нас возникает закономерный вопрос: как это – креститься в смерть Господа? Ведь что значит для каждого христианина святое крещение? Это значит, что с момента крещения человек становится членом Церкви Христовой, полностью оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы начать жизнь новую – вступить в живое и теснейшее общение с Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что для всех нас, братья и сестры, святое крещение – не просто таинство Церкви, а благодатное начало новой жизни, как крест и гроб Господни, через которые Спаситель должен был пройти, прежде чем воскреснуть.
Говоря, что мы крестимся в смерть Христову, апостол Павел указывает на те страдания и муки, которые испытывает каждый крещаемый, подобно страдающему и распятому Господу, но не в физическом, а в духовном и нравственном плане. Трудно полностью отринуть все то, что было дорого раньше. Отказаться от земного, от привязанностей и удовольствий, от греховных пороков и страстей. Но отринуть все это от себя надо решительно и бесповоротно, потому что после крещения обновляется весь человек, становясь не рабом греха, а чадом Божиим. Вот почему апостол пишет: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Итак, погребение наших грехов состоялось в таинстве святого крещения. Мы умерли и погреблись, но не для того, чтобы пребывать в гробовом холоде. Нет! А для того, чтобы, подобно Господу нашему Иисусу Христу, восстать из гроба для новой, угодной Богу жизни, увидеть свет истины, воскреснуть духовно. Духовное же воскресение, по утверждению апостола Павла, не позволит вернуться к прежнему образу жизни, так как человек становится иным, теперь уже не своим, но Христовым. Преображенным, светлым и благодатным.
И далее верный последователь Христов говорит, что мы соединились с Сыном Божиим подобием смерти Его и подобием воскресения. Как следует понимать эти слова? Подобие смерти Христовой есть крещение, погружение в купель, подобное схождению Господа во гроб. Но Господь наш Иисус Христос действительно воскрес! И наше восхождение из купели, когда сходит на нас в великом таинстве благодать Духа Святого, и является, по мнению апостола Павла, символом нашего воскресения со Христом.
Повторюсь: здесь, в Послании к римлянам, речь идет не о физической смерти человека, а о нравственной, духовной, равно как и о нравственном воскресении. Апостол говорит о сути таинства крещения. Ветхий наш человек, то есть плоть наша с земными пристрастиями, грехами и пороками, со всем тем, что было нам так желанно в прошлой жизни, распинается с Господом, чтобы упразднено было тело греховное. Ведь когда человек умирает и жизнь его заканчивается, он не может больше совершать никаких дурных поступков, не может грешить. Вот и мы в таинстве святого крещения должны умереть для греха, освободиться от греховного плена, чтобы, воскреснув из мертвых, отрешившись от прежних устремлений и волнений, ожить вместе со Христом. Потому что жизнь христианина есть жизнь с Господом и в Нем. Апостол Павел пишет:…так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Ветхий человек, со всеми его грехами, страстями и пороками, после крещения умер, его не стало, но при этом осталась личность человеческая. Иная личность, преисполненная Божественной любви и благодати. Господь принял смерть за грехи людей и тем самым победил саму смерть, которая теперь не имеет над нами той власти, которую имела прежде, до крестной смерти Спасителя. Да, мы продолжаем умирать физически. Но мы знаем и понимаем при этом, что смертный рубеж не конец, а начало новой жизни. Апостол говорит, что Спаситель умер однажды для греха, тем самым разрушил власть греха, заплатив дань за все человечество. И теперь тот, кто верит в Бога, имеет надежду на вечную жизнь с Отцом Небесным в пресветлых небесных обителях, а Поручителем за всех христиан является Сам Сын Божий. Как смерть не имеет над Ним власти, так не властвовать ей, братья и сестры, и над нами, исповедующими Господа Иисуса Христа. Вот какое радостное обетование дается нам сегодня в Апостольском чтении!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Что же открыл, чему научил нас апостол Павел в прочитанных за Божественной Литургией строках? Внимая его словам, мы познали три непреходящие истины.
Во-первых, мы должны умереть для греха, чтобы, любя Бога, не злоупотреблять Его милосердием. Нельзя ничем извинять свое греховное поведение, и уж тем более нельзя, совершая грех, думать о том, что Бог милостив и все простит. Да, действительно, Господь прощает нас по неизреченной Своей милости и милосердию. Прощает даже там, где, казалось бы, нет прощения. Но при одном условии – если видит искренность нашего покаяния, глубину сожаления о содеянных грехах. Если же этого нет, если мы стремимся переложить вину на кого угодно, кроме себя самих, если не каемся перед Богом, то о каком прощении может идти речь?! Ведь стоит представить все с точки зрения чисто человеческой. Разве можно извинить сына, который ведет беспутный образ жизни, заведомо зная, что тем самым приносит боль своему отцу? Конечно же, нельзя. Такой сын заслуживает не уважения, а всеобщего порицания. Быть может, отец, любя свое чадо, и простит, покорно заплатит все сыновние долги, но сердце-то отцовское при этом будет ранено. Вот и мы, совершая грехи и извиняя себя в них, как бы разбиваем любящее сердце Отца нашего Небесного. Возможно ли найти такому поведению оправдание?! Не станем же, братья и сестры, злоупотреблять Божественным милосердием и любовью, дабы не уподобиться презренному тому сыну.
Во-вторых, становясь на путь христианства, мы принимаем на себя обязательства вести иной, новый образ жизни. Изменения происходят и в нас самих, и в мышлении, и в отношении к окружающему нас миру. Иногда это новое незаметно для нас. Но вот в жизнь входит и постепенно занимает в ней главенствующее место Церковь Христова, без которой мы уже не представляем своего существования. Мы начинаем молиться, поститься, жить по заповедям Божиим. Приходится порой отказываться от того, что было дорого в прежней жизни. Многие вещи, волнующие мирских людей, отходят на второй план и постепенно и вовсе теряют свою силу, потому что иным становится наше мировоззрение. Мы теперь по-другому смотрим на жизнь и на происходящие в ней процессы. Умираем для прежнего, воскресаем для нового. И это наше новое зачастую негативно воспринимается теми, кто к Богу еще не пришел, духовно обездолен. Но мы должны молиться за них и помнить о том, что блаженны гонимые правды ради (Мф.5:10).
И, в-третьих, апостол Павел учит христиан Рима и в их лице всех нас, что вера во Христа, принятие Господа не есть простая этическая перемена. Обретя Бога, человек действительно отождествляется со Христом и находится теперь в Господе, как и Господь пребывает в нем. Без этого единства торжество веры невозможно. Мы теперь не свои, а Божии (см. 1Кор.6:19–20)! И вот это осознание должно присутствовать с нами всегда, где бы мы ни были, чем бы ни занимались и что бы с нами ни происходило. Как человеку нельзя жить без воздуха, так познавшему Бога и уверовавшему во Христа невозможно отныне пребывать без Божественной любви.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Удостоиться любить (Господа) искренне и как должно – это Царство Небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага неисчислимые». И далее: «Если бы кто стал угрожать мне будущей нескончаемой смертью, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал мне бесконечную жизнь, я бы не согласился». А преподобный Ефрем Сирин пишет: «Тебя, Господи, должны искать мы вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, исцеление для раненных, утешение для всех сетующих. Ты – мир в пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не страдает от голода».
Сподобимся же и мы, братья и сестры, в этот святой день упокоения, в Великую Субботу, возлюбить Господа изо всех сил своих, с полной признательностью к Нему, добросовестно и добровольно расположим сердце и душу к непрестанному служению Богу и принятию Божественной воли. Аминь.
Комментировать