- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути:
се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем.
Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся,
и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним…
Стихира на хвалитех на утрене
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие о Господе братья и сестры!
Вот и наступила она – священная седмица страданий Христовых. Мы с вами вступаем во время самое важное, самое ответственное в церковном году. Ведь не случайно дни эти называются Великими. Чрезвычайность воспоминаемых событий возносит каждый день этой недели на величайшую высоту христианского сострадания и сопереживания. С особым смирением и благоговейным трепетом входим мы в это святое время в храм Божий. Суета земная отступает на второй план. Все события повседневной жизни как бы не имеют теперь значения, потому что кажутся такими мелкими, ничтожными, не заслуживающими нашего внимания. А все мысли, все чувства, все помышления устремлены к Нему, Сыну Божиему, готовому пройти сквозь трясину предательства, боль унижения, позор надругательств, тяготу страданий и позорную смерть на кресте.
Грядый Господь к вольной страсти… Он Сам, по неизреченной воле Своей становясь жертвенным Агнцем, святым апостолам возвещает о том, что предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем (ср. Мк.14:21). Этим Господь призывает окружающих с особым вниманием и сочувствием отнестись к Его словам о том, что неминуемо должно произойти. И только ли к ученикам Его обращено сказанное?! Неужели от этих слов Спасителя не вострепещет и наше так любящее Господа сердце?! В эти дни всем нам, христианам, предстоит благостное поприще сострадания, каждому по его мере, духовной силе и степени любви.
Сострадать – значит разделять страдания. Сколь же высокую и важную задачу возлагаем мы сейчас на свои плечи? Прожить вместе с Господом эти последние, самые трудные дни Его земной жизни… Следовать по стопам Его. Видеть духовным зрением все тяготы и муки, которые Сын Божий понес за нас. Стоять рядом с Ним на Голгофе. И плакать от сопереживания, любви и от бессилия что-либо изменить! Благостность сострадания именно в этих льющихся из наших глаз, порой неожиданных, порой слишком откровенных или, наоборот, сокровенных, но всегда очистительных слезах… Бог есть Любовь. Он любит нас! Ради нас все это… Сумеем ли мы хоть отчасти воздать Господу нашей любовью?!
Когда действительно любишь, сопереживание становится основой существования. С любимым человеком мы счастливы разделить и радости, и горести. Эта сопричастность является тем светом, который согревает и обновляет душу. Но способны ли мы не просто к большой земной, а к величайшей христианской любви, когда боль Господа – наша боль, страх Господа – наш страх, молитва Господа – наша молитва?..
Еще вчера мы с вами праздновали торжественный Вход Господень в Иерусалим. Толпы ликующего народа, приветственные крики, шум. И среди всей этой ликующей суеты Его глаза – грустные, все понимающие и все знающие глаза истинного Бога: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет… (Мк.10:33).
Можем ли мы остаться равнодушными и не разделить со Спасителем Его последние минуты? Ведь это за нас Господь идет на крест! Наши грехи омываются Его святой кровью! Отвергнем же житейскую суету. Остановимся. Подумаем…
Господи, позволь нам просто быть рядом, позволь сопереживать беспредельным страданиям Твоим, шаг за шагом сшествуя Тебе, Спасителю нашему!
Сегодня мы слышали в Евангелии (см. Мф.21:18–43), как Спаситель, возвращаясь после торжественного входа в Иерусалим, по дороге взалкал и увидел смоковницу. Господь захотел отведать плодов ее, но таковых не нашел – на дереве были только листья. И тогда сказал Христос: да не будет же впредь от тебя плода вовек, – и смоковница тотчас засохла. Узрев это чудо, ученики удивились, как могло в одночасье засохнуть здоровое и крепкое дерево? На что Божественный Учитель сказал им: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Многое может молитва, творимая с любовью и верою.
И как бы в объяснение происходящего Господь сказал приступившим к Нему в храме первосвященникам и старейшинам притчу о виноградарях, которым был поручен в работу виноградник, но когда пришло время собирать урожай, они не только не отдали хозяину плодов, но и убили его единственного, посланного к ним сына. Потому сказываю вам, заканчивает притчу Спаситель, что отнимется от вас Царство Божие.
Почему Господь одну за другой произнес эти притчи? Что общего между этими двумя, казалось бы, такими разными образами? И бесплодная смоковница при дороге, и злые виноградари из притчи – образы состояния душ человеческих. Наших с вами душ, братья и сестры! Рано или поздно ко всем нам приходит Господь наш Иисус Христос, алчущий одного – нашего спасения. И что же находит Сын Божий в нас? Где плоды нашей веры, где молитвенные воздыхания, где стремление к духовному совершенствованию? Нет их! Листья, одни только листья – суета земная, житейские заботы, мелочные страсти и суетные переживания. Но для того ли Вседержитель «насадил» нас на земле, сугубо одарив силами и способностями?
Спросим себя: а что есть плоды духовные, которых ждет от нас Спаситель? Святой апостол Павел говорит: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера… (Гал.5:22).
Заглянем теперь в свои сердца, присутствуют ли в них драгоценные для Господа плоды добрых дел, или уподоблены они бесплодной смоковнице либо виноградарям, не желающим эти плоды отдавать? Как страшно звучит: отнимется от вас Царство Божие. В притче о виноградарях нельзя не видеть осуждения тем христианам, которые дерзостно нарушают заповеди Божии и продолжают распинать Сына Божия своими многочисленными прегрешениями. Только бы не к нам были обращены эти слова! Еще есть время… Поспешим же, опомнимся, не дадим засохнуть духовным силам своим! Сбросим и отметем, хотя бы в Страстную седмицу, листья суеты, чтобы произрастить для Господа в душах наших благодатные плоды веры, любви и покаяния. «Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи» (седален по 1-й песни трипеснца на повечерии в Неделю ваий).
В Страстной Понедельник кроме бесплодной смоковницы и злых виноградарей Церковь напоминает нам и о целомудренном Иосифе, проданном в рабство братьями за 20 сребреников и потом вверженном в темницу между двумя преступниками. Это ветхозаветный прообраз грядущих страданий Спасителя.
«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит», – возглашает Церковь (седален по 3-й кафизме на утрене). Сегодня не просто первый день недели, понедельник, сегодня – начало страстного пути Господа, на который, сшествуя нашему Спасителю, все мы с трепетом и благоговением вступаем. И идем по нему за Христом. Каждый – по мере своих сил и возможностей. Кто-то постоянным присутствием в эти дни на Богослужениях в храме.
Кто-то благоговейным чтением Святого Евангелия и размышлением о последних событиях из жизни Господа и о страданиях Его. Для многих эти святые дни – время усиленного поста, исповеди и причащения. Недаром святые отцы говорят, что «кто, имея возможность приступать в сии дни ко Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот явно уклоняется от Господа, бежит от своего спасения».
Есть и еще один путь следования грядущему на страдания Господу: добрые дела, совершаемые во имя Его. Кажется, что это самый отдаленный и непрямой путь, но между тем нет ничего ближе него. На Страшном суде Своем Господь по делам милосердия будет оправдывать или осуждать людей. Облегчая страдания ближних в эти дни, мы исполняем заповедь Божию. И потому да не пройдем мимо нищего, накормим алчущего, оденем нагого, утешим скорбящего. И наше усердие будет приятно Господу не менее, чем усиленный пост и молитва. Носите бремена друг друга, наставляет святой апостол Павел, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2). Опечаленный и страдающий, кто бы он ни был – близкий друг или давний враг, своими скорбями должен призывать к состраданию каждое христианское сердце.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воздадим же вступившему на поприще страданий Спасителю всю полноту нашей любви христианской, в которой воедино собраны все человеческие добродетели. Любовь эта позволит нам не только последовать Христу, не только сопереживать, не только сострадать и молиться, но и сораспяться с Господом. И радостно воскреснуть вместе с Ним! Аминь.
Комментировать