- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
(Ин.6:56)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В благодатные дни Великого поста Святая Церковь призывает верных чад своих достойно подготовиться и соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Всю неделю мы с вами с усердием посещали храм, молились, приуготовляли душу к этому благословенному событию. И вот, в нынешний знаменательный день многие из вас сподобились вкусить драгоценный дар Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня вы стали участниками той самой Тайной вечери, на которой с трепетом и благоговением разделяли трапезу с Господом святые апостолы, той самой вечери, к которой так стремились первые христиане, вдохновляясь ею на добрые дела и мученические подвиги. Когда Спаситель Сам впервые причастил учеников Своих, Он заповедал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).
От создания Церкви Христовой, от первого дня ее бытия, христиане с верою и благоговением принимают Святые Дары, таинственно и нераздельно соединяясь с Господом. Это таинство установлено не людьми. Сам Господь Иисус Христос сказал о хлебе: Сие есть Тело Мое, и о чаше: Сия есть Кровь Моя (Мф.26:26, 28). Спаситель совершил преславное чудо, отдав во спасение всем нам Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь, чтобы каждый, принимающий в себя Святые Дары, соделался Ему сотелесным и единокровным.
Апостол Павел пишет: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор.10:16). Святитель Иоанн Златоуст истолковывает эти слова так: «Весьма верно и страшно выразился (апостол), а смысл слов его следующий: находящееся в чаше есть то самое, что истекло из ребра Господа, того мы и причащаемся…» И добавляет: «Не думай, что это хлеб, и не считай, что это вино… Нет, не рассуждай так. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только – в чувственных вещах. Так и в крещении через чувственную вещь – воду – сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении… Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно, поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное». А святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера… Не по вкусу суди о вещи, но верой удостоверься что сподобился ты Тела и Крови Христовых». По словам апостола Петра, в этом неизреченном таинстве мы с вами, братья и сестры, становимся не просто последователями Господа, но причастниками Божеского естества (2 Пет.1:4). Святые таины сорастворяются с сущностью человеческого тела, освящая и преображая его.
Святитель Димитрий Ростовский учит: «… право веруй с Церковью о Страшных Тайнах. Хотя глазами ты видишь хлеб и вино, но крепко, без сомнений веруй тому, что существо их, наитием и действием Святого Духа и властью Всемогущего Слова Божия, прелагается в Тело и Кровь Господни под видами пшеничного, квасного, свежеиспеченного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздей». Глубокая, совершенная и непостижимая Божественная любовь призывает всех нас в дни святого поста на вечерю Господню, приглашает к Трапезе спасения. Таинство Причащения есть не просто неизреченное благо, но высшее проявление милосердия Божиего. Вы только задумайтесь: в этом святом таинстве Господь, Всемогущий и Всеблагий, дает нам Себя Самого в пищу!
Став с нами единым целым, Спаситель изнутри преображает нас, потому что с Ним мы умираем для греха и с Ним воскресаем для новой жизни – жизни с Богом. Вот почему преподобный Ефрем Сирин пишет: «Духовен Хлеб сей, как и Даятель его; духовных оживотворяет Он духовно».
Господь знает человеческую немощь и, проявляя Свое необыкновенное снисхождение и милость, преобразует непостижимое в привычное нам. Как могли бы мы вкушать страшную Трапезу Тела и Крови Христовых, подаваемую в натуральном виде!
И сколько случаев знает Церковь, когда Господь укреплял веру сомневающихся истинным видом Святых Даров.
Почему же для этого великого таинства берутся самые обычные земные хлеб и вино?
Святоотеческое учение о Евхаристии поясняет, что для установления таинства Причащения Господь мог употребить любую пищу, любой продукт питания, ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим.4:4). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в священной символике того времени придавалось особое значение. Хлеб являлся символом жизни. Вспомним, Господь неоднократно говорил о Себе иудеям: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век (Ин.6:32, 33, 35, 48, 51). А чаша вина – прежде всего, символ спасения. Чашу спасения прииму и имя Господне призову, – говорит пророк Давид (Пс.115:4), но вместе с тем она символизирует и страдания. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? – сказал Спаситель (Мф.20:22). Свои собственные страдания Он тоже назвал чашей: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… (Мф.26:39).
Господь, Сын Божий воплотился, принял на Себя плоть человеческую. И мы обожаемся, причащаясь достойно, приемля в себя Тело Спаса нашего, Самого Бога-Слова.
Что делается, братья и сестры, с голодным человеком, если его хорошо накормить, предложить вкусную пищу и вино? Естественно, приняв обед и поблагодарив за угощение, человек становится весел, укрепляется в своих силах. Вот и душа человеческая, вкусив долгожданную трапезу Святых Даров, совершенно преображается, обновляется, наполняется неземной радостью, потому что отныне она озарена небесным светом, светом добра, милосердия и созидания. «Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь», – говорит преподобный Макарий Египетский. Ничто не может сравниться с этой святыней Господней, с неизреченным даром Благого Бога! Святитель Григорий Богослов наставляет: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми».
Но Хлеб небесный и Чаша жизни могут быть для нас не только источником спасения, но и мечом осуждения. Небесная Трапеза подается святым, то есть готовым ее принять достойно, с открытым сердцем, с обновленной и очищенной от грехов душой. Недостойный же причастник Тела и Крови Христовых суд себе яст и пиет (1Кор.11:29). Как же надо принимать благословенную Трапезу? Со страхом Божиим и верою приступите, – призывает Церковь.
Причащаться Святых Христовых Таин надо с должным расположением души и сердца. А что если этого нет, а человек все-таки дерзает приступать ко Святой Трапезе?! Что происходит, он получает просто хлеб и вино? Нет. Недостойные, как и достойные, принимают в себя истинные Тело и Кровь Господни. Однако само счастье соединения с Господом обращается для них в величайшее несчастье, потому что, как говорит апостол Павел, недостойный причастник вносит в себя суд за то, что неисповеданными грехами своими и неподготовленной душой снова распинает Христа, становится виновником смерти Господней. Вот почему, братья и сестры, Великим постом, да и всегда, мы должны не только стремиться приступить ко Святой Чаше, но делать это правильно и достойно, чтобы причастие Святых Христовых Таин было для нас «во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную, а не в суд или осуждение».
Но как же должно подготовиться ко столь желанной и благодатной встрече с Господом в таинстве Святого Причащения? Многими студными грехами мы так осквернили себя, что трудно даже надеяться на милосердие Божие. Мы и помыслить не можем, что Господь может такое простить, но Он прощает ! По Своей благости Он любит нас, терпит нас, скорбит за нас, страдает за грехи наши. И прощает! Для Бога нет ничего невозможного! И нет такого греха, которого бы Он не простил! Одного только ждет от нас Отец Небесный – искреннего покаяния и твердого намерения исправить свою жизнь, сделать ее угодной Богу. Великий пост, который мы с вами переживаем, представляет для этого самые благоприятные возможности. Ведь что такое пост? Пост есть лестница духовного восхождения человека. Вот и поднимаемся мы с вами по ступенькам этой лестницы все вверх и вверх! И Господь дает нам на то вдохновенные силы. А еще Великий пост – преддверие несказанной радости, начало Пасхи Господней !
Завершается первая неделя… Еще пять недель поста явится для нас временем духовного делания, молитвенного труда, очищения и обновления души, ожидания и приготовления пресветлого пасхального торжества.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святой Иоанн Златоуст пишет: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься: должны поститься также и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело. Человек не может угодить Господу, если будет воздерживаться от пищи, но в то же время останется невоздержанным во всем другом. Какая ценность в том, что человек будет бояться вкусить что-либо скоромное, а с гневом и ненавистью в то же время будет снедать душу брата своего?» Какие справедливые слова! Действительно, получим ли мы пользу от поста, если с завистью и осуждением станем смотреть на других людей, если уши наши будут услаждаться и искушаться развлечениями, если язык не перестанет исторгать ложь и клевету, если ум осквернится нечистыми помыслами, душа воспламенится гневом и злобой, а сердце преисполнится гордости и тщеславия? Какой же в таком случае получится пост?! Просто диета и все! Не того ждет от нас сейчас Святая Церковь: цель поста – борьба с грехами и подавление страстей, а не изнурение тела.
Очень хорошо сказал в свое время о посте блаженный Иероним: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти?»
Будем поститься, будем говеть, но будем делать это правильно! Пост это животворящая весна покаяния. Пост это радость духовного обновления. Пост это молитвенное совершенствование. Пост – это неустанная подготовка своей души и трепетное ожидание Пресветлого Христова Воскресения. Отзовемся же искренним упованием на призыв Святой Церкви: «Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, сретим Владыку». Аминь.
Комментировать