<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров

Вкусите и видите, яко благ Господь.

(Пс.33:9)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Во дни Великого поста на каждой Литургии Преждеосвященных Даров мы с вами слышим благословенные слова: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Благость Божию мы можем ощущать всегда, каждый день и час нашей жизни, потому что Господь никогда не оставляет нас без внимания. Все, что происходит с нами, пронизано Его неизреченной любовью.

Но самое знаменательное явление благости Господней ощущается на Божественной Трапезе, уготованной, по Его милости, всем верным, в таинстве Святого Причащения. Ведь не только жизнь и мир дарует нам Господь, Он дает нам Самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь, которые мы вкушаем во оставление грехов и в жизнь вечную. Великое таинство совершается в храме, когда в жертву за род человеческий приносится Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29). И это не только проявление благости Господней и явленного всем нам чуда, но и подлинное знамение нашего будущего воскресения. Мы помним слова Спасителя, который говорил: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не имеете жизни в себе (Ин.6:53). И еще: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56). Причащаясь Святых Христовых Таин, мы приобщаемся Божественному свету и жизни вечной, сами становимся носителями света Христова, просвещающего мир. Как рассветное солнце отражается в капельках росы, так и благость Божия расцветает в каждом трепещущем христианском сердце, принимающем в себя Возлюбленного Господа.

В чем же проявляется высшая благость Господня? Погрязший в грехах род человеческий и не помышлял о примирении с Отцом Небесным, вступая в непрерывную вражду с Богом. И потому Сын Божий Иисус Христос, воплотившись и в полной мере став Человеком, не за други своя положил пречистую душу, распялся и принял мученическую смерть на кресте, а за врагов непримиримых. И это явилось верхом Божественной любви. Но что же мы? Как можем ощутить эту благость? Благость эта дана нам в благословенном святом таинстве. Любовь Бога простирается на нас в гораздо большей степени, чем когда-то. Ведь не один раз, не два, а много, каждодневно полагает Спаситель за нас душу Свою, становясь Агнцем Божиим, закланным за грешных и недостойных людей. В этом проявляется не только воля Божия, но и высшая премудрость. Добровольно снова и снова Сын Божий вступает на Голгофу, опять приносится за нас в жертву. И это – не поэтический образ, а реальная, но недоступная нашему разуму действительность, принимать которую надо не умом, а верою. Святые Дары, которых многие из нас сподобились сегодня приобщиться, не являются простыми символами. По благости Божией, хлеб и вино в таинстве Святой Евхаристии действительно прелагаются в то самое Пречистое Тело, пригвожденное к кресту грехами нашими, и ту самую Пречистую Кровь, за нас, беззаконных, изливаемую. И ныне Господь восседает одесную Небесного Отца, пребывает на престолах и жертвенниках в храмах Божиих. Его бессмертной любви хватает на всех и за вся.

Слова, которые мы слышали сегодня о благости Господней, провозгласил когда-то псалмопевец Давид. И было это несомненным пророчеством, загадочным и непонятным до определенной поры. Но вот мы теперь знаем, что под видом хлеба и вина предает Господь наш Иисус Христос Себя Самого в Святую Трапезу всем ищущим спасения: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Подумайте, братья и сестры, кому предназначаются Бесценные Дары Господни?! Не только праведникам, не только апостолам, не только угодникам Божиим и подвижникам – избранным овцам стада Христова, но наипаче нам, маловерным и грешным, сомневающимся, творящим беззакония на каждом шагу! Так разве это не Божественная благость, на нас щедро и изобильно изливаемая?!

Но разве Всевидящий Господь не знает, что не все из причастников достойны Бессмертной Трапезы, не все мы чисты суть (Ин.13:10)? Однако Святые Дары милостиво подаются Богом всем, к ним приступающим, а вот благоговение, стремление к святости и страх Божий зависят от нас, от нашего волеизъявления, от нашего отношения к происходящему в таинстве. Даже если бы мы только один раз в жизни имели возможность соединиться со Христом в Святом Причащении, то и тогда нашей благодарности не было бы предела! Но это благо предоставляется нам во время всей земной жизни. Никто не ограничивает нас в данной благодати: придите, все верные, вкусите, ведь вы воочию видите, яко благ Господь! Бог никогда не отлучает нас от Святой Чаши. Это мы сами зачастую медлим, откладываем Божественную Трапезу на потом. Между тем Отец Небесный терпеливо, с любовью ждет нас. Ждет нашего покаяния. И ни одна искренняя слеза не может быть Всевидящим Богом не замечена! Ни один вздох раскаяния, слетающий с наших уст, не может быть не услышан Сердцеведцем Господом! Неизреченной любви у Бога хватает на всех! Потому что благость Его совершенна.

Совершенна до такой степени, что щедротам Божиим нет конца, когда на каждой Божественной Литургии в пищу верным подается Пречистое Тело Господне и Пресвятая Кровь Его. Вот и сегодня все мы с вами стали непосредственными свидетелями этой величайшей благости.

Не должно допускать в душу свою отчаяние и мысли о невозможности прощения совершённых прегрешений. Враг рода человеческого не дремлет и желает внушить нам мысли о немилосердии Бога, когда, осознавая тяжесть своих грехов, мы начинаем сомневаться в том, что Господь примет наше покаяние и сможет нас простить. Но у Бога отвержения в покаянии нет! Господь благ, и благость Божия распространяется на каждого из нас, подвизающегося в молитвенных трудах, посте и духовном совершенствовании, трудящегося в непрестанном деле очищения, покаяния. Господь благ ко всем – обремененным, сомневающимся, удрученным, отягченным житейскими проблемами или физическими недугами.

Благ к угодникам Божиим, подвижникам веры и благочестия, праведникам Христовым. Но не менее благ Господь и к кающимся грешникам, дабы и к ним пришло желание распахнуть для Бога сердце и впустить в него Божественную благодать.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Будем же непрестанно благодарить Спасителя за то, что беспрепятственно дает нам, грешным и недостойным, вкушать Святую Трапезу, очищает нас от всякой скверны Пречистыми Своими Телом и Кровью, питает нас Самим Собой, чтобы и мы становились причастниками жизни вечной.

День за днем, седмица за седмицей проходит святая Четыредесятница. Вот уже близится к завершению благодатный Великий пост. Спросим же себя о том, что полезного вынесли мы из него, напитались ли благостью Господней?! Можем ли мы с уверенностью сказать, что уже духовно готовы встретить Преславное Христово Воскресение, что не мертвы духом, а наполнены верой, надеждой, любовью, светом истины и Божественной благодатью?! Ведь именно для этой нашей подготовки и был предназначен Великий пост! Святая Церковь так и возглашает сегодня: «…святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче… душеполезную совершивше Четыредесятницу!» Была ли она таковой для каждого из нас?

Очень скоро наступают дни Страстей Христовых, на которых сосредоточится все наше духовное делание. Попросим же у Господа силы достойно сопереживать и сострадать Спасителю! Да не будет недостатка с нашей стороны в истинных покаянных слезах, орошающих Искупительную Голгофу, омывающих наши сердца и созидающих нас готовыми принять вечную и неизреченную благость Христа, страдающего, распинающегося за грешный род человеческий, принимающего смерть на кресте и воскресающего. С благоговением сердечным вспомним слова Преподобного Серафима Саровского: «Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую… во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше… Потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, – и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется!» Аминь.

Комментировать