митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене

Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваше,
предати Пилату на смерть неповиннаго…

Стихира самогласная, на стиховне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждое песнопение святой Страстной седмицы заключает в себе глубочайший смысл и подвигает нас на молитвенный подвиг и сострадание Господу нашему Иисусу Христу. Церковь Христова призывает всех православных христиан в эти благословенные дни внимательнее относиться к собственной душе и непрестанно держать в уме памятные события, связанные со страданиями Спасителя. Всё в храме Божием говорит нам сегодня об этом.

Вот мы слышали вдохновенную и трепетную стихиру, которая начинается словами: «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваше, предати Пилату на смерть неповиннаго». Завистники и клеветники ополчились на Господа нашего. В словах их обвинительных нет правды, зато много хитрости земной и утонченного лукавства. Святитель Василий Великий говорил: «Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит к исполнению свой умысел».

Так было и тогда, когда лукавое соборище собиралось против Христа Спасителя. На первый взгляд они ратовали за соблюдение чистоты иудейс кой веры, выступали обличителями «назорейской ереси», но на самом деле тешили и лелеяли жестокие планы расправы над Господом, Который сильно мешал им, отвлекал народ Своим учением, проповедью и невиданными чудесами. Они понимали, что теряют власть над людьми, что рано или поздно иудейский народ отступится от их наставлений, чтобы внимать правдивым словам Христа. И тогда в своих гордыне и тщеславии потерпят они полный крах! Значит пока не поздно необходимо расправиться с Иисусом из Назорета, предать Его смерти.

Вот для этого и нужно было лукавство, ожесточающее сердце и очерствляющее душу, ведь лукавый человек – соименник и сообщник диаволу. Кто поступает лукаво, тот гневит Бога и, в свою очередь, укрепляется во лжи и лицемерии. А ложь, подогреваемая лукавством, способна опорочить даже самое чистое и святое. И потому решили они, старейшины и первосвященники, «предати Пилату на смерть неповиннаго». С виду же все прикрыто мнимым благочестием и исповеданием веры во Всесильного Создателя, – и этим вожди иудейские оправдались перед судом своей совести, если она у них вообще была.

Только не было душевного спокойствия у предателя Иуды Искариотского. Зависть, сребролюбие и жадность привели к необратимым последствиям. И потому мы слышали далее в упомянутой стихире: «Днесь имением удавление Иуда себе облагает, и лишается обоюду жизни, привременныя и Божественныя». Самоубийством лишив себя жизни земной, нераскаянием в совершённом злодеянии бывший ученик Христов предатель Иуда отринул себя от благословенной жизни вечной. Трудно даже предположить, сколько горечи и желчи скопилось в тот момент в его сердце. А ведь Господь наш Иисус Христос никогда не обделял этого человека Своей неизреченной любовью. Ему было дано так же много, как и другим апостолам. И до последнего момента уже распятый на кресте Спаситель ждал и жаждал его раскаяния, чтобы спасти Иуду. Но покаяние так и не озарило завистливую душу…

Почему же именно Иуда вступил на нечестивый путь предательства? Потому что скрытность его сердца, бездна лести, навык лжи и воровства до конечной степени взлелеяли в нем непомерное самомнение и гордыню. Став противником смирения, упорствуя в своем злом волеизъявлении, Иуда Искариотский сам, всеми чувствами и жизнью своей, подготовил себе причину страшного падения, бесовское безобразие предательства. Устами произносил одно, в сердце лелеял другое. В результате – потерял все. И в нем билось лукавое сердце, которое, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, есть «корень и источник греха».

Лукавство видим мы и в Каиафе, который, обвинив Христа в хуле на Бога, тем не менее хотел снять с себя вину за осуждение Его, переложить на других ответственность за окончательное решение о расправе над Сыном Божиим, но невольно именно он выступил пророком искупительной жертвы Спасителя: «Днесь Каиафа неволею пророчествует: уне, глаголя, Единому умерети за люди». Каиафа в тот год был первосвященником. Видя людское волнение, нарастающий бунт расправы, Каиафа дал совет иуде ям, что лучше одному человеку умереть за народ, чем силой унимать потом всех. Сам, не осознавая того, он пророчествовал о спасительном значении для всех людей смерти Господа нашего Иисуса Христа. И произошло это потому, что через первосвященника, каким бы в человеческом плане он ни был, Отец Небесный вещал премудрую Свою волю. А воля та была – «Единому умерети за люди».

Господь наш Иисус Христос вступает на голгофский путь страдания, дабы очистить нас от греховного плена и воскресить для жизни вечной: «Прииде бо за грехи наша пострадати, да нас свободит от работы вражия, яко Благ и Человеколюбец». По благости Своей и человеколюбию Спаситель готов по доброй воле претерпеть муки крестные, умереть на позорном кресте казни, преобразующемся под святым телом Его в Древо жизни, дарующее надежду и веру, несущее победу над смертью и спасение. Будучи Богом, ради нас Сын Божий сделался Человеком, претерпел заушения, унижения, оплевание и распятие на кресте. Господь вынес такие страдания, которые не под силу вынести никому. И теперь Господь и Бог наш обращается к каждому христианскому сердцу, призывая к смирению, милосердию и любви. Если Он Всесильный Создатель, ради нас смирился до полного уничижения, то почему же мы не можем отложить и отринуть гордое и греховное свое мудрование, чтобы смириться пред Господом и Спасом нашим? Если Он, Сын Божий, пострадал за каждого из нас, то почему же мы боимся претерпеть малые лишения ради Христа и не принимаем с радостью всего того, что посылает нам Бог в этой жизни?

Мы благодушны и преисполнены благодарности к Творцу, когда в жизни все хорошо и спокойно, когда обладаем мы всяческими благами, довольством и достатком. Но стоит лишь трудностям и испытаниям встать на нашем пути, то посмотрите, сколько в душе просыпается сетования и ропота, даже до укорения Бога в оставленности нас! И вот мы, влекомые собственным эгоизмом, уже готовы из благодарных чад Божиих стать беспощадными обвинителями Господа: якобы не слышит Он молитв наших, не исполняет просимое, посылает нам беды! А может быть, просто стоит задуматься, поразмыслить о своем существовании, спросить себя: а достойны ли мы Божественной милости?! Вспомним мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Живущий добродетельно и богоугодно человек непременно претерпевает поношения и обиды от людей порочных и не знающих Бога. Если же мы станем за зло воздавать злом, за обиду платить обидой, ненависть встречать ненавистью, то уподобимся лукавому соборищу, предающему любовь Христа. Ведь за весь род человеческий распялся и умер на кресте безгрешный Господь. Мы мало задумываемся над тем, что оскорблениями ближних словом или делом оскорбляем Самого Бога, Который любит каждого человека. Святитель Тихон Задонский писал: «Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит. Тяжко это, как сам видишь, поэтому, как только оскорбишь ближнего, тотчас смирись перед ним и со смирением испроси у него прощения, чтобы не подпасть праведному суду Божию».

Вспоминая сегодня страдания Господа нашего Иисуса Христа, постараемся так преобразить жизнь свою, чтобы каждым днем, каждым часом и мгновением служить Богу, быть достойными Его любви и высочайшей милости. Путь Господень, по которому мы, христиане, следуем, нелегок, на нем встречается немало трудностей и преград. Сам Господь сказал: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). Конечно, гораздо легче искать в этой жизни славы и почета, праздности и плотских наслаждений, удовлетворения страстей и мнимого спокойствия, чем неустанно подвизаться под благим игом Христовым. Порой мы бываем так ленивы, забывая о том, что «леность, – по словам преподобного Ефрема Сирина, – разрушает благоговение». Вот почему, наставляя духовных чад своих, святитель Димитрий Ростовский не уставал повторять: «Не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся, трудись, ибо ныне у тебя жатва, ныне торг и купля: жни, покупай, чтобы не быть жестоко осужденным… чтобы не быть чуждым Божией благодати».

И тогда за подвиг веры и труды благочестия непременно прославит тебя Божественною славой Вселюбящий и Всевидящий Господь. Аминь.

Комментировать