- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
(Ин.12:13)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.12:1-18) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий.
Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. За трапезой к Лазарю, естественно, было приковано особое внимание, потому что люди находились под впечатлением его предивного воскресения.
Но тут Мария, сестра Лазаря, совершает действие, которое не всеми присутствующими было воспринято однозначно. От недавнего погребения ее брата оставался фунт драгоценного мира, которым помазывали тела усопших. И вот Мария, взяв этот благовонный состав, помазала ноги Господа и благоговейно и смиренно отерла их своими волосами. Преисполненная признательности к Господу, так она совершила обычный у иудеев обряд гостеприимства. Дело в том, что в Палестине было принято, когда дорогой и почтенный гость входил в дом, омывать ему ноги и помазывать голову, а иногда и одежды благоуханным маслом. По словам Святителя Иоанна Златоуста, Мария по сравнению со своей сестрой всегда была «более духовною». Мирские хлопоты и заботы она ставила ниже благоговейного почтения к Божественному Учителю и духовного совершенствования. И потому она приступила к Спасителю не как к человеку, а как к Богу. Мы видим, что Христос не стал удерживать ее, не возражал против совершаемого ею. Это значит, что поступок Марии был Им принят и угоден Богу. Зато как восприняли ее действие окружающие?
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? И тут же евангелист Иоанн Богослов поясняет: сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик, и носил, что туда опускали. Деньги для Иуды заменяли все. Мы знаем, что за деньги продал он Божественного Учителя. Сейчас же вопросом своим Иуда высказывал непочтительность к Господу, так как, по его утверждению, миру можно было бы найти более достойное применение, чем воздание почестей Христу. Одновременно в этом вопросе чувствуется и злоба, и зависть: почему не его, Иуду, так уважительно принимают в этом доме?! Видимое же попечение о нищих есть не что иное, как ярко выраженное фарисейство, желание выставить перед другими людьми свое мнимое благочестие и доброту. На самом же деле им двигали сребролюбие и жажда наживы.
Но Господь защитил перед всеми действия Марии: оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Эти слова Спасителя не совсем были тогда понятны Его ученикам, потому что, по любви своей, они отказывались, не хотели верить в скорую смерть Господа. Но настоящее событие – помазание ног Христа миром – момент великий, пророческий. Сама того не осознавая, Мария предрекла приближающуюся жертву Божественного Агнца, закланного за грехи человеческие. Кроме того, этими словами Спаситель подчеркивает, что милосердие к нищим есть постоянный и несомненный долг каждого христианина.
Множество чудес совершил Господь, но ни одно не вызывало у вождей иудейских такой ярости, как недавнее удивительное воскрешение Лазаря. Они пребывали в ярости от величия и несомненности совершённого чудесного действия, жаждали расправы не только над Спасителем, но и над Лазарем. Но именно это чудо и явилось причиной такой торжественности входа Господа в Иерусалим. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Разговоры и слухи о воскрешении Лазаря, безусловно, дошли и до иерусалимцев. Их взволновало, что благословенный Чудотворец входит в город. От искренности сердца и естественности порыва они решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил действиями простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки пальмовые ветви, по восточному обычаю, народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле. Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. Опять столкнулось материальное и духовное, временное и вечное, земное и небесное.
Посмотрите, братья и сестры, ведь и само вхождение Господне в Иерусалим было необычно и несло в себе глубокий смысл: Иисус же, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Именно так о Мессии пророчествовали ветхозаветные книги (см. Зах.9:9). Под Сионом всегда разумелся город Иерусалим и Ветхозаветная Церковь. Что же касается объяснения выражения дщерь Сионова, то оно говорит о Новозаветной Церкви, созидавшейся Господом. Только по прошествии определенного времени ученики Христа поймут символичность входа Господня в Иерусалим и пророчества об этом событии древних писаний. Сейчас же ликование народа было вызвано, как уже говорилось, чудом воскрешения Лазаря, молва о котором не сходила с уст иудеев: потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чему же поучает нас всех прочитанное в сегодняшний праздничный день Евангелие? Давайте еще раз духовными очами посмотрим на описываемые евангелистом Иоанном события. Вот мы с вами вместе с Господом пребываем в Вифании, в доме воскрешенного Лазаря, и видим, как Мария возливает на ноги Спасителя дорогостоящее миро. Мы слышим упрек Иуды и внешне возмущаемся его вопросу. А внутренне? Разве не бывает и в наших сердцах ропота, когда мы видим жертвы, приносимые благочестивыми людьми в дар Богу? Разве строительство и благоукрашение храмов не вызывает порой иудиного вопроса: зачем такие траты? А ведь это происходит лишь потому, что по-прежнему на первое место ставим мы земное, а не духовное, думаем о плотском, а не о благодати.
Торжественно, по-царски совершался вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. С великой радостью встречал Спасителя иудейский народ.
Казалось, что все эти люди, расстилавшие перед грядущим Сыном Божиим свои одежды и пальмовые ветви, навсегда уверовали во Христа как в обетованного Мессию. Но что же произошло дальше? Буквально через несколько дней те же люди в оголтелой ярости станут кричать: Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:23, 25). Воззрим же внимательно на собственные души: разве пример отступления иудейского народа не напоминает наше малодушие, нетвердость в вере, нестойкость в убеждениях? Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Как изменчиво, обманчиво и противоречиво бывает общественное мнение! Мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями. Но, скажите, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нас себя оправдывать, а других судить?
Наконец, из этого Евангельского чтения поучимся у иерусалимских жителей и паломников выражать свою радость при встрече с Господом, потому что на момент, описанный в Евангелии, они действительно радовались и действительно ликовали. Постилая свои одежды на пути Спасителя, люди выражали готовность всю жизнь посвятить на служение Царю Израильскому. Подражая им, и мы с вами, братья и сестры, воплотим радость Богообщения в дела милосердия и любви, в сострадание ближним, в веру и благочестие. Сбросим с себя все то, что загрязнено грехами нашими, оденемся в одежды правды, добра и духовной чистоты.
При встрече с Господом Иисусом Христом люди срезали пальмовые ветви, постилали их на дороге махали ими в воздухе, выражая свое ликование при виде долгожданного Царя. Сподобимся же и мы так встречать Сына Божиего, уподобим всю нашу жизнь свежей зеленой пальме, приносящей великолепные духовные плоды, благоугодные Богу и ближним нашим. Народ израильский при встрече с Господом в приветственных криках выразил всю глубину своих чувств. Будем же и мы всегда славословить Бога, воспевать Его в молитвах и песнопениях, вести себя в жизни так, чтобы сами мы были достойны этой благословенной встречи – встречи Царя Небесного. Но при этом вовек не откажемся от истинной радости, от полноты Божественной любви и не уподобимся иудейскому отступничеству, даже если за это нам будут обещаны самые вожделенные земные блага. Господь вошел в Иерусалим не для собственной славы, а для того, чтобы добровольно претерпеть крестные страдания. Этим Он, Спаситель наш, дал всем любящим Его пример величайшего самоотвержения. Через страдания, распятие и смерть, через подвиг, совершаемый для спасения других, Господь вступил в славу Свою. И мы, стремящиеся приобщиться к Божественной славе, должны быть готовы к самопожертвованию, должны достойно противостоять своим грехам, страстям, беззакониям, порокам, победить в себе гордость, тщеславие, самолюбие. И искать для себя не того, что с человеческой точки зрения необходимо нам, нашей плоти, а того, что угодно Богу и нужно для спасения души.
Заканчивается еще один святой Великий пост… Но что есть вся наша жизнь, братья и сестры? Разве не непрестанная Четыредесятница, полная трудов и подвигов, духовной борьбы и воздержания, покаяния и исправления? Впереди – Страстная седмица время воспоминания страданий Господних. Сын Божий входит ныне в Иерусалим. Люди ликуют, но сердце Спасителя преисполнено глубокой печали. О погибающих проливает Сын Божий драгоценные слезы Свои. Не о нас ли с вами плачет Господь?! Есть ли в наших душах та неизреченная любовь к Господу, которая позволит нам достойно встретить и провести страшные и святые дни грядущей Страстной седмицы? Совлечем же с себя одежды греха и благоговейно поднесем Спасителю цветущие ветви нашей истинной православной веры и христианской надежды на будущую вечную жизнь. Исповедуем Господа нашего Иисуса Христа не только Царем мира видимого и невидимого, но и вечным Царем душ и сердец наших. Как утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, «Господь – световидный Источник бессмертного потока. В этом Источнике омываются водой, текущей от Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять как светила и как лучи солнца все те, которые любят Его от всей души».
Бог – самодостаточен, не Он нуждается в нас, а мы в Нем. Всей полноты Божественной красоты и благости невозможно выразить никакими словами. Только искренне верующая душа человеческая способна хотя бы отчасти постичь величие Творца и воздать живое славословие неприступному, несказанному, непостигаемому умом Свету, созерцаемому в нераздельном единстве Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Комментировать