митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене

Во гресех твоих стал еси предо Мною и в неправдах твоих.
Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради, и грехи твоя, и не помяну.
Ты же помяни, и да судимся. Глаголи ты беззакония твоя прежде, и да оправдишися.

(Ис.43:24-26)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердцеведец Господь знает все, что происходит с нами. От Его Всевидящего Ока не утаятся не только деяния наши, но даже помыслы и помышления, все неправды, все беззакония, все совершенные нами грехи. И нет никакого смысла что-либо от Бога скрывать, потому что это по сути своей просто невозможно.

Глаголи ты грехи твоя прежде, и да оправдишися. Господь всегда готов прийти нам на помощь. Он ждет, милостиво и долготерпеливо, нашего искреннего покаяния. Ждет, но не принуждает насильно. Бог предоставил нам во всем свободное волеизъявление, и в покаянии тоже. Между тем Премудрость Божия непременным условием помилования ставит то, чтобы человек, готовый покаяться, не только сознал свои грехи, не только отверг их в сердце своем и разлюбил навсегда, но и признался в них, произнес вслух, исповедал. Оттого, братья и сестры, Церковь Христова ждет от нас не только глубокого внутреннего покаяния в грехах наших, но и внешней исповеди перед служителями алтаря, которые как бы являются свидетелями перед Богом в нашем исповедании. Вы можете спросить, братья и сестры, а зачем вообще нужны посредники между Богом и кающимися, не лучше ли совершать исповедь в глубине души своей, перед одним Богом? Казалось бы, если Господь и так все о нас знает, зачем приходить на исповедь, зачем рассказывать о согрешениях своих священнику? Неужели недостаточно просто покаяться перед Ним Самим, определив степень собственной греховности? Разве так не было бы проще?

Ответ прост: все мы с вами – люди. Да, исповедь приносится единому Богу, перед Господом мы исповедуемся, но как же услышать ответ Его на наше исповедание? Если есть в нас искреннее огорчение и сетование в том, что грехами своими мы огорчили Бога, то, естественно, дорог и долгожданен для нас будет ответ Творца, по особой благодати, данной свыше, произносимый устами священнослужителя. Прародителям нашим Адаму и Еве Бог являлся в раю Сам, затем их потомкам посылал пророков, как послал, например, Нафана обличить Давида. А что теперь? Разве хватит пророков на всех нас, грешников? Нет, конечно… Но и без ответа Бог не может оставить любящих и верных чад Своих, взывающих к Нему в покаянных молитвах. Отец духовный откроет нам волю Божию, и за это благо, за эту возможность услышать ответ достойно возблагодарим Творца!

Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми (Пс.53:1). Если бы Господь захотел судиться с нами, строго спрашивая за все прегрешения, из уст наших не прозвучало бы ни единого слова и никто бы не оправдался. Действительно, разве мы в силах воздать за те благодеяния, за тот искупительный подвиг, за все то доброе, что сотворил для нас Бог? Он создал нас, из небытия воззвал нас в бытие, наделил талантами и способностями, Он даровал нам этот прекрасный мир и все то, что мы, по Его благости, в этом мире имеем. Более того, заблудших обратил на путь истины, не оставил погибать погибающих, весь род человеческий, погрязший в грехах и самомнении, искупил Святою Кровью Своей. И вот мы теперь не просто люди, мы – чада Божии, мы – братья Христовы, мы – хотя и неразумные и нерадивые, а зачастую и заблудшие, но – дети Отца Небесного, мы – не свои, а Божии. Так что же сказать в свое оправдание? Почему же все мы так легко становимся рабами греха, услаждая никчемную свою плоть и, ради минутного удовольствия, разрывая Божественное родство? Господь любит нас, любит всех, долготерпит наши несовершенства, но сами-то мы достойны ли такой милосердной и сострадательной любви? Что мешает нам жить праведной жизнью, угодной Богу? Лень, сладострастие, стремление к достатку и довольству, гордость, тщеславие, сребролюбие… Перечень пороков, владеющих нами, может быть бесконечным. И столь же безмерна тяжесть грехов наших! Так как спастись как оправдаться перед Богом? Только смирением и признанием собственного недостоинства!

Господь спасает нас по великому Своему милосердию. Этим Божественным милосердием оживотворялись все, достигшие спасения. Согрешил Давид, согрешил Моисей, и апостол Петр согрешил, и не было в истории человечества никого из смертных, кто бы был чист от греха. И потому взываем мы, братья и сестры, к Богу, к Его милости, потому что только Всеведущий и Милосердный Бог, по Своей неизреченной милости и любви, может спасти нас при всех наших согрешениях! Благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей (Пс.22:6). Вера в любовь Божию дает надежду: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55:7).

Да, Господь многомилостив, Он всегда примет наше покаяние. Он всегда выслушает нас, поймет и простит по величайшему Своему человеколюбию! Но сами мы всегда ли готовы распахнуть перед Богом душу? Не гложет ли нас перед исповедью стыд и самолюбие, желание оправдаться, умалить свой грех? Как стыдно говорить духовному пастырю о совершенных прегрешениях! Но это, братья и сестры, ненужный, ложный стыд! Это значит, что приходя в храм Божий, врачебницу душ и сердец наших, мы не доверяем Самому Врачу или же не жаждем собственного исцеления. Стыд перед исповедью есть суетное мудрствование плоти. Нагими входили мы когда-то в купель крещения, нагими же, то есть открытыми, искренними, обличающими себя, предстанем и пред благодатной купелью покаяния. Исповедь – это испытание, преодоление себя, своего самолюбия. Но это же и спасительное благо, дарующее нам очищение и святость.

Безгрешных людей нет. Кто считает себя безгрешным, грешит безмерно, так как восстает против откровения Божия и Самого Бога обвиняет во лжи. По словам святого апостола Иоанна Богослова: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин.1:8–10). Но стоит нам чистосердечно, со слезами покаяния, с осознанным желанием к исправлению принести перед Богом на исповедь грехи свои, назвать их все, без утайки, без лукавого умысла самооправдания, тем самым положив в жизни доброе начало, как Господь дарует нам не только прощение грехов, но и убелит душу благодатным очищением: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1:9).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы проходим с вами теперь поприще святого поста. Время это особое. Время подведения итогов. Как-то больше думается о прожитом, о нашем отношении к себе и к Богу… В храме сегодня много людей, желающих приступить к исповеди. И это хорошо. Это значит, что Великим постом мы стремимся духовно обновиться, принести Богу реальные плоды нашей христианской жизни. Покаяние – дар, который дается человеку от Бога во очищение и спасение. Покаяние – возможность честно и искренне оценить себя и глубину веры в Господа. Покаяние – стремление поставить себя перед правдой Божией любви. Покаяние – радость воссоединения с Богом, от Которого грехами своими мы отдалились и отпали. Воспользуемся же этим благословенным даром, примиримся с Богом и ближними, пересмотрим и изменим свою жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорит, что вся разница между святым и грешником заключается в решимости. Святым становится грешник, который нашел в себе решимость полностью себя переменить и преобразить во славу Божию. Путь духовного совершенствования непростой, но только он приближает нас к Богу. Устремимся же со всей решительностью по этому пути, держа в сердцах призыв Господа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). Аминь.

Комментировать