- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым
и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
(Ин.1:51)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Евангельском чтении, предложенном нам сегодня (см. Ин.1:43 51), в первое воскресенье Великого поста, мы слышали благодатный рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос призывает на служение Богу учеников Своих. За Спасителем уже идут Андрей Первозванный и Иоанн Богослов, брат Андрея – Симон Петр и Иаков, брат Иоанна.
Вот Христос находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп был уроженцем Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр. От них он, наверное, уже успел услышать добрые слова об Иисусе из Назарета, потому-то сразу поверил Божественному Учителю и пошел за Ним. Не исключено, что Филипп тоже был у Иордана и слышал свидетельство Иоанна Крестителя о Господе: Вот Агнец Божий! И ему, человеку искреннему и доброжелательному, очень хочется, чтобы и другие узнали о приходе Мессии, Которого так долго ждал иудейский народ. После беседы с Господом Филипп настолько уверовал в Него, что в сердце его не осталось никаких сомнений. Когда Сын Божий шел в Галилею, Он остановился с учениками отдохнуть, а Филипп отправился искать своего друга и нашел Нафанаила, сидящим под смоковницей, где тот совершал дневную молитву. В радости сердечной Филипп говорит: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Он называет Сына Божия Иисус, сын Иосифов, потому что в тот момент никому еще не была известна тайна Христова Рождества. Люди пока знали Его только как сына «тектона» Иосифа из Назарета.
Известно, что Назарет пользовался у иудеев недоброй славой. Потому-то Нафанаил восклицает: Из Назарета может ли быть что доброе? Нафанаил по натуре не слыл подозрительным человеком, но ему свойственен был практический, пытливый ум, прежде чем поверить, он хотел воочию убедиться сам. Очевидно, Филипп неплохо знал своего друга, поэтому не стал с ним спорить, что-то доказывать, убеждать, а просто сказал: Пойди и посмотри. И это было правильно.
Господь встретил юношу словами: Вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Почему Спаситель так сказал, и к кому было обращено сказанное? Христос пояснил ученикам Своим, что Нафанаил настоящий израильтянин, без всякой фальши и позерства. И этим он благоприятно отличается от фарисеев и книжников, вождей иудейских, которые не по заслугам или вере носят на себе священное имя Израиля, праведными бывают лишь на словах, тогда как внутри преисполнены различных страстей и пороков.
Нафанаил слышит в свой адрес добрый отзыв Господа, но в нем, действительно, совсем нет лукавства. И потому он не тщеславится, не гордится похвалой, а просто удивленно спрашивает: Почему Ты знаешь меня? Христос не отвечает прямо на поставленный вопрос, но дает свидетельство Божественного ведения и прозорливости. Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя, – говорит Он, указывая на то событие, о котором мог знать только Всеведущий Бог. Этими словами Господь полностью убедил Нафанаила в Своем Божественном происхождении. Все сомнения исчезли, душа озарилась неизреченным светом истины, и Нафанаил выразил твердую веру в Господа как Сына Божия и Царя Израилева: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Всеведение Божественного Учителя поразило Нафанаила и привлекло взволнованное сердце этого искреннего человека.
Назвав Господа Иисуса Христа Равви, Нафанаил признал себя Его последователем и выразил готовность учиться, постигать учение Христово. За такую веру Господь обещал Нафанаилу, что тот еще в жизни своей увидит больше сего, явно выражая тем самым намерение принять его в число ближайших последователей Своих. И потом, обращаясь уже ко всем ученикам, которые действительно восприняли и полюбили Спасителя всей душой и всем сердцем Господь сказал: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Давайте остановимся подробнее на этих словах Господа нашего Иисуса Христа. Иудеям, которые, конечно же, хорошо знали Священное Писание, было известно сновидение Иакова: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт.28:12). По этой лествице Ангелы восходят к Богу и нисходят к людям, чтобы сообщать им волю Господню. Теперь же, когда Бог-Слово вочеловечился, они продолжают восходить к Нему как к Богу, но и нисходить как к Человеку, Сыну Человеческому (по словам Спасителя). Это еще одно свидетельство Христа о Его Божественной и человеческой природах в Едином Лице Сына Божия, воплотившегося, принявшего на Себя человеческую плоть, чтобы спасти род людской, соединить небо и землю.
Итак, Господь обещает ученикам Своим, что они отныне будут видеть восходящих и нисходящих Ангелов Божиих. Но разве о телесных очах идет речь? Как же правильно понимать слова Спасителя? Вот Христос говорит, что отныне небо отверсто. Да, через Своего Божественного Сына Отец Небесный открыл Царство Небесное для людей, дал им возможность духовным зрением видеть Ангелов Божиих, общающихся с Сыном Человеческим, ставшим центром спасительного Богообщения.
Не случайно дано это тождество с удивительным сновидением Иакова. Этим самым Спаситель указывает ученикам и в их лице всем христианам на Свое Единосущие с Творцом, Вседержителем. И Ангелы так же быстро и точно исполняют волю Сына Божия, как волю Бога Отца. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христос мало-помалу возводит Нафанаила от земли и внушает не представлять Его себе простым человеком… Господь внушал признать Его Владыкою и Ангелов. Как к истинному Сыну Царя, ко Христу восходили и нисходили эти царские служители, как то: во время страданий, во время Воскресения и вознесения, и еще прежде того они приходили и служили Ему – когда благовествовали о Его Рождении, когда восклицали: “Слава в вышних Богу и на земли мир”, когда приходили к Марии, к Иосифу».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! в первое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует Торжество святого Православия. Мы слышали, как Спаситель сказал в сегодняшнем Евангельском чтении о Нафанаиле: Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И, познав на себе Божественное Всеведение Христа, именно Нафанаил впервые, по милости Божией, исповедовал перед другими людьми Господа истинным Сыном Божиим. Почему же сегодня, в этот особенно торжественный и знаменательный для каждого православного сердца день, мы слышали рассказ о необыкновенном призвании Нафанаила?
Мы готовы сетовать на наше время и завидовать апостолам, которые имели возможность видеть Господа, следовать за Ним, внимать словам Его в земной жизни. Но разве нам это не дано? Разве Господь не входит и не пребывает в нас, не вступает в теснейшее общение с нами через таинство Святого Причащения?! Разве не поучает, не наставляет нас словом Своим через Святое Евангелие? Ученики Христовы отринули все, чтобы пойти за Божественным Учителем. А мы? Так ли самоотверженна наша к Господу любовь? Спаситель ждал от апостолов послушания и понимания, смирения и чистоты сердечной, жизни по заповедям Божиим. Этого же Христос ждет и от нас. Воздадим же Богу достойную славу, будем непрестанно ревновать о Богоугождении, в исполнении Его святой воли. Будем всегда помнить о том, что человек создан по образу Божию, не для одиночества создан, а для теснейшего, вечного союза с Пресвятой Троицей. И для этой высокой цели, по благодати Своей, многим наделил нас Господь, сотворив даже тело человеческое – нерукотворным храмом Божиим. Почему же мы, которым даны от Бога разум, силы и свобода, постоянно грешим, суетимся, погрязаем в каждодневных земных заботах, забывая о главном – о стремлении жить во Христе? Святитель Василий Великий говорит: «Христиане – ветви Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают, и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно». Что бы ни происходило в нашей земной жизни, какие бы события ни случались, ничто временное не должно отвлекать нас от основополагающего – памяти о Боге, стремления к Богообщению и Богопознанию. Мы, православные христиане, делами своими добрыми должны доказывать истинность нашего исповедания Христа Богом. Понимая всю важность и значимость нашего призвания, мы обязаны добровольно и искренно следовать Тому, Кем спасены, и принадлежать, по словам Святителя Григория Богослова, к небесному «достоянию, не очень заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земле».
Сейчас мы переживаем благодатное время Великого поста, требующего от нас искреннего сокрушения и плача о совершенных грехах… Двери милосердия Божия отверсты для каждого из нас сегодня и во все дни жизни нашей. Но сумели ли мы открыть двери своей души, чтобы воспринять Божественное милосердие, откликнуться на всепобеждающую любовь Божию? Не осквернили ли мы веру во Христа многочисленными грехами, малодушием, коварной ложью и лукавством?
Святитель Василий Великий учил: «В человеке есть способность познавать своего Творца и Создателя, ибо Он вдунул в лице (Быт.2:7), то есть вложил в человека нечто от Своей собственной благодати, чтобы человек по подобию познавал подобное».
Будем же честными перед Господом, будем исповедовать святое Православие, собирать свой ум, сердце и душу к постоянному исканию Бога, к познанию своего Творца. Да наставят нас в этом мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами, чтобы порок не водворился в сердце и спаслась душа твоя». Аминь.
Комментировать