<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия

О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь
и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и суеверий,
и миром Своим оградити, Господу помолимся.

Из Последования молебна

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Первое воскресенье Великого поста носит название Торжества Православия. Называется этот благословенный день так потому, что сегодня мы воспеваем и прославляем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, твердо сохраняющую веру православную. Во всей полноте своей истина Христова пребывает лишь в Православной Церкви и потому только здесь возможно спасение, наследование жизни вечной. Святая Церковь Христова является руководительницей и путеводительницей нашей в Царство Небесное. Быть православным христианином значит исповедовать слово, открытое Господом, правильно славить Бога, непоколебимо и ревностно защищать Православие от всяких лжеучений и ересей. В истории Церкви Христовой во все времена немало было извращающих, искажающих истину Божественного учения, обвиняющих православных христиан в различных нарушениях и отступлениях. Но всем их ухищрениям чада Святой Православной Церкви противопоставляли духовную чистоту, праведность, верность и истинность веры. А сколько мучеников и исповедников православных жизни свои положили за Христа! Церковь Христова, Глава и Управитель которой Сам Господь, а все мы, братья и сестры, члены ее, – как благодатный корабль спасения, уверенно идет вперед по крутым волнам жизни. Никакие ветры лжеучений, никакие еретические бури не способны затопить и сокрушить ее. Так было и так будет всегда.

Вспомним сегодня те события, которые послужили поводом к установлению празднования сего торжественного дня.

В начале VIII века широко распространилось еретическое учение, последователи которого считали почитание святых икон идолопоклонничеством. Эту ересь разделяли даже многие византийские императоры. И потому, очень скоро, при поддержке государственных властей развернулось страшное гонение. Святые иконы изымались из храмов и домов, над ними изощренно глумились, сжигали на городских площадях, а защитников икон подвергали всяческим притеснениям и мучениям.

В 787 году против иконоборческой ереси в Никее был созван VII Вселенский Собор. Отцы Церкви высказались определенно и решительно. В деяниях Собора четко обозначено, что «изобразительность неразлучна с Евангельским повествованием и наоборот – Евангельское повествование с изобразительностью… Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение». Однако, несмотря на церковное запрещение, иконоборческие бесчиния продолжались еще четверть века, вплоть до 842 года. Это не могло не беспокоить истинных последователей веры Христовой. Тогда в Константинополе был созван Поместный Собор, на котором отцы Церкви единогласным решением еще раз утвердили иконопочитание и предали анафеме проповедников иконоборческой ереси. Инициаторами созыва Собора стали святая царица Феодора и святитель Мефодий, патриарх Константинопольский, составивший чин Торжества Православия, поскольку было принято соборное решение молитвенно отмечать победу Православия над ересями ежегодно. С тех пор среди христиан воцарились мир и единомыслие. Ничто не смущало умы православных, а Церковь Христова опять предстала во всей своей первозданной Апостольской красоте, правде и величии.

Может быть, кто-то спросит, а почему Святая Церковь так мужественно и убежденно защищает почитание икон? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим себе другой: как и кем был создан первый святой образ? Ответ на него окажется логичным, но потрясающим: Свое живое и естественное изображение, во всем сходный образ Своей вечности, Единородного Сына и Слово Свое первым представил Сам Бог. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, воплотился от Пресвятой Девы Марии и явил людям живую икону Отца Небесного. Вот почему мы говорим, что первый и во всем сходный образ невидимого Бога нам дал видимый Сын Отца Небесного, в Себе Бога-Отца являющий. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он явил (Ин.1:18). Вы помните, наверное, братья и сестры, что когда апостол Филипп просил Божественного Учителя показать им, дать узреть и узнать Бога: Покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин.14:8), – Господь ответил: Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9). Из этих слов Спасителя следует, что Он, Сын Божий, и есть естественный образ Отца, совершенно равный, во всем – подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец.

Великое счастье было дано святым апостолам, потому что они могли видеть и слышать Господа нашего Иисуса Христа, внимать Его учению, быть свидетелями совершаемых Спасителем чудес. Сам Господь говорил об этом: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали… ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф.13:17, 16). Но малым чем от апостолов умалил нас Господь! И у нас есть возможность встретиться со Спасителем. Прежде всего, в таинстве Святого Причащения, когда мы в себя принимаем Его Пречистое Тело и Пречистую Кровь, не только соединяясь, но и сродняясь с Сыном Божиим. Затем – посредством книг, в строках которых звучит Его слово, и через чтение которых мы освящаем душу. Нам ведь, братья и сестры, радостно оттого, что мы имеем такое сокровище, что есть у нас Священное Писание, книги, которые мы благоговейно читаем. И так же, созерцая на иконах изображение Господа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или выдающиеся события из истории Церкви Христовой, мы исполняемся радости и благоговейного трепета. Не доску, не холст и не краски мы прославляем, а духовно поклоняемся Божественному Образу Того, Кто на иконе изображен.

Говоря о почитании икон, уместно вспомнить также историю образа Иисуса Христа, именуемого «Спас Нерукотворный». Священное Предание повествует нам о том, что во время земной жизни Господа на Востоке жил правитель, царь эдесский, по имени Авгарь. Он страдал тяжким, неизлечимым недугом. Услышав о многочисленных чудесах, которые совершал Спаситель, Авгарь всеми силами стремился увидеть Божественного Учителя. Но болезнь не позволила ему предпринять желанное путешествие. Тогда Авгарь послал своего слугу, великолепного, очень искусного художника, чтобы тот, увидев Христа, изобразил Его, запечатлел в красках лик Чудотворца. Но сколько ни пытался художник проявить свое мастерство и нарисовать Господа, ничего не получалось. Несказанный и неизреченный свет, исходящий от Сына Божиего, слепил глаза, и Само Лицо как бы ускользало от пытливого взора живописца. Видя тщетность предпринимаемых усилий, Спаситель сжалился над мастером и приложил плат (кусок ткани, большое полотенце) к Своему Пречистому Лицу. И Лик Его чудесным образом отобразился на ткани. Изображение это было прекрасней самой великолепной картины! Образ Господа был привезен царю Авгарю, тот же, с благоговением припав к нерукотворной иконе и возблагодарив Господа за столь желанный подарок, в одно мгновенье исцелился от своего тяжкого недуга.

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Невозможно перечислить все случаи чудесной помощи, произошедшие и происходящие во все века с теми, кто с верою и благоговением притекает к святым иконам! Эта радость и это счастье дано сегодня всем нам – православным. Торжествуя сегодня вместе со всей Святой Церковью, мысленно спросим себя: оправдываем ли мы жизнью своею, верою, делами добра и милосердия свою принадлежность к святому Православию?!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали рассказ о Нафанаиле, о котором Господь сказал: Вот подлинный Израильтянин, в котором нет лукавства. И Нафанаил впервые, по милости Божией, исповедовал Христа Сыном Божиим и воскликнул: Равви! Ты Сын Божий; Ты Царь Израилев! (Ин.1:47–49). В характере Нафанаила раскрыт характер истинного православного верующего. В котором нет лукавства… Братья и сестры, а к нам можно ли отнести эти слова Господа? Не лукавим ли мы перед Богом и людьми, истинно ли веруем и храним веру православную, умеем ли отстаивать свои убеждения, ратуем ли за торжество добра, мира, любви, подкрепляем ли веру делами милосердия, совершаемыми во славу Божию?! Вспомним мудрые слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит: «Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, восстанем против диавольских умыслов смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя».

Соразмерим же всю жизнь свою, все труды, начинания и помышления со святой верой православной, чтобы всегда в нас святилось имя Господне, чтобы и нам довелось услышать от Господа: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). Аминь.

Комментировать