- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного,
дабы нам не отступить от Бога Живаго.
(Евр.3:12)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В предлагаемом нам сегодня Апостольском чтении (см. Евр.3:12 16) первоверховный Павел предостерегает первых христиан, а вместе с тем и нас с вами, современных последователей Христа, от неверия, рождающегося в лукавом сердце. Проповедь апостола свидетельствует об исключительном превосходстве Господа нашего Иисуса Христа, не только над всеми людьми, не только над пророками, но даже над чистейшими Небесными Силами – над Ангелами. Но если Христос Спаситель занимает такое исключительное положение, то и вера в Него, послушание Сыну Божиему должны быть истинными и совершенными. Если же люди лукавят в сердце своем, допускают недопустимые компромиссы, сделки с собственной совестью, то вера претерпевает страшные для души изменения, становится слабой и нестойкой, подверженной любым земным искушениям.
Лукавое человеческое сердце – это сердце, порабощенное греху, несущее в себе злые чувства и помышления. Такое состояние способно разрушить веру и привести к духовному краху, к отпадению от Бога. Апостол Павел, подчеркивая опасность неверия, предупреждает: …дабы не отступить от Бога Живаго. Потому что неповиновение Господу, отвержение Божественных заповедей и безверие лишают людей милостей Божиих, неизреченной помощи Отца Небесного во все дни жизни. Недаром апостол Павел в своем послании называет Бога Живым. Слово это несет глубочайший смысл. Прежде всего, оно значит, что Бог – истинен, Бог – вечен, Бог с нами пребывает вовек. И только вера в Живого Бога придает человеческой жизни подлинный смысл, потому что без этой веры, без помощи Божией мы обречены на духовную погибель и вне Бога ничего у нас не может быть благодатного и благополучного.
Обращаясь к первым христианам, верный последователь Христа пишет: Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Всякий грех силен своей соблазняющей притягательностью. Враг рода человеческого делает много усилий для того, чтобы заманить людей в греховные сети, увлечь временными, земными удовольствиями и тем самым оторвать от Бога. Бороться с грехом нелегко, для противодействия беззакониям иногда мало личных усилий, собственного духовного бодрствования и величайшей осторожности, требуются общая сплоченность и поддержка ближних. Впасть в грех легко, еще легче, обольстившись, допустить в свою душу равнодушие и ожесточенность. Ведь страсть неизменно противостоит добродетели. Зло невозможно сочетать с добром и милосердием. Это просто разные полюса, противоположности. Апостол Павел подчеркивает, что христиане в жизни своей имеют особую благодать, ибо сделались причастниками Христу, а это – и наша радость, и наша сила, и наше нетленное богатство. Полнота Богообщения будет иметь место в нашей жизни в том случае, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца.
Та жизнь, которой мы жили до Святого Крещения, до принятия веры Христовой осталась в прошлом. Через святое таинство человек как бы весь обновляется, становится не только рабом Божиим, но и чадом Божиим, членом Церкви Христовой, попадает под поток Всепобеждающей Божественной любви. Поэтому апостол Павел говорит, что после крещения во имя Господне жизнь только начинается, обретает новую сущность, совершенно иное качество. Но благодать эта сохранится в нас, будет пребывать с нами лишь при одном условии – соблюдении твердости веры и жизни по вере, проведенной на этом земном поприще до скончания отпущенных нам Богом дней. Если не смалодушничаем, не предадим наши убеждения перед лицом опасности или греховных искушений. И тогда начатое в таинстве святого крещения соединение с Господом не прекратится, наоборот, обретет еще большую силу, когда мы вооружимся верою, надеждой, любовью и окончательно поймем, что без Бога жизнь человеческая теряет всякий смысл.
Апостол Павел в Послании к евреям вселяет оптимизм в братьев во Христе, утверждая, что пока дни земной жизни не сочтены и еще не ударил смертный час, ныне – во дне настоящем, есть время приложить все усилия для того, чтобы стать послушными и угодными Богу.
Но далее проповедник Христовой истины с любовью предупреждает: Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. Когда-то, как вы, братья и сестры, помните из Священного Писания, Вседержитель Бог предложил сынам Израиля блаженства земли обетованной. Но не все вышедшие с Моисеем из Египта поверили в эту благость Божию, некоторые смалодушничали, возроптали на Господа, что им предстоит пройти через столько испытаний. За неверие и непослушание они были обречены на сорокалетнее странствование по пустыне. Господь наш Иисус Христос дал всем верующим в Него еще более значительное обетование – всеобщее воскресение и жизнь вечную в Царствии Небесном. Но чтобы сподобиться обещанного блаженства, необходима вера слову Божию, готовность пожертвовать собой ради Христа. И, конечно же, здесь невозможно обойтись без послушания, без желания служить Богу. Когда мы болеем и приходим к врачу, тот говорит нам: «Ваше заболевание можно вылечить, но для этого вы должны соблюдать все мои указания и предписания». Мы верим врачу, соглашаемся и послушно пьем таблетки, делаем уколы. И, благодаря лечению, по Божией милости, болезнь отступает. Точно так же, когда мы приходим со своими духовными недугами к Врачу Небесному, Он вправе потребовать от нас не только веры, уверенности в том, что Бог поможет, но безоговорочного смирения и послушания. Иначе исцеления души просто не произойдет.
Бог любит нас и желает видеть счастливыми, достигшими Царства Небесного. Но от нашей воли, стремления и послушания зависит наследование блаженной вечности. Всегда необходимо помнить о том, что одному Господу известен наш смертный час и отпущенное для молитвенных подвигов и покаянных трудов время. Потому надо спешить, надо стараться жить так, чтобы каждый прожитый день виделся для нас последним, заключительным, завершающим. А это значит, что проводить дни жизни нашей необходимо должным образом: смиряясь перед Богом, морально и душевно очищаясь, без ропота на трудности бытия. Обетование Господа нашего Иисуса Христа нужно не только услышать, но и принять сегодня, ныне, пока мы мыслим, пока живем, потому что никто из нас не знает, что ждет его в завтрашнем дне. Но чтобы узнать обещание Творца и открыть для себя Царство Небесное, нужны совершенная вера и совершенное послушание. Иного не дано!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Столько поучительного услышали мы сегодня из уст апостола Павла. И вот, во дни Великого поста, особо задумаемся: а так ли безупречна и крепка наша вера, в достаточной ли степени мы смиренны, послушны и покорны воле Божией? Заглянем в глубину своего сердца. Не ожесточили ли мы его страстями и пороками, равнодушием и клеветой, себялюбием и гордыней? Нет ли в нем тени приспособленчества и откровенного лукавства? Трудно строить жизнь свою по заповедям Божиим: не лицемерить, не лгать, не пустословить, не осуждать ближних своих. Трудно пока душа вся в греховной пыли и грязи пребывает. Трудно, пока мы далеко от Бога из-за совершённых нами и нераскаянных беззаконий.
Однако всем нам по силам очиститься искренним покаянием, согреться надеждой на всепобеждающую Божественную любовь. Только надо набраться терпения, послушаться слова Божия, держать себя и внутренне, и внешне должным христианина образом, понимая, что всегда с нами Бог. И тогда что бы мы ни делали, какие бы свершения ни начинали, да пребудет с нами во всех делах наших неизреченная помощь Божия и Божественная благодать.
Человек может быть очень мудр и разумен, но над всем его разумением гораздо выше стоит воля Божия, Божественная мудрость. Вот почему, как говорил нам сегодня апостол Павел, надо научиться быть послушными, а все желания направлять лишь в одно русло – в неуклонном стоянии в вере Христовой и неукоснительном исполнении воли Божией. Что же делается против Бога, против Его Промысла, то не только не правильно, но и скверно в очах Божиих и человеческих. Будем же во все дни жизни нашей помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Послушание, совершаемое ради Бога, исполнено святыми». И еще: «Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу (Флп.2:8), делается Его сонаследником». Аминь.
Комментировать