митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет…

Песнь великого входа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Свершилось! Господь наш Иисус Христос почил. Уснул сном смертным Тот, Кто победил саму смерть! Спаситель во гробе. И все слова замирают на устах наших. Весь мир скорбит и трепещет: Да молчит всякая плоть человеча! Разве для нас в эти великие часы существует что-либо иное, кроме Божественного Страдальца, почившего за грехи людские? Разве можно хоть какое-нибудь мирское дело сравнить с благостью того глубоко трепетного волнения, которое все мы сейчас испытываем, почитая Умершего за нас Бога? Ничто сейчас не может и не должно занимать наш ум, завораживать душу!

Молчит всякая плоть, благоговение и безмолвие охватывает мир видимый и невидимый!

Стоим, молимся, со страхом и трепетом… Внимаем умилительным церковным песнопениям. Таинство смерти и пребывания во гробе Спасителя обладает такой невообразимой силой, что пред ним меркнет любая речь, замирает любое, даже самое талантливое слово! Нам остается одно: молчать и плакать… Плакать о безвинном Иисусе Сладчайшем, понесшем на Себе грехи целого мира. Плакать о своих бесконечных согрешениях.

Господи, как мы все виноваты пред Тобой! Ведь не Ты, Спаситель наш, а мы должны были бы возлежать теперь во гробе.

Но Господь, приняв смерть и поправ ее всехвальной победой, возвестил торжество новой, вечной, блаженной жизни, которая уготована в наследство всем исповедующим Его.

Да молчит всякая плоть человеча! Можно ли говорить о чем-то, если в гробовом безмолвии пребывает Само Слово Божие?! И о чем еще говорить, если живоносный гроб красноречивее всяких высказываний свидетельствует о жертвенном подвиге Сына Божиего? А потому помолчим, прислушаемся к своему сердцу, заглянем в глубину собственной души. Спасительная тишина эта гораздо выразительнее явит нашу любовь к почившему Господу, нашу нелицемерную печаль, нахлынувшую при воспоминании о Его немыслимых страданиях, наше сочувствие и горечь от бессилия что-то изменить в уже совершённом. Да и зачем открывать уста для пустых слов, ведь и душа христианская, и верующее сердце переполнены воздыханиями неизглаголанными.

Только храм Божий существует сейчас для нас! Только это вот благословенное Богослужение! Потому что каждый присутствующий, скорбящий у гроба Спасителя, ничтоже земное в себе да помышляет. К чему теперь все эти житейские заботы, проблемы, временные и пустые дела наши?! Оставим все, чтобы быть рядом с Божественным Усопшим, дабы воздать наш долг пред Ним, несоизмеримый ни с какими благими и деятельными начинаниями! Увы, по греховности своей мы даже недостойны этой величайшей милости – умереть со Христом и пребывать в блаженном покое. Вы спросите: да как может смертный покой быть блаженным, если это всегда боль, скорбь близких, прекращение бытия? Смерть Господа завершила Его земной путь, но не прекратила жизни. Смерть Спасителя попрала смерть! Отныне Жизнь жительствует и весь мир торжествует! Вот почему сегодня к нашей скорби прибавляются возвышенные мысли и вдохновенные чувства, которые в благоговении затворяют нам уста.

Только вслушайтесь в спасительные слова прекрасной песни: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». За каждого из нас ныне приносится в жертву Богу Безгрешный Агнец, чтобы стать Хлебом Небесным, снедью вечной и желанной, чтобы напитать Собой всех верных последователей, дабы никогда больше не ощущали они духовного голода, дабы всегда пребывали с Господом своим: Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51).

Пред этим величайшим событием трепещут и замирают не только люди. Все Силы Небесные с благоговением и страхом воспевают почившего Сына Божия: «Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Даже они, чистейшие, облеченные святостью, Ангелы и Архангелы Божии, не могут выразить всей глубины своих чувств! Что уже говорить о нас, грешных и непотребных, оскверненных многими грехами и беззакониями?!

Только один сейчас существует Источник наших размышлений, действий и душевных выражений – Господь наш Иисус Христос, бездыханный, пребывающий во гробе, но продолжающий любить весь мир человеческий Своей неизреченной Божественной любовью. Ради этой любви ступил Спаситель на Голгофу, ради нее был распят на кресте! И только ради любви почил во гробе, чтобы всех нас возродить, воскресить к вечной, небесной жизни. Почему сейчас особенно так дорог и близок нам Господь наш Иисус Христос? Почему возвышенно-трепещущее молчание всякой человеческой плоти и Ангельских Сил столь впечатляет нашу душу, ум и сердце? Сегодняшняя встреча со Христом происходит в необычный, решающий момент: через животворящий гроб Господень дается людям не только искупление, не только прощение Отца Небесного, не только надежда, но и само подлинное, истинное спасение! Да, Господь молчит, земной смертью пока затворены уста Его. Но в душах всех верных, сочувствующих и скорбящих о Нем вопиют к очищению и исправлению кровоточащие Христовы раны, раздираемые от гвоздей, вбиваемых бесконечными грехами нашими! Как это ни прискорбно, но это и мы сейчас, братья и сестры, продолжаем распинать любящего и заботящегося о нас Господа! Так не время ли остановиться?! Не время ли, молча, про себя, без лишних слов, дабы не нарушать святости наступившего момента, покаяться пред Спасителем нашим, воззвать к Его всепрощающей милости?!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! в день Великой Субботы, когда молчит всякая плоть человеческая, давайте и мы задумаемся о том, что есть наша жизнь? Не что иное, как время для духовного возрастания и приготовления к блаженной вечности. Время, которое отпущено нам по милосердию Божиему для покаяния и соделывания спасения. Да, в земном бытии нашем очень много скорбей, болезней, неприятностей и страданий. Мы постоянно грешим – и словом, и делом, не помышляя о том, что час смертный, быть может, уже совсем близок. Куда как легче наслаждаться греховным и земным, успокаивая совесть свою пустой иллюзией о том, что еще успеем покаяться. А если все-таки не успеем?! в итоге, драгоценное время расходуется на то, что недостойно нашего внимания. При этом мы утрачиваем единственное истинное сокровище – Господа нашего Иисуса Христа!

Святитель Василий Великий очень мудро говорит: «Если мы желаем безопасно пройти предлежащий путь жизни, представить Христу и душу, и тело, свободное от постыдных язв, и получить победные венцы, мы должны все обозревать ясным душевным взором, на все приятное смотреть с сомнением, без замедления пробегать мимо и ни к чему не прилепляться мыслью, хотя бы казалось, что золото рассыпано кучами и нужно только поднять его… хотя бы земля произрастала наслаждениями всякого рода и предлагала многоценные кровы».

Стоит подумать о том, что никакие соблазны и искушения этого мира несравнимы со стремлением к Царству Небесному. Благость Божия дает нам столь совершенный образец красоты, что никакие мирские достоинства с ней не сравнятся!

Вот почему в этой жизни необходимо устремляться вслед за добром, а не за злом, за тем, что угодно Господу и приятно Ему. Все возможности у нас для этого есть. Если в этой жизни произойдет самое главное – наше усвоение Богу, то до самой смерти мы сможем мужественно терпеть всяческие духовные борения, достойно преодолевать соблазны и искушения, смиренно нести свой крест, следуя за Господом, чтобы пребывать с Ним в бесконечные веки. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства, истают, как дым, никогда не явятся, как угасшая искра».

В день упокоения Спасителя во гробе, день, преисполненный священного таинства, с благодарностью прославим Живодавца Христа, преображающего все наше греховное человеческое естество благодатию победы над смертью. Ведь у Бога нет мертвых, пред Ним все живы! И вера наша, и верность Господу являются путем истины, единственным путем желанного спасения. Аминь.

Комментировать