<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)

Чадо, прощаются тебе грехи твои…

(Мк.2:5)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ об исцелении расслабленного (см. Мк.2:1-12). Когда Господь пришел в Капернаум, вокруг Него собралась большая толпа. Всем хотелось увидеть и услышать Божественного Учителя и Чудотворца. О том, что Он совершает чудеса врачевания, знали многие. Вот и спешили к Господу со своими жизненными проблемами и нуждами. Особой надеждой были преисполнены болящие, те, кто верил в Его чудотворную целительную силу.

Господь наш Иисус Христос остановился в небольшом домике, который вскоре заполнился многочисленной толпой, так что в нем уже не было места. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился. Четыре человека принесли парализованного больного для того, чтобы Господь совершил чудо и исцелил дорогого для них друга. Наверное, им было совсем не просто предпринять этот поход. К тому же и войти в дом с носилками оказалось практически невозможно. Казалось бы, можно успокоиться и отступить, они и так сделали для больного товарища немало. Но нет, свято веря в то, что Господь способен реально помочь их другу, эти люди взбираются по боковой лестнице на плоскую крышу, разбирают кровлю и на веревках, осторожно и нежно, спускают свою дорогую ношу прямо к ногам Спасителя.

Нельзя не обратить внимания, братья и сестры, на их настойчивость и непреклонную энергию, с которыми они добивались поставленной цели. В дверь нельзя было пронести расслабленного – значит, можно попробовать через окно; окно загорожено – нужно разбирать крышу. В этот момент они не думали о последствиях, о том, что, может быть, хозяин дома будет недоволен их поступком, заставит их чинить крышу, или платить за ремонт, или будет ругаться, поносить недобрыми словами, или подаст на них в суд. Ничто не волновало их, кроме одного – желания помочь больному другу! Что же лежало в основе этого непримиримого упорства? Всеми их действиями руководила любовь ! Безусловно, тот человек, который, немощный и расслабленный, возлежал на своем одре, был исключительно мил и дорог им. И потому можно проломать крышу, что бы ни было потом, лишь бы взор Пророка и Чудотворца упал на страждущего! И что произошло? Мы слышали, как щедро настойчивость этих людей была вознаграждена: Господь исцелил расслабленного. Святой апостол учит всех нас: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал.6:2).

Какой урок для всех нас, братья и сестры! Разве не бывает с нами, что в душе много хороших, добрых, искренних порывов, которые так порывами и остаются, а делами не становятся? Иногда думается, вот это надо бы сделать для ближнего и это, здесь помочь, тут поддержать… Благие намерения, христианские… Но как редко они доводятся до конца и воплощаются в конкретные дела добра и милосердия! Отчего так происходит? Оттого, что нет любви. Любовь всегда деятельна, сострадательна, самоотверженна. Любовь благодетельствует, любовь животворит. Любовь подвигает нас на различные поступки не ради собственной выгоды, не ради своего благополучия, а ради благоденствия любимого человека. Любовь есть дар от Бога. И все, что происходит с любимым человеком, становится гораздо важнее и значительнее, чем собственные запросы и проблемы. Вот и для тех четырех, о которых мы слышали в Евангелии, самыми главными были страдания их друга, а не возникшие временные трудности и неудобства. Их поступком руководила любовь.

Но даже любовь не смогла бы вдохновить их на столь упорное достижение благой цели, если бы не было веры. Такой веры, которая горами движет, в которой нет ни тени сомнения, малодушия или недоумения. Недаром Господь говорил: …по вере вашей да будет вам (Мф.9:29). Вот и это чудо исцеления расслабленного было совершено Спасителем по вере, и даже не по вере самого больного, а преданных и любящих его друзей. Это говорит нам о том, братья и сестры, что без веры все наши поступки и добрые намерения будут тщетны. Когда же в нас пребывает истинная вера Христова, когда души наши проникнуты пламенной любовью к Богу, когда все, что нас окружает в жизни, связано лишь с мыслью об Отце Небесном, когда постоянно чувствуем около себя присутствие невидимо Вездесущего и Всевидящего Создателя, когда заповеди Господни являются центром всех наших устремлений, тогда любой наш шаг, любое деяние будут сотворены во славу Божию. И тогда чаяние благодати Божией будет оправданным, и человек получит от Отца Утешителя – Духа истины.

Есть и еще один урок, который мы можем почерпнуть из сегодняшнего Евангельского чтения. Задумайтесь, братья и сестры, почему Святая Церковь установила чтение именно этого отрывка Священного Писания во вторую Неделю Великого поста? Слово Божие учит нас упорству. И не только в достижении определенных целей, но и в возделывании своей души. Для этого время поста наиболее благодатно и плодотворно. Вы можете спросить: а каким же образом Евангельский рассказ связан с духовным деланием? Если задуматься, то связь здесь прямая и непосредственная. Настойчивость требуется не только в делах любви и милосердия, но и в области воспитания и спасения собственной души. Как часто мы останавливаемся на полпути, заканчиваем борьбу, едва успев ее начать! Слабоволие и равнодушие, леность и уныние – эти качества характера хорошо знакомы каждому из нас. Путь ко Христу кажется порой таким трудным, таким непреодолимым. Но ведь Господь Сам возвещал: …иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30). Почему же мы не верим словам Спасителя? Что встает непреодолимой преградой на этом благодатном пути? Наши грехи. А еще соблазны суетного мира, встречающиеся на каждом шагу. Соблазняемся, искушаемся, малодушничаем и отступаем. И вот уже преследует предательская мысль о недостойности и невозможности спасения, нам кажется, мы настолько погрязли в грехах, что впереди лишь погибель. Но ведь мы знаем: если людям что-то не по силам – Богу все возможно (Мф.19:26). Бог любит нас и ждет от нас только одного – искреннего и чистосердечного покаяния. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Вот почему в христианской духовной жизни более чем где-либо нужны настойчивость и упорное стремление к достижению цели. Преобразование души, возрастание ее и духовное совершенствование возможны лишь при кропотливой, ежедневной, непрестанной, настойчивой работе над собой. Без упорства в духовном делании невозможно совершить ни единого духовного подвига.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Теперь давайте посмотрим, каким образом был исцелен расслабленный. Друзья принесли его ко Христу, чая исцеления от угнетавшей его долгие годы болезни. А Господь прежде всего врачует душу болящего, а затем только тело. Физическое здравие невозможно без здравия душевного. Вот почему Спаситель говорит: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк.2:5). А после того как отпустил грехи расслабленному, сказал: Встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк.2:11). Какой удивительный способ врачевания явил пред нами Господь! Между тем здесь содержится глубочайший смысл: все болезни, которые постигают нас в этой жизни, есть следствие грехов наших. Невозможно избавиться от болезней, если не устранить их причины, не очиститься от грехов. Мы знаем что всякий грех гибелен для человеческой души, потому что оскверняет ее, отдаляет от Бога. Но всякий грех также разрушителен и для тела. Пока прародители наши Адам и Ева не согрешили, не было ни болезней, ни самой смерти. И в будущем веке, по несомненному свидетельству апостола Иоанна, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4). Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Будем помнить, что болезни наши, будучи часто плодом наших беззаконий, собственной нашей неосторожности или невоздержанной жизни по своему началу, весьма часто бывают наказанием Божиим по своей силе и продолжительности за наши грехи. Если мы хотим быть свободны от болезней, нам надобно прежде уничтожить внутреннюю причину их – грехи, тогда внешнее несчастье пройдет само собою».

Если в благодатное время душевного врачевания будем удаляться от грехов, болезненно терзающих душу, искренне каяться и молитвенно совершенствоваться, то, как обещано Богом через святого пророка, исцеления наши скоро воссияют (Ис.58:8). Аминь.

Комментировать