<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей

Совершилось!

(Ин.19:30)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Совершилось! Сын Божий умер на кресте. За нас умер, за погрязший в грехах род человеческий. Выносится из алтаря и полагается в храме Святая Плащаница – несказанная боль наша, запечатленная в красках. Но это не просто ткань с изображением умершего Спасителя, это – гроб Господень, а в нем, перед нашими глазами, человеческой плотью предлежит многострадальный, истерзанный, израненный, снятый со креста Господь наш Иисус Христос. Изъязвленный Бог, претерпевший немыслимые муки, сегодня взывает к нашему состраданию и любви.

Все замерло… Все стихло в немом благоговении. Никто не скрывает своих слез. Тихо и трепетно, в светлой скорби, плачем мы, лобызая Святую Плащаницу: Господи! Прости нас, грешных! Прости!

Льются слезы праведных Иосифа и Никодима, воздающих Спасителю должные почести. Вот сейчас умащают они Его Божественное тело ароматами, обвивают плащаницею. Спешат, торопятся успеть до праздника положить во гроб Того, Кто принес на землю истинный Праздник вечной жизни. Мысленно мы с вами переносимся в то время.

Христос умер. Безгрешный, чистый, праведный… Творящий добро. Он умер не из-за чьей-то конкретной необъяснимой злобы, излившейся через край, как это может показаться на первый взгляд. Сын Божий умер из-за и за каждого из нас. Как же хочется возопить и возразить: но нас же там не было! Не мы это, не мы кричали в оголтелой ненависти: Распни! Распни Его! Не мы плевали Господу в лицо, не мы истязали плетьми Его спину, не мы надевали на главу Спасителя терновый венец… Не мы! Те люди, мучители Господа, кажутся нам плохими, грешными, злобными, исчадиями ада. А о себе как-то так не думается… Но если обнажить перед собой душу, не задохнемся ли от собственного греховного смрада? Да, убийцы Господа Иисуса Христа были страшны, – но сколько в них было нашего малодушия, нашей приверженности к греху, нашей готовности ради спокойствия и благополучия предать любовь, обидеть, оговорить, унизить! Предстоя ныне у Святой Плащаницы, скорбя душевно, дадим себе отчет в том, что, к счастью, время отделяет нас от тех исторических дней, от тяжкого испытания, когда судили невиновного Господа. Кто из нас сможет с уверенностью сказать о себе, что и он бы тогда не усомнился, что даже и под страхом смерти остался бы возле распятого Сына Божиего, что, влекомый человеческими страстями, не увлекся бы толпой злорадствующих распинателей истинного Бога.

А сейчас? Разве не так? Не повторяется ли история? Разве бесчисленными грехами своими не распинаем мы Господа, не раздираем кровавые язвы на Его пречистых руках и ногах? Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Сын Божий, Иисус Христос, как Спаситель мира, был жертвою наших грехов; страдая и умирая, Он принимал от Всеправедного Отца Небесного по человечеству наказание за грехи всех нас. Иудеи сделали над Богочеловеком то, что, может быть, сделали бы и мы нашими страстями, бывши на их месте, да, вправду сказать, делаем в меньшем только размере и в ином виде над иными ближними и теперь. Итак, взирайте пристальнее на этого Божественного Страдальца и Мертвеца трехдневного. Это – жертва наших грехов. Это – жертва бесконечной любви Божией к миру, погибающему в грехах, и, следовательно, ко мне и к тебе, возлюбленный брат».

Ради чего Бог стал человеком? Ради какой цели Сын Божий воплотился на земле, сделавшись Сыном Человеческим? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:16–17). Из Священного Писания мы знаем, что Бог не сотворил смерти, напротив, Он создал человека для нетления, для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Жизнь основывалась на добре. Между человеком и Богом, как между любимым сыном и любящим Отцом, должно было царить полное взаимопонимание. Творец создал человека свободным, и в этом заключалось его Богоподобие. Но что же произошло? Человек не выдержал испытания любовью и употребил во зло данную ему от Бога свободу, восхотев независимого от Бога бытия. Ему показалось мало быть в мире подлинным владыкой и царем и захотелось стать самим богом. Так по вине человека грех вошел в мир и через грех – смерть (Рим.5:12). Человека никто силою не принуждал преступать заповедь Божию, но он преступил ее и сознательно противопоставил свое собственное «я», свой эгоизм – Богу, вместо Бога пожелал соделать самого себя центром жизни. Так было утрачено единение не только человека с Создателем, но и человека с человеком, исчезла любовь, появилась вражда и как худшее проявление ее – убийство.

От вечности определено было Пресвятой Троицей воплотиться Сыну, для того чтобы спасти грешный род человеческий. Но для чего нужно было Спасителю рождаться во плоти, нести людям проповедь любви, а затем пройти через страдания, смерть и воскресение? Какой тайный смысл был вложен в жизнь Христа? Православная Церковь учит, что искупление падшего человечества произошло всей жизнью Спасителя, а не одной только смертью на кресте. Весь путь от рождения до смерти воспринял и прошел Спаситель. В Самом Себе Он победил все последствия грехопадения.

Безмерность подвига Христа, по слову апостола Петра, непостижима и для Ангелов (см. 1 Пет.1:12). По грехам нашим мы должны были быть на кресте. Но Спаситель добровольно заступил наше место, сделался за нас клятвою (Гал.3:13). Господь Иисус принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9:28) и снять с нас вину. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет.2:24). Жертва эта очищает нас от всех наших грехов. Вот для чего, по премудрому плану Божию, нужны были страдания и смерть Господа Искупителя. Таинственным образом страданиями Спасителя человечество обрело душевный мир, примирение с Богом, невыразимую великую радость сыновней близости к Небесному Отцу.

Став человеком, Бог явил миру истинный лик человеческий, показал, каким должен быть человек – любимейшее создание Божие. В лице Христа мы видим совершенного Человека, Который всегда рядом с нами, всегда готов прийти на помощь, утешить, поддержать, даже если другие люди предают и оставляют. И тогда ясно понимаешь: вот Тот, Которого душа наша жаждала познать все эти долгие годы; вот Тот, к Кому стремилось наше исстрадавшееся от грехов и земных страстей сердце. Безмерно счастлив человек, ощутивший свое единение с Богом.

Господь наш Иисус Христос прошел через унижения, муки, страдания, крест, смерть и погребение, чтобы спасти не только апостолов, учеников своих, не только праведников, угодников Божиих, не только тех верующих, которые следовали за Ним и были верны Ему в земной жизни, но и все человечество – живых и мертвых. Святой апостол Павел говорил: Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим.14:9).

Ради людей, погрязших в скверне грехов, Бог не пощадил Возлюбленного Сына Своего. Подвиг искупления был слишком тяжел для человека, и потому на него вступил Господь. Можно ли представить, можно ли постигнуть умом всю невыносимость страданий, выпавших на долю Спасителя?! А ведь плоть Его была такой же немощной, как наша… Плоть действительно страдала, действительно испытывала страшные, невыносимые муки… А душа?!

Душа Моя скорбит смертельно, – еще в Гефсиманском саду Господь произнес эти горькие слова (Мф.26:38). Душа Его впитала душевные скорби всего человечества, все слезы, всю боль, все отчаяние. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Судите, говорю, судите, какова же была острота, горечь и жгучесть мучений крестных, – какова скорбь душевная Агнца Божия, принявшего на Себя грехи мира, как тяжко было оставление Его Богом, то есть предоставление Его человечества всей жгучести страданий, души Его – всей подавляющей, беспредельной, ужасной скорби. После этого вы поймете, в каком состоянии была душа Богочеловека, висевшего на кресте, когда Он возопил: Боже мой, почто Ты меня оставил? Да, она была вместе с Его пречистым телом в состоянии ужасных, невообразимых и неизобразимых страданий».

Поистине адские мучения испытал Сын Божий, прошел мрачными вратами смерти, а последствия всего совершённого Им – светлы и радостны для нас. Ведь, по слову апостола Павла, никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим.14:7–8).

Всегда Господни! Пусть эти важные слова станут сущностью всей нашей жизни. И в радостях и в горестях, и в победах и в невзгодах, и в жизни и в смерти будем помнить эту радостную, основополагающую истину, что мы – всегда Господни!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Трепетно лобзая Святую Плащаницу, духовно лицезрея пред собой израненного Спасителя и кровоточащие язвы Его пречистого тела, принесем Богу тихую и смиренную молитву, очистим души искренним покаянием.

Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Эти слова Господа Иисуса Христа не только о распинателях Его, не только о воинах, пробивающих Его руки и ноги гвоздями, делящих Его одежды, унижающих Его. Эта молитва Спасителя, преисполненная безмерной любви, о всех нас – согрешающих ежедневно, ежечасно, грехами своими наносящих бесчисленные раны Господу, Который, несмотря ни на что, продолжает нас любить и продолжает за нас молиться.

Припадая к Святой Плащанице, уподобимся благоразумному разбойнику, воскликнув с надеждой: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое, дабы услышать благословенное обещание: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:42, 43). Потому что, какие бы грехи мы ни совершали, что бы ни произошло с нами, слово покаяния, обращенное к Господу, отверзает врата Царствия Небесного. Господь всегда готов простить нас, если приступаем к Нему с верой и любовью.

Подходя к Святой Плащанице, встанем пред лицом Божией Матери, Которую мы убийством обездолили, ибо все повинны в смерти Ее Божественного Сына. Не чувствуя под собой ног, не видя ничего вокруг, стояла Она у креста. Господь умирал, а Она соумирала. Многие с любопытством, злорадством или изумлением глядели на Христа, но никто не мог посмотреть в глаза Его Матери… А мы сейчас не просто видим Ее духовными очами, мы слышим Плач Богородицы – пронзающее душу и выраженное в изумительных словах горе Матери, оплакивающей неутешную потерю. И у Нее, Усердной Заступницы рода христианского, мы просим защиты и заступления, потому что Ее неустанному предстательству Распятый на кресте Господь вручил всех нас верных и неверных чад Своих.

Пречистой Кровью Господь наш Иисус Христос омывает грехи всего человечества, никто не оставлен, никто не лишен любви Всеблагого Спасителя. По слову апостола Иоанна Богослова: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин.3:16). Порадуем же Вселюбящего Господа взаимной христианской любовью, которая животворит, освящает, озаряет несказанным светом всю нашу жизнь, делает ее глубокой, широкой, способной вместить присутствие Божие. Аминь.

Комментировать