- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего,
нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих, и одеждею славы украсив Твоея красоты,
сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд.
Стихира на стиховне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Мы с вами хорошо знаем и почитаем образ Господа нашего Иисуса Христа как Возлюбленного Жениха Небесного, с Которым обручена каждая христианская душа. Евангельское чтение, молитвы и песнопения церковные указывали нам на это. Мы слышали, как в сегодняшнем богослужении Святая Церковь называла Спасителя «добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего». Как понимать слова «добротою красный паче всех человек»? Естественно, Божественная красота не сравнима ни с какой, даже самой изысканной и великолепной, красотой человеческой, потому что Творца вообще невозможно сравнить с творением. Славянское слово «добро та» очень широко по смыслу. Оно включает в себя: и, собственно, красоту, изящество, великолепие, и достоинство, величие – все внутренние и внешние совершенства. И, конечно, доброту, милосердие. Из доброты, как из животворящего источника, проистекает все остальное, столь необходимое в христианской жизни, – вера, любовь, милосердие, сострадание, сопереживание, милость, благодать. Этими добродетелями богатеет каждый благочестивый человек. Именно они наполняют духовную сокровищницу!
Уподобляется Богу и становится добротою красный тот, кто не столько думает о себе, сколько совершает добрые поступки во славу Божию – из повиновения Господу и ради Него. Происходит это тогда, когда в душе и уме складывается четкое и яркое осознание Божественного присутствия. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Когда благодать, сообщенная человеку, свобственным его старанием обращается на совершение святых и благих дел, то эти дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усваиваются тому, кем они совершаются, как если бы он творил их своими силами».
Как же украситься добротой? Ответ таков: разумением, что Высочайшее Добро есть Господь наш Иисус Христос. Только душа, в которую вошел свет Христовой истины, познает настоящее добро и сотворит его во славу Господа, во благо ближних своих. Но многие спрашивают: разве неверующий человек не может быть добрым, красивым в своей доброте? Да, и непросвещенный верой человек способен совершать добрые поступки и иметь по природе своей сердечное расположение к добру. Но, как учат отцы Церкви, в падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Получаются парадоксальные на первый взгляд вещи: зло принимает на себя лик добродетели, тогда как добродетель, произведенная не вовремя и не в должной мере, несет в себе не спасение, а погибель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию». Надо всегда помнить, что добрые дела угодны Богу, а потому преуспеяние в добродетелях, совершение милосердных поступков во славу Божию приближает нас к Создателю нашему, делает угодными Господу. И совершение добрых дел столь же нам необходимо, как дыхание, как сама жизнь. Святитель Григорий Богослов говорит по этому поводу: «Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых». Также преподобный авва Исаия поучает: «Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней».
А теперь подумаем, братья и сестры: если душа творит злые и непотребные поступки, кто в ней пребывает?!
Враг рода человеческого только и ждет малейшей возможности, чтобы завладеть человеческой душой, пороками, страстями, греховными помыслами поработить и извратить наше естество. Между тем Бог в человеке все устроил правильно и целесообразно. И потому, по словам преподобного Нила Синайского, «телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные – духовным, а духовные – Богопознанию».
Мы получаем от Господа бесценные дары. Мы имеем возможность причащаться Святых Христовых Таин. Вот и сегодня Бог сподобил нас участвовать в Литургии Преждеосвященных Даров, наполненной особым трепетом, потому что это – Великий Вторник, потому что каждый день Страстной седмицы проникнут воспоминаниями о безмерных мучениях и страданиях нашего Спасителя, Которому мы воздаем честь, поклонение и славу. Но как уместно в связи с этим вспомнить слова Святителя Иоанна Златоуста: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни Священная Трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам пользы, если мы не будем иметь жизни правой, и честной, и чистой от всякого греха». Мы слышали в сегодняшнем церковном песнопении, что Господь призывает нас к трапезе духовней чертога Своего. Как же хочется внять Его благословенному призыву! Но, чтобы действительно сподобиться этой неизреченной благодати, мы должны очиститься покаянием от всякой греховной скверны и убелиться паче снега, блистая духовной чистотой. Вот почему вместе со Святой Церковью мы взываем к милости Божией: «нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих». Действительно, пред лицом страданий Господних, при одном только воспоминании о них становится стыдно за себя, за собственную духовную леность, равнодушие, маловерие, за все совершённые греховные непотребства. Господь так страдал за нас, распялся за грехи людские, а мы какой-то малости не можем потерпеть! Более того, не хотим ради Христа поступиться земными, ограниченными во времени и пустыми удовольствиями. Но даже таких грешных и недостойных Бог любит нас! И, по величайшей любви Своей, восходит за нас на Голгофу.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Высока награда для тех, кто готов всей душой и всем сердцем возвеличить Бога и служить Ему. Служащий Господу нашему Иисусу Христу имеет в душе своей истинную веру, благочестие и добродетель. Где добродетель, где дела милосердия – там любовь. Где любовь – там совесть чистая и непорочная. Где чистая совесть – там мир, покой, духовное благополучие. И во всем этом благодать Божия, утешение, бесконечное ликование. Потому что бы ни происходило в жизни, какие бы трудности и невзгоды ни встречались на пути, христианин, исповедующий Господа, всегда имеет Божие заступление, помощь и уверенность в том, что ему в этом мире не грозит одиночество. И вообще ничего не грозит! Ведь Господь никогда не оставит верного Своего последователя – ни в печали, ни в радости, щедро наградит и от всех бед оградит.
А богоугодные дела проистекают из любви к Богу и смиренного повиновения Его неизреченной воле. Во всем, что с нами происходит в жизни, виден Промысл Божий. В Господе нашем – основание всего доброго, чистого, светлого! Как солнце освещает землю, так и Спас наш Иисус Христос является источником и началом всякой добродетели и чистоты. И сегодня, в Великий Вторник, мы молим в церковном песнопении Господа: «и одеждею славы украсив Твоея красоты, сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд».
За труды наши, за веру, дела милосердия и любви, за молитвенные подвиги и пост Бог возвеличит одеждею славы, пошлет высшую красоту – не телесную, а духовную. Господь спасает нас тем, что дает силу удержаться от совершения зла, хранить себя в нестяжании и смирении, дарует возможность молитвенного общения с Ним. Если бы этого не было, человек бы просто погряз в собственной греховной нечистоте. И то, что мы воздаем Богу за величайшие Его милости, несравнимо по значимости с тем, что Он предоставляет нам! Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Из Твоих сокровищ, Господи, принял я то, что могу принести Тебе. И то, что я хочу воспевать Тебя, Господи, – Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножается так обильно, то во сколько раз обильно умножаются в нас дары Твои!»
И разве не чудо, что Бог, по бесконечному Своему и изобильному милосердию, готов сделать каждого верного Ему человека сообедником светлым в Царствии Своем, призывая: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16). Аминь.
Комментировать