- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
(Мк.9:29)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.9:17–31) мы слышали об удивительном событии, когда Господь наш Иисус Христос чудесным образом исцелил бесноватого юношу. Исцелил его по молитвенной просьбе отца, рассказавшего, что мальчик болел с детства и болезнь его была духовная. Дух злой, падший демон, вошел в несчастного и жестоко мучил: бросал в огонь и в воду, отрок терял сознание, изо рта его шла пена, он скрежетал зубами и цепенел. Дух злобы связал бесноватому язык, чтобы тот не смел взывать о помощи, не мог говорить и пожаловаться другим людям на свои страдания.
Конечно же, отцовское сердце страдало и болело за сына, но безуспешно неутешный родитель искал тех, кто бы мог помочь его ребенку. Ни один врач не в состоянии был исцелить этого больного. Более того, даже апостолы, ближайшие ученики Христовы, к которым отец обратился за помощью, не могли помочь несчастному отроку. И вот муж этот в отчаянии, но все-таки сохранив еще какую-то надежду, приходит к Господу и просит Его: Если что можешь, сжалься над нами, и помоги нам.
Если что можешь… в этой фразе явно сквозило сомнение и маловерие. Исстрадавшийся отец всей душой желал, чтобы мальчик его поправился, освободился от гнетущего страшного недуга, но столько раз уже чаяния и упования его разбивались и рушились, а потому и веры в помощь Божию осталось в нем совсем немного. Господь не тотчас исцелил бесноватого отрока. Прозвучала просьба, а в ответ прогремело обличение Спасителя: О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Какие загадочные, исполненные боли слова… К кому они обращены? Кто есть этот род неверный? Укор Господа нашего Иисуса Христа адресован и книжникам, не признающим и отвергающим Его чудотворную силу, и удивлявшемуся, но маловерному народу, и отцу бесноватого, который просил, а веры-то в исцеление своего чада не имел, и даже ученикам, которые, хотя и являлись свидетелями многочисленных чудес, совершённых Господом, в этом случае усомнились и разуверились. Но Господь милосерден ко всем страждущим, и потому Он велит привести несчастного отрока. Для того чтобы все окружающие люди убедились в могуществе Господа как Бога, Спаситель подробно расспрашивает отца о болезни сына, и тот в ответ перед многочисленным народом рассказывает о тяжести страданий юноши. Сколько раз и прежде повествовал несчастный отец о своем горе людям! Уповал в надеждах своих не на Бога, а на всякого рода врачей, целителей. Даже к апостолам он пришел со своей бедой не как к исполнителям воли Божией, а как к невиданным доселе чудотворцам. Они желали помочь, но не смогли, потому что столкнулись со стойким неверием отца в Промысл Божий. Господь же для его вразумления говорит: Все возможно верующему. Исцеление сына возможно, но при одном условии – необходимо иметь сильную и стойкую веру во всемогущество Божие и в Его неизреченное милосердие к человеческому роду. Слова эти так благодатно подействовали на душу отца, что тот со слезами умиления припал к ногам Спасителя и от всего сердца воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию. Почему он произнес такие слова? Да, отец любил своего мальчика и достаточно много страдал за него, но, общаясь со Спасителем, внезапно понял, что вера его еще так слаба, недостаточна, отсюда – слезы, сокрушение сердца и всенародное исповедование: Верую, Господи! помоги моему неверию. Порыв этот имел положительную силу и был подхвачен. В тот же миг вера этого человека не просто возросла и окрепла, она стала несомненной! И немедленно за то была награда: Господь наш Иисус Христос исцелил юношу, изгнал из него беса, он стал здрав и осмыслен. И счастливые, благодарящие Бога отец и сын отходят с успокоением и несказанной радостью.
Тогда апостолы в недоумении спрашивают Божественного Учителя наедине: Почему мы не могли изгнать его? Последовал ответ: По неверию вашему. Можно иметь и малую степень веры, но если она будет искренняя и истинная, то можно произвести дела необычайные, ничего не будет невозможного. И, поясняя это, Господь прибавил: Сей род (то есть демонский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Это значит, что для того чтобы изгонять демонов, нужна вера более совершенная, которая достигается только постом и молитвой. Очевидно, ученики Христовы, услышав рассказ отца о долгих страданиях бесноватого юноши, усомнились в себе и не имели достаточной силы веры для изгнания злого духа.
Предлагая сей Евангельский отрывок сегодня за Богослужением, Святая Церковь еще и еще раз напоминает всем нам о важности молитвы и постного труда. Мы, братья и сестры, по милости Божией, переживаем с вами нынче благодатное время Великого поста. Мы уже знаем и почувствовали на себе, как благоприятно пост воздействует на душу и тело человека, оздоравливает его, очищает, дает возможность непосредственного общения со Христом в Святейшей Трапезе Пречистых Тела и Крови Его. Но как же пост может влиять на падших демонов и изгонять их?
Диавол является начальником всякого зла и греха в мире: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин.3:8). Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем.2:24). Когда часть небесных сил через гордость отпала от Бога, они были извержены из сонма Ангелов, оставшихся верными Богу. Не имеющие ни жалости, ни сострадания, дышащие злобой и жаждущие только одного – погубить людей, бесы воздействуют на человека для того, чтобы совратить и соблазнить его окончательно, сделать хуже скотов и уподобить себе в злобе, в ненависти к Богу.
Эта борьба, братья и сестры, совершается в сердце человека, а воздействуют падшие духи прежде всего через помышления. Грехопадение открыло доступ для проникновения мрачных враждебных сил в человеческую душу. Но каким образом? Враг рода человеческого рисует людям несбыточные мечты, блаженства и наслаждения земной жизни. И вот, если человек поверит этому, он начинает пребывать в этих несбыточных мечтах. А далее происходит реализация, воплощение греховных мечтаний, достижение их всеми возможными и невозможными неправедными способами, в том числе нарушением заповедей Божиих. И, таким образом, человек становится земным, землею, уподобляется скотам, даже, более того, становится ниже бессловесных тварей. Вот откуда потом, братья и сестры, берутся убийства, насилия, грабежи, войны, откуда берется все то, что, к сожалению, главенствует в этом мире. Если человек прельщается ненужными мечтами, если гонится за призраками наслаждений суетного мира, он тем самым уже враждует с Богом. В Святом Евангелии сказано, что любовь к миру есть вражда против Бога: Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4).
Если человек не хочет и не стремится противостоять своей душевной нечистоте, не желает каяться, просить у Бога прощение за совершённые злодеяния, то рано или поздно превращается в раба греха, над которым так легко господствуют и насмехаются демоны. Они радуются! Радуются тому, что вот еще одна душа оказывается загубленной, потерянной для Бога и вечной блаженной жизни в Царствии Божием.
Когда главным в жизни человека становится всякого рода услаждение плоти, то он далек от Бога, он – земной. Если рассуждать духовно, в нем нет благодати Духа Святаго. Такой человек люто мучается в этой жизни, ведь однажды и неумолимо приходит момент, когда он сталкивается с недостижимостью желаемого. На деле оказывается, что все, чем были заполнены в течение стольких лет его мысли и душа, – ненужное, тленное, пустое! И духи злобы жестоко издеваются над душой такого человека, господствуют над ним, унижают и духовно, и телесно. Бывает даже, что человек впадает в ужасное душевное и физическое состояние: извергает страшные вопли, похожие на крики животных, скрежещет зубами, бьется о землю, неистовство буйствует. Подобное состояние называется одержимостью, или беснованием. Душа тоскует, вопиет, но не получает помощи – человек страдает. Вот, братья и сестры, откуда берутся самоубийства, – опрометчивые, непоправимые поступки, когда отчаявшийся грешник сознательно пытается покончить с этой жизнью, ставшей невыносимой. Это все следствие того, что он, находясь в диавольском соблазне, живет мирской жизнью, и смысл всего его существования – земля, прах, а не вечное блаженное Царство Божие.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святой пост учит нас и дает нам возможность оторваться от всего плотского, мирского, суетного, временного. Когда мы отказываемся от искушений и мечтаний этого мира, отказываемся от всего того, что вредит нашей душе и телу, так радостны и желанны становятся для нас молитва и пост, потому что и в самой душе происходят изменения, в нее вселяется благодать Божия. А, снискав Божественную благодать нам уже легко отражать все эти страстные, срамные помыслы. Постом и молитвой мы как бы ограждаем себя от всего злого и нечистого, от всего неугодного Богу. Тогда и демоны не могут, как бы они ни старались, иметь власти над нами. В бессильной злобе они отходят, а Ангелы Божии, ликуя и торжествуя, благодатно приступают к нам. Вот тогда и только тогда мы становимся воистину последователями Христовыми!
Но если нет у нас поста, братья и сестры, возможно ли нам стяжать благодать; если нет молитвы, возможно ли избавиться от скверных и вредных привычек, которые в нас существуют? Невозможно. Как трудно порой отказаться от соблазна, не совершать грех, не повторять его… Иногда это выше сил человеческих! Но там, где есть вера, пост и молитва, все возможно! Когда мы приходим с покаянием в Церковь, совершается чудо. И уже с помощью Божией мы освобождаемся от всякой скверны, которую несем в себе с самого рождения. Вот почему Церковь придает столь важное значение святому посту.
Мы должны сознавать, что Великий пост не есть только воздержание и ограничение в пище и удовольствиях, это – страшная брань, битва не на жизнь, а на смерть с духами злобы поднебесными. Будем же помнить о том, что Бог попустил им забирать после смерти души грешников и низводить их в место мучения. Не забудем и о том, что бытие земное – краткое и временное. Но всем верным чадам Своим Небесный Отец обещает впереди блаженную вечность, которую невозможно описать в словах и даже представить в уме и сердце. Ради того, чтобы обрести себя, возрасти духовно и удостоиться высокого звания сынов Божиих, стоит потрудиться в земной жизни! Да не станем же рабами своих грехов и последователями духов злобы. Помоги нам, Господи, в этой земной жизни стяжать в себе благодать Духа Святого и, подвизаясь Великим постом, стать лучше, чище, достойнее, увидеть в себе недостатки, искоренить их, постараться не прилепляться ни к чему земному!
Когда душа человеческая освобождается от грехов, из человека выходит вся нечисть, вся скверна, которая тянет его к земле, и он наполняется неизреченной благодатью Святого Духа. Вот почему верующие люди так легко отходят в мир иной, без сожаления и страха расстаются со своей плотью, – потому что они стремились к очищению. Чистым все чисто! И они спокойно и радостно будут входить во врата Небесного Иерусалима. Но если человек осквернил себя в земной жизни и в таком состоянии перешел в вечность, сам он уже не сможет подняться. Его участь – ужас при виде демонов и места мучения. Душа грешника тоже будет страдать и стремиться к Богу, но освободиться сама уже не сможет, потому что она – земная, в ней слишком много приверженности к страстям и порокам сего мира.
Ныне, как поет Святая Церковь в начале Великого поста, «время духовных подвигов, на демоны победа». И потому помоги нам всем, Господи, достойно подвизаться в богоугодной жизни, использовать благодатное великопостное время для нашего духовного совершенствования и спасения. Аминь.
Комментировать