- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа,
которым для меня мир распят, и я для мира.
(Гал.6:14)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Христе братья и сестры!
Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест – знак надежды на воскресение к жизни вечной.
«Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», – воспевает Святая Церковь. Впитав в себя пречистую кровь Спасителя, крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому древу жизни. От одного прикосновения к честному кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся вечной жизни в Царствии Небесном.
Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И эту-то страшную смерть избрал для Себя безгрешный Сын Божий, подвигом Своим величайшим искупивший человечество от рабства греху.
Крест предназначался злодеям, а взошел на него единый Праведный. Даже тень недоброго поступка, нечистой мысли не касалась пресветлой души Иисуса Христа: на позорную казнь шел Он за преступления людей, прошлые и будущие, в страдание Свое вместил Он весь океан страданий рода человеческого. Его земное тело было так же, как наши тела, подвластно боли, а душа Его безмерно острее, чем наши закосневшие в грехе души, ощущала скорбь и поругание. Нам не дано и представить себе горечь той чаши страданий, которую испил Спаситель за бесконечно долгие часы умирания на кресте.
Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия, – говорит апостол (1Кор.1:18). Поклоняясь кресту, мы поклоняемся страданиям Сына Божия, храним память о жертвеннике, на котором Любящий Господь ради нашего спасения принес величайшую жертву.
Ныне мы с вами, дорогие о Господе братья и сестры, достигли уже середины Великого поста. В эти дни в православных храмах выносится для поклонения Животворящий Крест – чтобы напомнить, какую безмерную тяжесть перенес Спаситель Которому мы призваны подражать. Это воспоминание должно помочь нам, немощным и порою ропщущим под бременем поста, воодушевить нас на довершение этого малого, доступного каждому христианину подвига.
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, – говорит Христос (Мк.8:34). Великая тяжесть креста Господня не под силу слабому человеку, поэтому Промыслом Божиим каждому из нас уготован свой крест, несоизмеримо более легкий, по силам нашим. Выпадающие нам в жизни трудности и испытания, болезни и утраты должны послужить лишь ко спасению нашему. Принимать их терпеливо и смиренно – это значит нести свой крест. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22). Следуя по пути Христову, мы должны отказаться от греховных дел, вести борьбу с греховными побуждениями, ибо те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:24).
Как человек, руки и ноги которого прибиты ко кресту, не способен ни на какие своевольные действия, так и христианин, распявший плоть свою со страстями и похотями, живет не по греховным побуждениям, а так, как велит ему Господь. Да, тропа эта кажется нашим изнеженным ступням слишком каменистой, однако иные пути ведут в адскую бездну. Духоносный наставник христиан преподобный Исаак Сирин говорит так: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается».
Христиане призваны сораспяться Господу Иисусу, чтобы потом совоскреснуть Ему. Спаситель волей Своей избрал крестный жребий; вот так же и мы должны свободной волей своей прийти к самоограничению в дни Великого поста. Но спросим себя: на что же мы годны, если часто даже от скоромной пищи отказаться не можем? Как тогда противостанем многообразным соблазнам лежащего во зле мира? Как подумать сможем об иных христианских подвигах, высший из которых – жизни своей не пощадить за Христа и ближних?
В памяти нашей времена новомучеников российских, шедших на смерть за веру и могущих вслед за святым апостолом Андреем Первозванным воскликнуть: «О, блаженный кресте! Возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!». Еще совсем недавно христианин за одно хождение в храм мог подвергнуться унижениям, лишиться работы. А нам, которым ничто подобное не угрожает, кажется тяжек даже крест церковных установлений.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Смиренное несение своего креста дает человеку благодатные силы для отгнания демонов, стяжания чистоты жизни и душевного мира. Поклоняясь кресту Христову не только внешне, но всем сердцем и всею душою, мы становимся наследниками победы Спасителя над злом. По словам святителя Феофана Затворника, «крестом примирено небо с землею, низведен Дух благодати в освящение всех; почему бесы и не могут воззреть на крест: от одного вида бегут, как пред лицом ветра. Крестное знамение есть ограждение верующих и победное оружие на невидимых врагов».
Святой крест дарован нам Господом как могущественная помощь и защита от бед. По лености и греховности своей мы часто просто не в состоянии пользоваться этим победным оружием в невидимой брани. Если бы мы всегда с должной верой и благоговением осеняли себя крестным знамением и прикладывались ко кресту, все бы ныне здравствовали и душой и телом.
Имея такое всесильное духовное оружие, будем же проводить дни поста не в унынии, а в веселии духа, восклицая: «Днесь бывает радость на небеси и на земли, яко Христово знамение миру является крест треблаженный: сей бо предложен быв, источает кланяющимся ему радость приснотекущую и смерть упраздни. Сего ради поклоняемся погребению Твоему и возстанию». Аминь.
Комментировать