- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле:
итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Великую Субботу, когда все полны ожидания благословенного события – преславного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Евангельское чтение за Божественной Литургией повествует нам о тех незабываемых моментах, когда люди узнали о воскресении Господа (см. Мф.28:1-20). Мы внимаем словам Святого Евангелия, и сердца наши все больше и больше начинают преисполняться ликующей пасхальной радостью, которая вот уже совсем близко, на пороге. Еще немного, и все мы с вами будем иметь возможность приветствовать друг друга с наступлением великой радости. Наберемся же терпения и духовных сил, чтобы дождаться этого светозарного мига. Будем молиться, будем славословить Бога за то, что Он дает нам возможность еще раз пережить это незабываемое событие.
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб – так пишет евангелист Матфей о тех незабываемых часах и минутах. Только забрезжил рассвет. Женщины с благоговением подошли к гробу Божественного Учителя. По случаю субботнего дня они оставались дома и не ходили ранее ко гробу, куда рвалось их сердце, чтобы отдать последний долг любимому Господу. Обычно у иудейского народа родственники и друзья посещали гробницу покойного именно на третий день после его смерти, чтобы удостовериться, что усопший действительно мертв. Женщины шли, еще не зная, что гроб запечатан большим камнем и к нему приставлена стража. Впрочем, если бы они даже знали это, ничто не могло остановить их любящие и тоскующие по усопшему Спасителю сердца.
Апостол Матфей подробно описывает нам последующие события: и вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. При этом стража, охраняющая гроб, сделалась неподвижной – стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Вид небесного посланника был столь лучезарным и ослепляющим, что поразил людей до глубины души. Именно он, этот светозарный Ангел, сказал потрясенным ученицам Христовым: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес, как сказал; подойдите посмотрите место, где лежал Господь. Это была первая весть о воскресшем Господе, переданная преданным и верным Христу женщинам, которые, быть может, гораздо более мужчин могли прочувствовать всю глубину этого момента, ярче сострадать и полнее сопереживать.
Так наглядно, доступно и понятно разрешается глубочайшая, всеобъемлющая проблема жизни и смерти, несущая огромный богословский и философский смысл: Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Совершилось! И самое главное заключается в том, что сказанное Ангелом не показалось женщинам, слушавшим его благую весть, чем-то фантастическим и несбыточным. Напротив, они тут же возрадовались, возликовали и уверовали, что так на самом деле и есть, что по-другому просто не могло быть, потому что слышали о будущем воскресении от Самого Божественного Учителя. Ведь прежде всего Господь, еще при земной Своей жизни, уверил их и апостолов, что так будет. И далее, как мы слышали, женщины стали благовестницами, которые со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, рассказать людям о чуде воскресения Господа. Тогда же, по дороге, неописуемой наградой за любовь их стало для них явление воскресшего Спасителя, обратившегося к ним с приветствием: радуйтесь!
Вот Он, их любимый Учитель! Стоит перед ними, живой, нетленный, восставший из гроба, победивший смерть. Естественным порывом любящих женщин, узнавших Господа Иисуса по одному только слову, было приблизиться к Нему. Потому-то они ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Так Сыну Божиему впервые от людей были возданы Божеские почести. А Господь сказал им, повторив слова Ангела: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Естественно, первосвященники и фарисеи не могли признать факт воскресения Господа, даже когда оно свершилось. Чтобы скрыть истину, они подкупили стражу и заставили воинов говорить заведомую ложь о том, что ученики выкрали тело Иисуса: и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. Так неправдой был прикрыт позор неправедного распятия безгрешного Господа. И этой неправдой до сих пор живут те, кто не верят в Бога, не верят в Иисуса Христа и отрицают Его воскресение.
Но когда одиннадцать учеников узнали о свершившемся величайшем событии, они, конечно же, поспешили в Галилею, как указал Господь: и, увидевши Его, поклонились Ему; а иные усумнились. Упоминание евангелиста Матфея о иных дает нам право предположить, что последователей Христа, поспешивших в Галилею, было гораздо больше, чем одиннадцать. И именно эти иные усомнились, потому что им еще не было открыто то, что было открыто апостолам, которые никак не могли сомневаться в истине. И тогда Господь наш Иисус Христос, приблизившись к людям, впервые являет Новый Завет во всей его полноте на земле: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Отныне преграда между Богом и людьми уничтожена, а Христос занял надлежащее Ему от сложения мира место. И ученики, облеченные новой властью и силой, должны были теперь действовать так, как Господь им повелел, крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа, соблюдать все те заповеди, которые принес в мир Сын Божий. И за это Спаситель дал всем христианам самое благословенное обетование, возвестив: Я с вами во все дни до скончания века. На этой победной, торжествующей ноте завершается Святое Евангелие от Матфея, которое мы с вами слышали сегодня.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воскресший Господь, явившийся перед Своими учениками, совершил три важные вещи, о которых мы должны сегодня побеседовать. Он заверил апостолов в данной Ему власти. Насколько необходимо было для них это заверение? Да, они и до этого знали, что Иисус Христос есть Сын Божий, пришедший спасти род человеческий. Но, пережив страшные события, когда Господь был предан, претерпел муки и страдания, был распят, принял смерть на кресте и был погребен во гробе, – пережив все это, даже верные ученики не могли не поколебаться, не засомневаться. Ведь, вспомним, они убоялись, разбежались, оставили своего Божественного Учителя одного перед лицом явной опасности. Даже, казалось бы, Петр, такой преданный и убежденный, которого Сам Господь называл «камнем», и он трижды за одну ночь отрекся от Христа, испугавшись за собственную жизнь. Почему так получилось? Потому что вера апостолов в то время не была достаточно крепкой и непреклонной. Но преславным Своим воскресением Господь упрочил эту веру, поднял ее на недосягаемую высоту. И, конечно же, им надо было ощутить торжество Его Божественной власти, которая на небе и на земле была неоспорима. Потому что с этого момента они становились не только учениками Его, но и чадами Божиими, познав, что все отныне было во власти Того, Кто умер и победил смерть. Христос воскрес, принеся надежду и уверенность на всеобщее воскресение всем людям.
Далее, как мы слышали, братья и сестры, Господь дал ученикам Своим ответственное поручение. Он послал их возвестить всему миру, всем странам и народам благую весть, проповедовать Новый Завет. Другими словами, поручил ученикам раскрыть людям истину воскресения Своего и привести их к Богу. Какая глобальная задача! Естественно, для простых рыбаков, скромных галилеян, она могла показаться невыполнимой. Сердца их вострепетали от ответственности и боязни не справиться, подвести Спасителя. Ведь получалось, что они, простые и скромные люди, были посланы для покорения всего мира Христу! От услышанного у некоторых из них вполне могли поникнуть сердца. Слишком трудно! Но Господь тут же дал им и всем нам, братья и сестры, самое великое и благодатное обещание: быть с нами во все дни до скончания века. А с Господом даже самые величайшие задачи, конечно же, могут быть спокойно решены. Ибо то, что не в состоянии совершить люди, совершит Сам Бог. И как же радостно ощущать в жизни своей Божественное присутствие! …Все готово; приходите на брачный пир (Мф.22:4). Все приготовил для нас Господь! Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Приготовил Бог и Отец во Христе превосходные дары миру – отпущение грехов, общение Духа Святого, благодать усыновления, Царство Небесное. Ко всему этому Христос словом Евангельским приглашает всех». Возрадуемся же и последуем за воскресшим Господом и Спасом нашим. Аминь.
Комментировать