- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
Радуются, Марие, Ангельская воинства, равное, преподобная,
житие сим в тебе зряще, и славу Господеви зовут.
Из канона на утрене
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В настоящий день воскресный, завершая пятую великопостную седмицу, Святая Церковь между прочими праведными ублажает и воспевает память преподобной Марии Египетской. Во дни поста и покаяния упоминание об этой угоднице Божией является особенно спасительным и значимым.
Мы все погрязли в грехах. Их так много, что порой накатывает отчаяние, а сумеем ли вообще выбраться из болота скверны нашей? Враг рода человеческого всеми силами пытается внушить нам чувство безысходности, мол, как бы вы ни старались и ни каялись, Бог не простит страшных согрешений ваших. И если мы поддадимся этому влиянию, если послушаем духа злобы, то будет очень трудно прийти на исповедь, так как иссякнет вера в милосердие Божие.
Но нужно помнить о том, что Отец Небесный любит нас! Любит и ждет, когда заблудшие чада, со смирением и раскаянием в сердце, возвратятся в пресветлые небесные обители, сделают шаг навстречу Божественной любви. А поучением и утешением грешникам может служить вся жизнь преподобной Марии Египетской и ее удивительные духовные подвиги. Пусть мысль о тяжести грехопадений не приводит нас в смущение и отчаяние! Вот пред нами образ преподобной матери нашей Марии – ярчайший пример великого всепрощения Божия и неизреченной милости Небесного Отца. Пусть привычка ко греху не порабощает действий наших и не умаляет стремление к исправлению! Преподобная Мария Египетская тоже была долгие годы привержена пагубной плотской страсти, пристрастилась, свыклась с ней, но сумела не только преодолеть свое греховное влечение, но и возвыситься над пороком настолько, что уподобилась по чистоте Ангелам.
Чему же научает нас Святая Церковь, воздавая особые почести преподобной Марии Египетской? Да, был в жизни этой святой угодницы период, когда она являлась такой грешницей, которых не много видел весь грехолюбивый земной мир. Ее ненасытная страсть к плотским наслаждениям вызывала у людей праведных только осуждение. Ниже скотов бессловесных представала она пред очами Божиими. Но любовь Творца не оставила и эту, казалось бы, самую падшую грешницу. Желание поклониться Животворящему Кресту Господню и мгновенное, болезненное до исступления осознание собственного недостоинства подвигли ее на искреннее отвержение бездны плотской нечистоты. Ее порыв и призыв к Божией Матери, в Которой она, падшая и грешная, видела свою Заступницу и Поручительницу, был настолько сильным и истинным, что преобразил все ее человеческое естество. В тот же миг желания плоти стали не только неприятны ей; Мария в одночасье прочувствовала всю их отвратительность и неугодность перед Богом. Вселюбящий Бог, конечно же, понял и принял движение ее исстрадавшейся от греха души и явил столь желанную милость. Невозбранно вошла она в храм Божий и благоговейно и трепетно совершила поклонение Кресту Христову. Сердце Марии переполнилось от умиления и благодарности Богу за оказанные ей, великой грешнице, блага. И вот пришло решение – принять на себя обет покаяния и очищения и всю оставшуюся жизнь посвятить Богу. Безусловно, братья и сестры, это было вразумление свыше. Благодать Духа Святого наполнила душу и укрепила преподобную Марию в принятом решении. Так, приняв вразумление Господа, она навсегда оставила мир, со всеми его искушениями, страстями, чувствами и помыслами, и удалилась в пустыню за Иордан. А Пресвятая Богородица, пред иконой Которой и был дан этот благословенный обет, отныне взяла ее под Свой Неизреченный Покров, явив Себя Милостивой Споручницей ее спасения.
Задумаемся, братья и сестры, на что решилась и обрекла себя преподобная мать наша Мария? Привыкшая к роскошным одеждам и сладкой пище, в пустыне она не имела, чем прикрыть свое тело, сгоравшее в жару и промерзавшее в холод. Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет! А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни. Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная – молитва и благодать Духа Святого! В мирской жизни она так пристрастна была к хорошим винам, подогревавшим стремления плоти и будоражащим греховное воображение. Но в пустыне вин не было, а зачастую не было даже простой воды. Лютая жажда порой палила ее нутро, но с молитвою святая угодница претерпевала все испытания. В посте, молитве и воздержании она провела семнадцать лет! А скольким искушениям там, в уединении, где, казалось бы, ничто не могло возбудить ее прежней плотской страсти, подвергалась раскаявшаяся грешница! Долгих семнадцать лет боролась она с плотскими помышлениями, гнала от себя желания, которые плоть ее требовала удовлетворить. Но помощью ей в духовных подвигах была святая вера, любовь к Господу и неизреченная надежда на спасение. И она боролась со своими страстями, как с лютыми зверями, как с самыми страшными врагами своими. Вся жизнь преподобной Марии Египетской явилась непрерывным подвигом покаяния. И вот свершилось то, к чему так тянулась и стремилась очищенная душа ее! «Христова невеста днесь покаянием явися», – воспевает в кондаке преподобной Святая Церковь. Покаянием, силы которого еще не видел свет, уневестил ее Себе Господь наш Иисус Христос. Восходя из силы в силу, она достигла духовного совершенства, из простого человека сделавшись как бы земным Ангелом. И вот уже преподобная Мария Египетская обрела дары пророчества и чудотворения, сделалась способной по воде ходить, как по суху, возноситься над землей в молитвенном делании, разуметь слово Божие без единой книги.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь сегодня, вспоминая подвиг преподобной Марии, явно показывает нам, насколько милосерден Отец Небесный! Ведь на примере жизни этой святой видно, что не существует греха, который бы мог победить человеколюбие Божие! Сколь ни был бы тяжел и страшен совершённый грех, но путем веры и покаяния, по благодати Божией, всегда возможно обрести и прощение, и очищение, и примирение с Господом. Нет греховной скверны, которая бы не омывалась слезами покаяния! «Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства: но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему; Спасе, Сам мя ущедри», – говорится в каноне преподобного Андрея Критского.
Но вот о чем стоит еще поразмышлять сегодня, видя пред собою образ преподобной Марии Египетской. Честно признаемся себе, братья и сестры, что далеко не всегда внимаем мы гласу Божиему. Отчего пришло к преподобной Марии благодатное призвание на духовный подвиг и спасение? От простого события: не могла она вместе с другими людьми войти в храм Божий. Для нее этого оказалось достаточно, чтобы в корне пересмотреть все свое бытие и цели жизни. И она всей душой приняла Божественное знамение как призыв к исправлению, к преодолению греховной нечистоты. Но если бы такое случилось с нами? Смогли бы мы вот так же, как преподобная Мария, сокрушаться всем сердцем своим или спокойно развернулись бы и ушли, так и не достигнув того, к чему стремились? Признаемся себе, что и в нашей жизни были случаи, когда Господь явно призывал нас к покаянию, – через какие-то невзгоды, испытания, переживания или болезни, но мы оставляли без внимания и должного удовлетворения этот призыв, противопоставляя ему суетливую жизнь и привычку ко греху. И потому, братья и сестры, в этот святой пост должно нам внимательнее относиться ко всему тому, что с нами происходит, помня о том, что без воли Божией ничто не свершается и ничего не бывает. Жизнь преподобной Марии Египетской представляет собой необыкновенный путь спасения, пройти который могут далеко не все. И подражание этой святой вовсе не означает полного отречения от всего и обязательного ухода в пустыню. Подражать ей мы должны в истинности веры ее, в стремлении убелиться, очиститься от греха, одолеть желания и потребности плоти, чтобы главным во всей нашей жизни было не телесное, а духовное. И стоит лишь заглянуть поглубже в душу свою, в ней обнаружится полная терний греха, духовно бесплодная пустыня, подвизаясь в которой мы сможем просветиться светом Христовым и восстановить истинный образ человеческий, искаженный и погубленный совершёнными грехами. Будем же подражать Марии Египетской в покаянии, чтобы и нам, подобно ей, достигнуть чистоты сердечной и взойти на высоту духовную, дабы исполнить призыв Господа: Обратитеся и отвержитеся от всех нечестий ваших… и сотворите себе сердце ново и дух нов (Иез.18:30, 31). Аминь.
Комментировать