- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос.
(Мк.8:29)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим.
Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит (Ин.1:5)!
Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».
По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно явил Свою Божественность и единство с Отцом.
Спаситель знал, что благую весть, которую Он принес в этот мир, можно было распространить только одним способом – запечатлев ее в сердцах людей, озарив благодатью их души. Столько Господь ходил по земле, проповедовал, учил, совершал чудеса, просвещал! Неужели все это напрасно, неужели Ему так и не удалось растопить скованные льдом сердца и разбудить пребывающие в духовном забытьи души? Поэтому Христос спрашивает: За Кого почитают Меня люди? Последовал ответ: За Иоанна Крестителя, за Илию, за одного из пророков. Народ иудейский так и не признал в Нем долгожданного Мессию, люди еще не понимали, Кто находился рядом, Кто проповедовал им и совершал невиданные чудеса.
А вы за кого почитаете Меня? – вопрошает Господь апостолов. «Для того Он требует от них другого мнения, – разъясняет Святитель Иоанн Златоуст, – чтобы они не думали о Нем одинаково с народом, который видел чудеса, превышающие силы человека, и почитал Его человеком, хотя бы и таким, который воскрес из мертвых, как говорил и Ирод». Христос хочет знать, как ученики, самые дорогие для Него люди, веруют в Него. И в зависимости от ответа будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его. И на этот вопрос первым отвечает пламенный Петр – «уста апостолов». Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все апостолы отвечали на Его вопрос; когда же об их собственном, то Петр не терпит, опережая всех, говорит: Ты – Христос. Это прозвучало среди тишины, прозвучало, как гром небесный, разграничив само время и события истории, поделив все происходящее на то, что было «до» и что «после» сего значительного исповедания.
Греческое слово «христос» соответствует еврейскому слову «мессия» и означает – «помазанник», то есть посвященный и избранный Богом. Название «помазанник» произошло от помазания святым миром, через которое в ветхозаветные времена царям, первосвященникам и пророкам – людям, избранным Богом на особое служение, подавались особые благодатные дары. Господь и Спас наш Иисус, Сын Божий, и Сам истинный Бог, называется Помазанником, Христом, потому что Его человеческому естеству были сообщены все дары Святого Духа, и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Небесного Царя.
Мы называем исповедание апостола Петра великим. Действительно, в Евангелии от Матфея Сам Господь сказал: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17). Ответ Господа апостол Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему. Напротив, Матфей сказал обо всем без опущения. «За что же Петр называется блаженным? – вопрошает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает далее: – За то, что он исповедал Христа истинным Сыном. Чтобы исповедание Петрово не показалось многим сказанным из дружбы и лести и в знак особенного к Нему расположения потому что он весьма любил Христа, – указывает на Того, Кто внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец».
Но далее, братья и сестры, перед нами встает очень трудный вопрос. Мы не можем не задать его, не можем не спросить, почему же, услышав ответ Петра, Господь наш Иисус Христос обратился к Своим ученикам и запретил им, чтобы никому не говорили о Нем?
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Для чего Он запретил? Для того чтобы, по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. Могущество Его не так еще очевидно обнаруживалось. Поэтому Он хотел, чтобы апостолы тогда начали проповедовать о Нем, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Действительно, иное было дело – видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям (особенно когда за чудесами должен был последовать крест), и иное дело – видеть, что вся вселенная Ему поклоняется и верует в Него и что Он уже не терпит ни одного из тех страданий, которые претерпел». Ведь что бы ни думали о Нем люди, что бы ни говорили Ему ученики, Господь знал – впереди искупительная жертва, распятие, крестные страдания и смерть.
Если те, кто видел многие чудеса и слышал столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слове о страданиях, то какому бы опасному соблазну подвергся весь иудейский народ, признавая Христа Сыном Божиим, при видении того, как Господа распинают и оплевывают?! Вот почему Спаситель запретил раньше времени возвещать правду о Нем!
Иудейские священники, богословы и учителя внушили своему народу понимание Мессии как царя земного. Они говорили о том, что Мессия будет владыкой, которому подчинятся все народы земли, и для еврейского народа наступит пора земного благоденствия. А на самом деле Сыну Человеческому предстояло много пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь в учении Своем связывал мессианство со страданиями и смертью. Эти слова Его казались ученикам непонятными. Ведь они тоже, как и все иудеи, считали Мессию непобедимым завоевателем, всепобеждающим владыкой, земным царем. Но теперь они услышали от Господа просто непостижимые для их ума вещи. Как Мессия может страдать? Как Помазанника ждет отвержение? Как Ему, Сыну Божиему, предстоит быть убиту?
И Петр прекословит своему Учителю, мысля не о том, что Божие, но что человеческое. Апостол думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Но Господь сознательно и определенно выбирал крестный путь страданий и унижений. А ученики Его, слишком любящие и привязанные к своему Наставнику, конечно же, всеми силами старались отговорить Его, удержать, спрятать, чтобы сохранить. Для себя сохранить, но не для всех других людей. Их дружеские намерения, выраженные апостолом Петром, были, быть может, самыми добрыми, но Господь воспретил и довольно сурово ответил Своему ученику: Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Вот что важно! Человеческое понимание не может подниматься над небесным смыслом, а любовь человеческая немощна в сравнении с Божественной, истинной любовью. Апостолу Петру казалось, что он говорит, движимый искренней любовью к Учителю, а между тем через него действовал враг рода человеческого. Вот о чем стоит задуматься всем нам, слушавшим сегодняшнее Евангельское чтение.
Потщимся же, по заповеди Господней, к стяжанию такой совершенной любви к Богу, которая откроет нам истинный смысл нашей жизни и волю Божию о нас. Такой любви, которая будет стоять выше всех других чувств человеческих. «Любовь – глава добродетелей, – поучает святой Григорий Нисский, – от нее всякая вера и всякая надежда; от нее терпение и непоколебимость во все благом; от нее преумножение всякого духовного дарования». Аминь.
Комментировать