- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
Видев Тя Ангел в вертограде Гефсиманстем до пота кровава в молитве подвизающася…
Кондак 2-й
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Тишина обволакивала мир в тот страшный и священный час, когда Спаситель с тремя учениками вошел в Гефсиманский сад. Земля, истомленная дневным зноем, нежилась в вечерней прохладе, ласкова была тень оливковых деревьев, благоуханен воздух. Все вокруг дышало покоем, казалось, нет и не может быть беды. Но на сердце Господа Иисуса Христа лежала невыносимая тяжесть. Наступал срок Его решающего сражения с князем тьмы, свирепым диаволом. Сын Человеческий вступал в битву за спасение рода людского, созданного из персти земной, отвергшего своего Создателя, но не забытого Небесным Отцом.
Чудовищные плоды греха возросли в мире со времен падения Адама и Евы. Отторгнув себя от царства добра и света ради лукавого соблазна, первые люди пали в бездну, увлекая за собой всех своих потомков, – и следом опрокинулось во мрак мироздание. Власть над оскверненным творением, сделавшимся недостойным Творца, захватил злейший из падших духов, гордый Люцифер. Жестокий хозяин! Он насадил в мире страдания, болезни, смерть. Этот «исконный человекоубийца» со сладострастием палача упивался муками, слезами, кровью и предсмертными корчами порабощенных им людей, а затем с хохотом ввергал их в свое ужасное преисподнее царство. И во многие человеческие души вселил диавол адскую страсть к мучительству себе подобных – способность получать извращенное удовольствие от зрелища чужих страданий. Под «знамёна царя ада» собирались «сыны погибели», рабы гнусных пороков собирались для насилия над слабыми, издевательств над добродетельными, поругания чистых, безудержнохищного насыщения низких похотей и страстей. Этот мир, лежащий во зле, обреченный смерти и преисподней, еще хранил отблеск первоначальной Божественной красоты, – и от этого властвующее в нем зло казалось еще более жутким.
И вот тихим вечером в Гефсиманском саду адское жерло мирового зла, клубящееся смрадом неисчислимых убийств, пыток, сладострастного палачества, надвинулось на Иисуса Христа – Сына Божия, добровольно принявшего на Себя человеческую немощь. От этой кошмарной угрозы человеческая воля содрогнулась в Богочеловеке, и промолвил Он: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38).
Вочеловечившийся Сын Божий знал все об ожидавшей Его участи, Своей волей шел Он на жертвенный подвиг. Он предвидел все, что готовилось Ему в надменной иудейской столице: поругание, бичевание, терновый венец, гвозди и крест. Легко было избежать грядущих мук, скрывшись из Иерусалима, – но Сын Человеческий твердо вступал на крестный путь. Еще недавно, услышав от святого апостола Петра жалобное: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф.16:22), Он прозрел за слабодушием ученика коварство древнего змия и ответствовал: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф.16:23). В Гефсиманском саду, на пороге крестного подвига, душу Спасителя охватила смертная скорбь.
В ветхозаветные времена многие слабые и грешные люди, изнемогая в скорбях, обращали взор к небесам, казавшимся бесконечно далекими и равнодушными, и роптали: «Бог совсем забыл нас! Ведь Богу не страшно, Богу не больно!» Да, диавол, которому удавалось принести в мир страх, страдание и смерть, не в силах причинить зла Всесовершенному Добру – Всемогущему Господу. Но несчастные ропотники не знали, какова жертвенная любовь к ним Небесного Отца, на какую ужасающую пытку пошлет воплотившегося Сына Своего ради заблудших людей Всеблагой Создатель. Святитель Прокл Константинопольский говорит о Господе нашем Иисусе Христе: «Он, Эммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком; и то, чем Он был, спасло нас, а то, чем Он соделался, страдало ради нас».
В Гефсимании ужас этого страдания вырвал из уст Христа мольбу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39). Это был миг человеческой слабости. Однако как велика должна была быть угроза, чтобы перед нею дрогнул даже Богочеловек! Нам, немощным и боязливым, невозможно понять, какая горечь заключалась в бездонной чаше Страстей Христовых.
Что таилось в этой чаше? Распятие – одна из жесточайших, если не самая жестокая, казнь среди истязаний, измысленных древними садистами по диавольскому наущению. Но только ли мучения распинаемого предстояло перенести телу и душе Сына Человеческого? Спаситель приносил искупительную жертву не за одного или нескольких избранных, а за весь человеческих род. И потому воистину нечеловеческой должна была стать крестная мука Господа Иисуса Христа, ибо Он один принимал на Себя вселенскую боль «за всех и за вся». Громаду всех изуверских казней, всех телесных и нравственных надругательств веков минувших и грядущих, весь арсенал древнего и «идущего в ногу с прогрессом» будущего палачества готовился сатана обрушить на Искупителя. Слабому человеческому телу, в какое ради нас облекся Господь славы, надлежало выстрадать неисчислимость людских мучений: вместе с первохристианскими страстотерпцами, распиленными деревянными пилами и сожженными на кострах; вместе с монахом, у которого клещами вырвали ноздри в петровской «тайной канцелярии»; вместе со священником, пытаемым электротоком в бериевском застенке; вместе с ребенком, умирающим от чернобыльской радиации; вместе с мучениками близящихся последних времен на дыбе антихристовой – вместе с сонмами и сонмами сынов и дочерей спасаемого Им человечества. А бедной человеческой душе, которую для нас воспринял Сын Божий, сколько жгучих язв, сколько позора и скорби предстояло вынести в час голгофский за всех от века и до века обиженных, обездоленных, гонимых, заключенных в темницы, разлученных с родными, утративших любимых. Таков был кажущийся неоплатным счет, который рабовладелец-сатана предъявил Спасителю за искупление человечества, поработившего себя греху. Никто из зараженных первородной скверной людей не смог бы выплатить такую страшную цену, и даже Богочеловек дрогнул перед предстоящим Ему свершением.
Всем известно, какое леденящее чувство охватывает человека в минуту смертельной опасности. В такие мгновения мы утрачиваем способность рассуждать, повинуясь лишь инстинкту самосохранения, непроизвольно всеми силами противимся надвигающейся угрозе. А Христос Спаситель обладал Божественной властью, и одного движения Его мысли было бы довольно, чтобы ангельские легионы вознесли Его из этого мира злобы и жестокости в блаженное Горнее Царствие. Но лишь мольбою к Небесному Отцу пытался Богочеловек отодвинуть чашу смертоносной горечи, превозмогая Свою человеческую немощь словами святого послушания: Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:42).
Воля Небесного Отца, как и единая с ней воля Божественного Сына, – принесение страшной крестной жертвы. И безгрешный человек Иисус Христос повиновался Отчему решению и Своему Божеству. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5:8–9). Против собственной слабости Иисус Христос воздвиг щит молитвы, всей душой обратился к Небесному Отцу за благодатной помощью. Но так трудна оказалась победа над немощью человеческого естества, что когда Спаситель молился, был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк.22:44). Так Пречистой Кровью Своей еще в Гефсиманском саду начал Господь омывать скверну грехопадения человеческого, предзнаменуя жертву Голгофскую.
Как одинок был Спаситель в этом тихом оливковом саду под леденящим дыханием смерти и ада! Нет, не один вошел Он в Гефсиманию, с Ним было трое учеников – ближайших, чистейших, преданнейших. Все апостолы Сердцеведца Христа, кроме одного, были достойнейшими среди сынов своего времени, но эти трое являлись наилучшими из лучших: мужественные сыны Громовы, возлюбленный Иоанн и благочестивый Иаков, и Петр – твердыня веры, только что так по-детски трогательно выражавший свою пылкую привязанность Учителю. к этим трем избранникам обратился Господь Иисус Христос, дотоле никогда ни о чем не просивший, с мольбой о сострадании в смертельной Его скорби: Бодрствуйте со Мною (Мф.26:38).
Но что же увидел Спаситель, восстав от молитвенного борения с невыносимым ужасом? Трое верных спали тяжелым сном, утомленные недавними заботами: кознями иудеев, тревогой о будущем, переходами с места на место. Поддавшись усталости, они оставили любимого Учителя в одиночку превозмогать этот страшный час. И таковы оказались лучшие из рода человеческого, ради которого воплотившийся Господь шел на чудовищную крестную смерть. Да стоило ли подобного подвига все это падшее человечество, если и достойнейшие его сыновья предали своего Спасителя ради сна? Но нет, не с упреком, а с жалостью и бесконечной любовью смотрел на спящих учеников Божественный Страстотерпец, принимая на Свои плечи и этот грех слабодушных друзей Своих.
Когда неразделенная скорбь Христа Спасителя стала совсем нестерпимой, не люди, а Ангел, посланный Небесным Отцом, явился ободрить Его. И весь ангельский сонм возликовал в Горнем Царствии, когда Сын Человеческий поднялся с колен в сиянии неколебимого мужества, одержав преславную победу над сатанинскими полчищами, – победу над человеческим страхом перед страданиями и смертью. Теперь Спаситель мог идти на высочайший Свой подвиг – на голгофский крест, где испытает Он даже опыт Богооставленности среди лютейших страданий, дабы тем ярче воссияла слава Сына Человеческого, в одиночку разрушившего державу гордого диавола.
А в ночной покой Гефсимании уже врывались огни факелов, топот ног и злобный говор толпы. Это спешил совершить черное дело отряд «сынов погибели», прислужников фарисейских, под предводительством Иуды-предателя.
Спаситель разбудил учеников со словами предостережения: Вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников (Мк.14:41). Перед лицом сбывающейся угрозы Божественный Учитель тревожился уже не за Себя, а за любимых учеников, сонных и неразумных, тех, кого Отец дал Ему (см. Ин.17:9). Не о Себе, а о них просил единый Безгрешный явившихся схватить Его: …если Меня ищете, оставьте их, пусть идут (Ин.18:8).
Свершив подвиг гефсиманского моления, в величавом спокойствии приступил Сын Человеческий к горчайшей чаше Страстей Своих. И когда пылкий Петр пытался с оружием в руках защитить Его, Учитель остановил ученика, сказал: Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин.18:11). И, связанный и плененный, под торжествующий хохот вселенской злобы двинулся Спаситель мира к Своему жертвенному всеочищающему торжеству.
О таинственном смысле гефсиманского моления проникновенно говорит святитель Димитрий Ростовский: «Земля, земля! Бог Слово припадает к тебе как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя как Свою. Он пал на землю от тяжести грехов, которые поднял на Свои рамена, пал в знак милосердия Божия к грешной, некогда проклятой земле».
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Подвиг, подобный гефсиманскому, вслед за Сыном Своим и Господом совершила Пречистая Богородица, стоявшая у креста распятого Спасителя. Оружие, прошедшее Ее душу (см. Лк.2:35) в те страшные часы, растерзало сердце Пресвятой Девы скорбью всех матерей, оплакивающих детей своих, горем всех любящих, утративших любимых. Потому именно под сенью Гефсиманского сада было суждено упокоиться Пречистой в трехдневном смертном сне прежде вознесения Ее в Горнее Царствие на руках Божественного Сына.
Память о гефсиманском молении Сына Человеческого вселяет в верных Его последователей бодрость и мужество. Да, этот мир по-прежнему переполнен страданиями, но он уже искуплен Господом нашим Иисусом Христом из рабства человекоубийце-диаволу. Если во мраке языческом мучения людей били лишь демонской насмешкой над ними, то ныне выпадающие на долю христиан испытания и беды плодотворны, служат очищению наших душ, дабы мы сделались достойны вечной награды в Царствии Небесном. В любой нашей скорби состраждут нам и ободряют нас Сам Божественный Искупитель и Пренепорочная Его Матерь, и что наши невзгоды в сравнении с безмерностью мучений, перенесенных ради нас единым Безгрешным? Так неужели же мы, грешные, станем с ропотом отталкивать ту малую чашу испытаний, которую попускает принять нас Небесный Отец, врачуя от пороков? Будем помнить также, что в горчайшей чаше Страстей Христовых есть струя яда, которую каждый из нас влил своими грехами, своей нечистотой. Так неужели же не постараемся мы, неблагодарные, терпеливым перенесением скорбей хотя бы отчасти загладить вину свою перед Христом Спасителем, предавшим Себя за нас на распятие? Да не оскорбим ропотом Господа Промыслителя, устрояющего все к нашему благу, но восславим Всещедрого, ибо навек основана милость, на небесах утвердил Господь истину Свою (Пс.88:3). Аминь.
Комментировать