митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,
во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

(Евр.9:28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В услышанном нами сегодня Апостольском чтении (см. Евр.9:24–28) поднимаются серьезные вопросы, связанные с искупительной жертвой, принесенной Господом нашим Иисусом Христом, и правильным отношением к смерти.

Обращаясь к первым христианам, испытывающим некоторые нравственные трудности, апостол Павел рассуждает о том, какое непревзойденное значение имело дело искупления для всего рода человеческого. На первое место опять встает мысль апостола о том, что Богослужение, совершаемое людьми, не может сравниться с тем реальным и истинным Богослужением, которое совершает Сам Господь Иисус Христос. Священники в День очищения приносят жертвы, очищающие скинию, Святое Святых, предметы Богослужения. Но та жертва, которую принес Христос, очистила не только небо и землю, но и всю вселенную, весь мир – видимый и невидимый: Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в само небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие.

Апостол Павел проводит в этих словах важную аналогию: храму рукотворному противопоставляется целое небо. И главное различие здесь в том, что Вечный Первосвященник Христос гораздо ближе к Отцу Небесному, чем любой священнослужитель. Естественно, и жертва, Им приносимая, имеет пред лицом Божиим гораздо большее значение. Размышляя о первосвященническом служении Сына Божиего, апостол пишет, что Господь предстает перед Богом Отцом не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище с чужою кровью. Святитель Иоанн Златоуст, анализируя Послание к евреям, подчеркивает: «Видишь ли, сколько противоположений? Многократно – однажды, с кровию чужой – с Своею. Великое различие! Христос Сам – и Жертва, и Священник». При этом апостол Павел указывает на моменты превосходства жертвы Христовой.

Господь вошел в нерукотворное святилище, в присутствие Бога. И это благотворно для каждого, кто называет себя христианином, последователем Спаса нашего Иисуса Христа. Потому что благодаря искупительной жертве все верующие люди тесно связаны не только с Сыном Божиим, но и с Богом Отцом. Господь вознесся и сел одесную Вседержителя не ради Себя, но ради нас, открыв нам путь к Богу, взяв на Себя дело Ходатая за всех людей, верующих в Него и исповедующих истинную веру. Ведь в Господе соединилось несоединимое! Христос Спаситель, ради Которого совершаются дела любви и милосердия, Сам призван служить людям. И мы потрясены и не можем постичь, как слиты воедино вечная слава и величайшее служение! Господь выступает одновременно как великий вечный Царь и покорный вечный Слуга. Посмотрите, сколько смирения! Бог служит людям, умывает ноги Своим ученикам, за грехи мира беспрекословно принимает страдания. Жизни Своей не жалеет ради спасения людей! И жертву, принесенную Им однажды, не надо повторять многократно, она – вечна!

Если первосвященник, входя каждый год в святилище, каждый год молился за род человеческий, открывая к Богу путь, загражденный грехами и пороками, то Господь-Первосвященник, принеся Себя в жертву, Своею Пречистой Кровью открыл путь к Отцу Небесному раз и навсегда. И хотя люди продолжают грешить и совершать беззакония, это не значит, что и далее за каждый грех Христос должен распинаться. Жертва уже принесена, благоволение Бога Отца уже состоялось. И путь к любви Божией открыт. Святитель Иоанн Златоуст поясняет это так: «Здесь апостол открывает некоторый догмат: если бы, говорит, Ему надлежало многократно приносить жертвы, то надлежало бы многократно и распинаться. Ныне же – однажды к концу веков. Почему к концу веков? После множества грехов; если бы все это произошло вначале и никто не уверовал бы, то дело домостроительства осталось бы бесполезным… Когда же с течением времени явилось множество грехов, тогда благовременно Он и явился». И принес искупительную жертву. И умер однажды за всех людей.

Апостол Павел проводит параллель между человеческой жизнью и смертью и земной жизнью и смертью Господа нашего Иисуса Христа: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Вот Спаситель умер на кресте. И что изменилось в человеческой природе? Изменилось многое. Смерть потеряла свою власть над людьми. И хотя мы продолжаем умирать физической смертью, но Преславное Воскресение Христово дало надежду на воскресение после смерти. Это значит, что состояние смерти более не является непреложным. Если смерть сменяется потом новой, да еще более лучшей жизнью, то это не смерть, а успение.

В сегодняшнем Апостольском чтении прозвучало очень важное утверждение о том, что после смерти человек восстанет вновь, а потом суд. Так будет со всеми людьми. Господь наш Иисус Христос умер, находился во гробе, воскрес в третий день, по Писанию. Воскресший приходил к ученикам Своим, вознесся от нас на небеса и пребывает одесную Отца Небесного. Он придет снова, но не для того, чтобы быть судимым, а для того, чтобы судить. Придет во всей славе Своей, как должно Сыну Божиему и истинному Богу.

Надо сказать, братья и сестры, что второе пришествие Спасителя с трепетом и благоговением ожидалось молодой Церковью Христовой. Эта надежда на встречу с любимым Господом согревала веру первых христиан, поэтому и сам день второго пришествия Иисуса Христа они ждали с радостью и упованием, с особым расположением духа, всегда готовые дать ответ за свою жизнь во Христе. Для людей же неверующих сама мысль о суде Божием казалась абсурдной, хотя, конечно, за подобным мнением всегда скрывался страх, а день второго пришествия виделся днем ужаса.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь наш Иисус Христос воплотился, принял на Себя человеческую плоть, чтобы подъять грехи многих. Многих – но не всех! Почему же так? Да, Спаситель принял страдания и крестную смерть за весь род человеческий. Он может спасти исключительно всех людей. Тем не менее Христос вознес грехи не всех, а многих, потому что остальные сами не захотели. Творец дал нам свободную волю и возможность выбора жизненного пути. Безгрешный Господь сделал все, чтобы состоялось наше спасение. Теперь дело за нами.

В последний день мира Сын Божий воздаст каждому по его деяниям. Те, кто любят Господа, тем нечего бояться судного дня, к тем Господь поспешит как Друг, и встреча после долгой разлуки будет особенно радостной. Те же, кто не верит в Бога, с ужасом ожидают конца мира, понимая полную безыс ходность своего положения. Это зависит от того, насколько полно и глубоко Господь вошел в человеческое сердце, пребывает ли в нерукотворном храме верующей души. Если же человек не верит, то в душе его – мрак и духовная пустота, и что самое страшное, там нет Бога. А что может быть трагичнее богооставленности?!

Святитель Феофан Затворник пишет: «Последняя цель человека – в Боге, в общении или живом единении с Богом. Созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей из Божеского рода. Будучи же рода Божиего, он не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом. Потому-то сердце наше бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и Бог обладает им».

Сподобимся же в святые дни Великого поста иметь непрестанное желание в познании истины, укреплении веры и в общении с Богом. Господь наш Иисус Христос среди нас, братья и сестры. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие. Ведь даже Сам Господь говорит: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20).

Уподобимся же Христу Спасителю, ибо Он, Сын Божий, придя в мир, уподобился нам, явив Собой благодатный пример. Прислушаемся к поучению святителя Григория Нисского: «Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа – как бы полотно, добродетели – краски; Иисус Христос есть образ, с которого мы должны списывать». Аминь.

Комментировать