<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)

И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
и глухих делает слышащими и немых – говорящими.

(Мк.7:37)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

О многих чудесах, совершённых Господом нашим Иисусом Христом, свидетельствует Святое Евангелие. Вот сегодня в Евангельском чтении за Божественной Литургией мы с вами слышали рассказ об исцелении глухого и косноязычного человека (см. Мк.7:31–37).

Повествование о чуде начинается с описания путешествия Спасителя: Вышедши из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия. Если взглянуть на географическую карту, то путь этот покажется нам странным и нелогичным. Тир располагался на севере, а области, лежащие вокруг Галилейского моря, – на юге. Значит, Господь совершил путешествие с севера на юг, но посетил и Сидон, который также находился на севере. Получается, что Спаситель в Своем путешествии почему-то совершил довольно большой крюк. Как, например, если бы кто-то отправился из Санкт-Петербурга в Москву через Архангельск.

Ученые-богословы, изучающие Священное Писание, основываясь на этих словах евангелиста Марка, высказали предположение, что это путешествие Господа нашего Иисуса Христа было довольно длительным, не менее восьми месяцев, а потому в этот период Он мог много общаться с учениками, преподавая им Свое учение. Естественно, такие беседы не остались безрезультатными. Потому что мы видим, что уже в следующей главе Евангелия от Марка апостол Петр сделает великое открытие и основополагающий вывод о том, что Наставник их Иисус есть Христос (Мк.8:29). Возможно, что это знание пришло к ученику Господа именно благодаря длительному и плодотворному общению с Божественным Учителем. И именно эта появившаяся у апостола Петра мысль о значении Спасителя придала ему такую уверенность, что он уже смог исповедовать своего Учителя истинным Мессией.

Господь и Сам нуждался в столь длительном пребывании со Своими учениками. Это было как бы затишьем перед бурей, временем покоя перед развернувшимися впоследствии бурными событиями. Ведь Ему предстояли безмерные труды, напряжение и страдания последних земных дней.

В пределах Десятиградия Христос вместе со Своими верными спутниками остановился на некоторое время. Вот тут-то и произошло чудо, которое описывает апостол и евангелист Марк. К Господу подвели человека, который ничего не слышал, да к тому же речь его была косноязычна. Вероятно, именно глухота являлась причиной того, что он не мог нормально говорить. Спаситель исцелил этого несчастного. Но, обратите внимание, братья и сестры, как произошло это чудо.

Если раньше Господь Иисус совершал чудеса на глазах многих свидетелей, то теперь Он отводит больного в сторону, чтобы остаться с ним наедине: Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его… Сам по себе необычайный факт этот заслуживает того, чтобы мы сосредоточились на нем. Люди, которые привели косноязычного глухого, думали, что Господь исцелит больного возложением на него Своих рук, как это было в десятках и сотнях других случаев. Но Спаситель желал, чтобы этот страдающий человек обрел веру в то, что помощь к нему обязательно придет, сам поверил в силу Христа. Отделением от толпы Спаситель как бы приближает несчастного к Себе, располагает к доверительным отношениям. Пробудив же веру в душе больного, Господь одним словом отверзает его слух, дарует чистую, полноценную речь.

Спаситель и Бог наш Иисус Христос проявил здесь исключительную деликатность. Он знал, что глухие люди обычно чувствуют себя неловко и растерянно, когда им уделяют особое внимание. Ведь глухота мешает человеку в не меньшей мере, чем слепота. А если еще вокруг большая толпа народа и все что-то кричат, этот натиск больному действительно выдержать трудно. Потому Христос не хотел допустить еще большей его беспомощности, видя в страдающем человеке личность со своими чувствами и убеждениями, надеждами и упованиями.

Совершив невиданное до сего дня чудо, Господь повелел свидетелям случившегося не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. Христос просит не говорить никому о сотворенном чуде потому, что не хочет, чтобы жители Десятиградия искали Его как великого Чудотворца. Ведь не восхищения Сын Божий ждал от людей, а веры в Него как в Мессию и принятия всей душой учения Нового Завета.

Но погрязший в грехах, мирских удовольствиях и соблазнах, забывший о Боге род человеческий склонен был рассматривать и воспринимать Господа исключительно как Чудотворца, чудесам Которого во что бы то ни стало надо подивиться. И дивились, и восхищались! Да и как можно было иначе, если этот необыкновенный Проповедник из Назарета глухих делает слышащими и немых – говорящими. Вот и утверждали о Нем, что Он все хорошо делает. Ничего не напоминают вам, братья и сестры, эти памятные слова? Разве не созвучны они словам Бога, произнесенным над только что сотворенным Им миром: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31)?!

Творец создал этот удивительный мир, Землю и все на ней: моря, реки, горы, леса, пустыни. Создал животных и людей. И все это было хорошо! Но вот пришел в мир грех и извратил Богом установленный миропорядок. И по обетованию, снисшел в этот мир Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, неся исцеление и спасение падшим людям. Пришел для того, чтобы заново начать работу творения, вернуть миру первозданную красоту.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! О чем должно напомнить нам сегодняшнее Евангельское чтение? О нас с вами! Разве мы не бываем порой глухи к слову Божию, к призыву Господа строить свою жизнь по Божественным заповедям? Разве нам не надо отверзать уши, чтобы услышать чужой плач, чтобы ощутить чью-то невысказанную боль, чтобы из всего потока информации, буквально заваливающей нас, услышать главное – благую весть о Воскресении Христовом?! И почему уста наши затворены порой для слов сострадания и сочувствия, для истинного и искреннего исповедания веры Христовой?! И с нами Господь поступает промыслительно, вырывая из пут безбожного мира, призывая в храм Божий, чтобы там, при непосредственном Богообщении, совершить чудо духовного исцеления.

Сердце исцеленного глухого было преисполнено благодарности. А мы, братья и сестры, всегда ли стремимся благодарить Господа за Его неизреченные милости и блага?

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса – нужно иметь признающую душу. Так лучи солнца недостаточны для того, чтобы видеть, нужен еще и чистый и здоровый глаз».

Бог любит нас. Он – Источник всякого добра и благодати. С непостижимой высоты Своей Отец Небесный щедро посылает всем изобильную помощь. Но милостью этой наслаждаются далеко не все люди, а только те, которые стремлением к совершенным добродетелям проявили доброе произволение, делами милосердия подтвердили свою веру и любовь к Богу, те, в которых просиял свет Христов. Между тем все мы знаем, что жить в душевном спокойствии и радости гораздо приятнее, чем в ненависти, зависти и зле. Почему же не успокаиваемся, почему непрестанно творим беззакония, порабощаемся греху? Быть может, причина тому – наше маловерие и отягощенность земными вещами?

В эти дни Великого поста, великого не только по временным срокам, но и по духовной насыщенности, внимая Евангельскому чтению, в котором содержится столько поучительного для нас, будем помышлять о грехах своих. Прислушаемся к мудрым словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая различные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Учись из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем». Аминь.

Комментировать