- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
Я с вами во все дни до скончания века.
(Мф.28:20)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот и наступила благословенная Великая Суббота… Сегодня сердца всех верных Господу устремлены навстречу скорому неизреченному торжеству воскресения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир замер в ожидании. Ждем и мы, внимая жизнеутверждающему Слову Божиему… С особым трепетом прозвучало для нас за Божественной Литургией Евангельское чтение (см. Мф.28:1-20), рассказывающее о воскресении Возлюбленного Господа.
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб, – повествуется в Святом Евангелии от Матфея. О Марии Магдалине, верной последовательнице Христа, мы знаем довольно много. Другая Мария, вероятно, это Мария Иаковлева, мать Иакова и Иосии, жена Клеопы, которую называет спутницей Марии Магдалины евангелист Марк, упоминающий еще и о Саломии.
Итак, на третий день по распятии пришли ко гробу жены-мироносицы. Они несли с собой благовония, чтобы помазать тело своего Учителя, воздать Ему последние погребальные почести.
Верные, любящие Господа, безмерно преданные Ему, они, хрупкие и слабые женщины, оказались гораздо сильнее и смелее мужчин. Не убежали, не попрятались, а, не скрываясь от властей, делили со Спасителем самые тяжкие минуты: стояли у креста, присутствовали при положении во гроб. И вот теперь, за любовь и преданность их ждала благословенная награда – они должны были первыми узнать о воскресении Господнем и увидеть Его. Именно они, по Божией милости, возвестят апостолам и всему миру о Величайшем Чуде.
В рассветной тишине взволнованные ученицы Христовы остановились перед гробом Божественного Учителя. Из уст явившегося им прекрасного Ангела, блистающего как молния, одетого в белоснежную одежду, мироносицы услышали необыкновенные слова: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь.
Простыми словами вещал небесный житель потрясающую новость. Он напомнил женщинам о словах Христа, о Его обещании. И в подтверждение сказанного показал пустой гроб. Каждое слово Ангела призывало людей к вере! Святая весть прозвучала для тех, кто действительно мог поверить! Ведь происшедшее было настолько ошеломляющим, что признать это правдой было почти невозможно. Слишком велико и грандиозно это было для человеческого разума! Только любовь и желание видеть Господа живым могли преодолеть и рассеять всяческие колебания, укрепить веру в воскресшего Спасителя. Еще не видя Божественного Учителя, женщины поверили на слово святому Ангелу, который далее руководил их действиями: Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее, там Его увидите. Ликованию подвижниц не было предела! Они быстрее побежали от гроба, со страхом и радостью великою, чтобы возвестить ученикам Христовым о том, что любимый Учитель жив! Им так хотелось поделиться со всеми, рассказать о воскресении Господа. Пойдите, скажите! – призывал женщин Ангел. Пойдите, скажите! – к каждому из нас обращается ныне Святая Церковь, дабы мы тоже участвовали в деле благовестия, преисполненные долгом объявить о Христе другим людям, поделиться своей величайшей радостью.
Женщины радовались. Они не могли не радоваться! Свершилось такое удивительное Чудо, которое вернуло им усопшего Господа.
Свидетелями воскресения Христова стали стражники, которые охраняли вход во гроб. Но они при этом устрашились, пришли в трепет и стали как мертвые. По прошествии же некоторого времени стоявшие на страже пришли к первосвященникам и рассказали им о свершившемся. Но как же воспринимают истину враги Христовы? Всеми силами стараются они заставить замолчать правду о воскресшем Господе: И сии собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Так и сделали стражники, убоявшись наказания и поддавшись на солидный денежный подкуп. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня.
План был очень простой. Иудейские вожди не скупились в средствах, когда надо было устранить Иисуса Христа и скрыть правду о Нем. Как мы знаем, взят был Господь благодаря предательству, осужден противозаконно, оклеветан и несправедливо обвинен перед Понтием Пилатом. А теперь враги Спасителя пытались взятками и подкупом скрыть подлинные факты. Но они потерпели провал. Несмотря на все ухищрения, утвердилась великая истина. История не раз уже показывала нам, что никакие человеческие ухищрения, никакой обман не способны затмить и скрыть правду. Истина в конечном итоге все равно восторжествует! Как восторжествовал над смертью и воскрес наш Господь! Потому что добродетель всегда была и будет выше и сильнее любых злобных заговоров.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда жены-мироносицы поспешили возвестить апостолам о воскресении Христа, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! Этот призыв Господа обращен ко всем нам.
Все мы однажды встречаем нашего Бога и потому должны жить в радости от самого факта Его присутствия. Ведь с Господом нас никто теперь не может разлучить – ни люди, ни обстоятельства. Спаситель с нами во все дни!
Когда ученики встретили воскресшего Господа в Галилее и поклонились Ему, были среди них и такие, которые усомнились, которым не хватило глубины и полноты веры. Но Христос раскрыл пред всеми верными последователями Свою силу и славу: И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать то, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Эти слова Господа являются заповедью для всех нас. Они преподают нам богословскую истину о Святой Троице, раскрывают сущность практической христианской добродетели, основы христианской веры. Наконец, содержат благословенное обетование Господа о том, что Сам Он будет пребывать со всеми, кто исповедует Его, во все дни жизни, до скончания века, ниспосылая деятельную помощь, руководя величайшей Божественной Премудростью, одаривая всяческими благами – земными и небесными – и озаряя неизреченной любовью. Так как же нам не возрадоваться духовной радостью о Боге, как не возликовать от полноты сердечной?! Господь наш Иисус Христос заверил учеников и через них всех христиан в данной Ему власти. Ведь нет ничего невозможного для Того, Кто смертью Своей победил саму смерть.
Христос повелел апостолам всех людей озарить благой вестью, чтобы привести их к истинной вере. Эта задача, наверное, показалась ученикам очень сложной, и у них вострепетали от страха сердца. Но обещанием Своим Господь Иисус тут же утешил и воодушевил сподвижников. Действительно, как можно сомневаться в недостижимости поставленных целей, если Сам Господь ведет нас на пути к их осуществлению? Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к нему и исповедать Его Сыном Божиим». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто удостоится Божией помощи, тот посмеется над бедами и поставит их ни во что, потому что Господь все творит и устраивает для его блага, во всем содействует ему и трудное делает легким». А потому, по словам сего Святителя: «Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления, Его милости, во всяком искушении – Его помощи». Аминь.
Комментировать