- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В молитве преподобного Ефрема Сирина, которая звучит в дни Великого поста в наших храмах, есть слова, устремленные к Богу с просьбой открыть духовные очи для того, чтобы зреть свои прегрешения. Казалось бы, о чем тут просить? Все мы знаем и понимаем свои грехи, по крайней мере, нам так кажется. И, тем не менее, помощь Божия в том, чтобы узреть свои прегрешения, важна и никогда не будет лишней. Ведь грехов, порабощающих человеческую душу, великое множество. Зачастую они связаны между собой или вытекают один из другого. Вот почему путь духовного совершенствования такой нелегкий. Сколько еще предстоит пройти по этому пути!
К нам, стремящимся обновить душу искренним покаянием, очиститься, проходя поприщем святого поста, обращены слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Христианин, внимающий своему спасению, должен помнить, что любой порок, если возобладает в человеке, может погубить его душу. Послабление одному греховному навыку может открыть вход в душу многим грехам и порокам. Постоянное бдение над своим сердцем и искоренение из него всех греховных навыков будут постоянно вести христианина по духовному пути совершенствования».
Несть мира в костях моих от лица грех моих, – с болью в сердце восклицает пророк Давид (Пс.37:4). Действительно, грехи являются нашими самыми страшными врагами, потому что служат преградой для вхождения в Царство Небесное. Грехом были закрыты для первых людей, Адама и Евы, врата райские. С первородным грехом пришли в мир болезни, скорби, страдания и смерть. Согрешения наши, какими бы мелкими и ничтожными они ни представлялись, как сильнодействующий яд, разрушают не только телесную природу человека, но и духовную. Вот почему за каждым грехом следует тяжелый недуг – болезнь души.
Мы живем среди суеты мира и бушующих страстей, тешим свою плоть чревоугодием, невоздержанием, всякого рода развлечениями и другими пороками. Но Великий пост благодатен тем, что все это как бы останавливает, прекращает. Если человек любит Бога, то, сознательно и добровольно, с радостью сердечной вступая на путь воздержания, он отметает все лишнее, земное, плотское, мешающее совершенствованию души. Таким образом, высвобождается время для молитвы, духовного размышления и делания. Каждодневные заботы остаются, но они отходят на второй план, теряют свою важность и значимость. По великой милости Своей, Господь, внимая нашим молитвам о помощи зрети прегрешения, отверзает врата покаяния. Как же понять глубину своей греховности, как обнажить все скрытые и забытые грехи свои, чтобы исповедать их и полностью очиститься в таинстве покаяния?! Через пророка Иоиля Господь некогда Сам указал нам правильный путь: Обратитеся ко Мне всем сердем вашим в посте, молитве и рыдании (Иоил.2:12). К спасению, к достижению блаженной вечности, есть только две дороги: путь безгрешности и путь покаяния. Первый путь для нас, братья и сестры, недостижим. Нет на земле человека, который бы вовсе не грешил. Но вот путь покаяния верен и доступен всем. Только для этого надо не только осознавать грехи свои, определить их, узреть, но и иметь о них сокрушение, отречься от них, возненавидеть всем сердцем. Преподобный Антоний Великий поучает: «Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в своем доме». По молитвам нашим, Господь пошлет духовное видение грехов. Как бы страшны и серьезны ни были наши прегрешения, если мы отверглись от них, если твердо решили покаяться перед Богом, попросить у Отца Небесного прощение за совершенные беззакония, если возродили в себе стремление к истинному исправлению, к невозвратности злых дел, то Господь всегда нас поймет, помилует и простит. Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11).
Многими «студными грехами» мы, братья и сестры, осквернили себя. Кто-то из вас спросит себя мысленно: «Да разве достоин я прощения?! Разве могу уповать на милосердие Божие?!» Ответ на эти вопросы один: Господь всемогущ, Он способен покрыть благодатью Своей все наши согрешения. Вот почему не надо отчаиваться, а лучше вместе с преподобным Ефремом Сириным от всего сердца попросить: «Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения».
Отец Небесный ждет от нас покаяния истинного и искреннего. Чувство раскаяния в совершенных согрешениях должно быть не поверхностным, но истекать из глубины сердца. При этом для нас должны существовать только свои грехи. Как легко самооправдаться перед Богом и духовным отцом, как просто вину за свои согрешения переложить на других! «Они, мол, ближние, меня до такой жизни довели, так что и вся вина на них, а не на мне! Да и что мои грехи значат по сравнению с грехами того-то и того-то…» Не этого ждет Господь! Не нашего оправдательного мудрствования, а плача душевного, когда не других мы обвиняем в своих согрешениях, а самих себя, когда нет в нас потребности и стремления осуждать брата, мы сами готовы нести перед Богом и людьми положенное наказание. За такую искренность Вседержитель посылает нам не наказание, а помилование, разрешает от всех грехов, убеляет души несказанной чистотой оправдания. И дает ни с чем не сравнимую награду – возможность соединиться с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Причащения, стать храмом Божиим, принимающим в себя Спасителя!
Вместе с преподобным Ефремом Сириным испросим сегодня у Бога великого дара – не осуждати. Грех осуждения – один из самых распространенных и опасных грехов, в который мы постоянно впадаем. Этот грех по немощи человеческой очень легко совершить но, исповедав, трудно не повторить. Как привыкли мы видеть, обсуждать и осуждать чужие промахи и падения, страсти и пороки! А порой бывает и так, что обманываемся, явно клевещем, говорим неправду, но все равно упорно продолжаем осуждать. Между тем грех осуждения особенно страшен, ведь он лишает нас Божественной благодати. Осудил ближнего – прогневал Бога! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Столь обычный для всех грех – осуждение ближних навлекает на нас тягчайшее наказание».
Спросим себя, готовы ли мы предстать перед праведным судом Творца ради каких-то мелких эгоистических амбиций, или зависти, или жесткосердия, или простого недоброго любопытства? Не слишком ли высока плата за невоздержание языка и мысли?! И чем можно оправдать свое недостойное поведение перед Богом? Сам Господь ясно и однозначно предупреждает нас: Не судите и не судимы будете. Грех осуждения тяжел для преодоления, но он вовсе не всесилен. Когда, братья и сестры, перед нашими глазами постоянно будут стоять собственные грехи, и мы их будем видеть, придет смирение, раскаяние, ощущение своего недостоинства, и нам станет не до осуждения ближних! Преподобный Моисей об этом говорит так: «Если будем внимательны к своим грехам, мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо это неразумение человеческое оставлять своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего». Сам старец этот явил однажды пример подлинного неосуждения. Подвизался он в монастыре. И вот в этой святой обители один инок согрешил. Грех его вскрылся, братья монастыря решили собраться в келье грешника и общественно обличить его. Позвали преподобного Моисея. Как же поступил этот праведный муж? Он взял большую корзину, ветхую и с многими дырами, насыпал ее полную песком, взвалил себе на плечи и пошел на судное собрание. Естественно, за ним тянулся значительный след от сыпавшегося песка. Братия обители, встретив старца, удивились и спросили: «Что это такое, отец?» Преподобный ответил: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрел на них, а пришел судить грехи чужие». Тогда поняли монахи, как они ошиблись и не осудили согрешившего брата.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Пагубен грех осуждения, стяжание же неосуждения ближних благотворно и спасительно для души. Будем помнить об этом, дабы не впасть нам в этот порок, ведь, осуждая других, мы тем самым осуждаем самих себя, так как в нас прегрешений не меньше, а больше. По словам преподобного Исаака Сирина: «Кто защищает ближнего, тот поборником себе обретает Бога».
Чтобы не осуждать других людей, надо смириться перед всеми, не оправдывать себя, а ощущать себя самым грешным. При этом, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ожидайте и требуйте от себя любви и сострадания к людям». Если не научимся быть милостивыми и сострадательными к согрешающим, не станем от всего сердца любить их и стремиться не осуждать, а, наоборот, помогать, поддерживать, утешать, то и сами не сможем оправдаться перед Вечным Судией, Творцом нашим, Который грозно предупреждает: Суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13). Как утверждает авва Исаак Сирин: «Прекрасная помощь тебе в день суда, если ты оказывал здесь сострадание людям». Аминь.
Комментировать