- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя,
возми бремя от мене тяжкое греховное,
и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.
Из канона прп. Андрея Критского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Четвертый вечер мы с вами обливаемся слезами умиления и раскрываем душу вместе с преподобным Андреем Критским, великим учителем покаяния, присоединяя свой слабый голос к проникновенным церковным песнопениям. Задумаемся, что же дали нам читаемые в эти дни в храме Божием и в каждой православной христианской семье молитвы, чему они нас научили? Сын Божий, Господь наш Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть, чтобы вернуть каждому из нас Божественное начало. Ведь Бог Творец создал людей по образу и подобию Своему. Почему же так часто мы об этом забываем почему добровольно отвергаем высочайшее звание чад Божиих ?
Страницы Святого Евангелия бережно донесли до нас все то, что было связано с земной жизнью Спасителя. Читая Священное Писание, мы имеем возможность мысленно следовать за Господом нашим, слышать Его слова, внимать Его поучениям, истолковывать произнесенные Им притчи. И наше собственное духовное становление при этом будет гармоничным и плодотворным. Вот почему так важно читать Евангелие и толкование на него святых отцов Церкви. Читать заинтересованно, убежденно и внимательно. Заинтересованно потому, что все события, отраженные в нем, написаны непосредственными очевидцами, для которых Иисус Христос был не просто Богочеловек, но незабвенный Божественный Учитель. Разве нам, современным последователям Христа, не интересно знать все то, что происходило с Господом? Убежденно – по вере нашей, ведь мы с вами, братья и сестры, свято верим в то, что написанное в Евангелие истинная и непреложная правда. Наконец, внимательно, потому что только внимательное чтение способно многое открыть нашей душе и заставить трепетать любящее Господа сердце.
И вот, читая Евангелие, мы не можем не ощущать той разницы, которая есть между Христом и всеми нами, грешными, немощными людьми. В Нем нет и никогда не было греха. В нас грехи преобладают над добродетелями. Вот и спрашивается, братья и сестры, а можем ли мы приблизиться к Спасителю, стремиться хоть немного, хоть в чем-то стать такими, каким явил Себя Господь как Человек?
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского призывает нас к этому: «Священника Божия, и царя уединена, Христово подобие, в мире жития, в человецех подражай». В ком же человеческая природа просветилась яко Бог ? Вспомним, братья и сестры, о Божией Матери, о святых угодниках Божиих, которые через Господа Иисуса Христа, соединившись с Ним, достигли такой высоты, что затмили чистоту ангельскую. В нашем истинном исповедании Пресвятая Богородица честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Божья Матерь превышает чины ангельские по чистоте Своей и святости. Она уподобилась Богу не только потому, что стала Матерью Сына Божиего, но и праведной, добродетельной, безгрешной жизнью. Можно сказать, что в Пресвятой Богородице была в полной мере реализована подлинная человеческая сущность, которая по степени своей высока и Богоподобна и превосходит даже Ангелов. Нам, грешным и погрязшим в суетных пороках, теперь это кажется непонятным и невозможным. Но ведь Бог именно людей, а не Ангелов, создал по образу и подобию Своему. Мы сами, грехами своими отдалили это Богоподобие. А Пречистая Дева Мария не отдалила, явившись преславным исключением.
Вы можете возразить, что это была Сама Божия Матерь, Которую Бог избрал для исключительной миссии! Да, правильно. Богородица была избрана Божественным Промыслом послужить спасению рода человеческого, родив Богомладенца Христа: «Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество». В Себя приняла Богородица Пречистую Плоть Сына Божия, внутрь чрева Своего. Но ведь и нам, братья и сестры, в таинстве Святого Причащения дано не меньше! Мы тоже принимаем в себя Пречистые Тело и Кровь Господни, теснейшим образом соединяясь со Христом, становясь с Всесильным Богом одним целым ! Какое волнительное, какое животворящее, какое потрясающее и какое страшное таинство! Страшное потому, что в нем Сам Господь, по великой любви и милости, соединяет с Собой нашу немощную и недостойную человеческую плоть. И тогда Тело Спасителя соединяется с нашим телом, Кровь Господа начинает течь по нашим жилам. Эту радость, эту неизреченную милость предоставил нам Сам Господь, совершив с учениками Своими Тайную вечерю, заповедав всем людям это таинство, чтобы и мы могли вкусить пречистые плоды преподанного Им спасения.
Вот почему, братья и сестры, мы говорим, что без веры во Христа и вне Церкви Христовой невозможно спасение. Ведь только в лоне Церкви мы имеем возможность участвовать в таинстве Евхаристии, возвращаясь к Отцу Небесному, принимая в себя Тело и Кровь Христа. Господь заповедовал апостолам нести благую весть в мир: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Услышавший слово Божие имеет свободный выбор принимать его или не принимать. Тот, кто сознательно и упорно отвергает апостольское благовестие, будет осужден. Но мы знаем с вами, что Божье желание всем человекам спастися и в разум истины приити (1 Тим.2:4).
Путь Господа нашего Иисуса Христа – путь спасительный. Для нас, христиан, он открыт и желанен. По доброй воле мы, братья и сестры, выбираем его. Ведь Бог уже сделал все, что мог, даровал нам спасение. Теперь мы выбираем, куда устремить стопы свои – навстречу Богу для спасения или навстречу диаволу в погибель вечную. Жизнь и смерть предложил Я тебе, человек, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30:19).
Но как же избрать такую жизнь? Что нужно делать, чтобы угодить Богу и уподобиться Ему? в Нагорной проповеди Господь говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8). Чистое сердце – есть сердце любящее, искреннее, пламенное, свободное от греха. Достигнуть очищения сердца можно только покаянием. Мало осознать грехи, мало всей душой их возненавидеть, мало возжелать исправиться, надо трепетно и искренне просить Господа наставить на путь истинный: «…о душе, прииди, припади к ногам Иисусовым, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В покаянном каноне преподобного Андрея Критского встает перед нами бесценным примером образ преподобной Марии Египетской – грешницы, ставшей великой праведницей: «Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси; но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши». Преподобная Мария явила миру такую удивительную решимость исправиться, такую искреннюю и несомненную веру, такое трепетное смирение и стремление к духовному совершенству, что Господь убелил и очистил человеческое начало ее, уподобив небесным жителям. Но сколько перенесла, сколько претерпела святая?! Все преодолела ради одной только цели – спасти погибающую во грехах душу свою! Ведь Господь говорил: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мф.10:39).
Как понимать эти загадочные во многом слова? а понимать надо так, что под душой разумеется здесь не собственно душа, а земная жизнь человеческая. Поэтому сберечь или потерять душу, по словам Господа, – значит сохранить или потерять жизнь свою. Если в жизни предаваться всякого рода наслаждениям, потворствовать греху и соблазнам, жить в удобствах и удовольствиях, тем самым все больше и больше отдаляясь от Бога, то невозможно наследовать блаженство вечной жизни, и тогда – вечная смерть. Кто же ради Господа, как преподобная Мария, откажется от всех удобств и угождений своим греховным желаниям, тот спасет свою душу и сподобится вечного небесного торжества.
А посему, возлюбленные о Господе братья и сестры, плача и скорбя о грехах своих вместе с преподобным Андреем Критским, будем помнить мудрые слова Святителя Иоанна Златоуста: «Ты не можешь вместо души дать другой души. Если ты потерял деньги, можешь дать другие, а, потерявши душу, не можешь дать другой души. Хотя бы ты владел и целым миром, хотя бы ты был и царем вселенной, однако и на всю вселенную не купишь (погибшей) души». Аминь.
Комментировать