- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
(Ин.1:29)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Распят Спаситель! Божественная Любовь выставлена на позорище, Божественное Милосердие пригвождено к древу, Божественная Кротость истекает кровью. Какая живая душа не содрогнется от столь ужасающего зрелища? В тот страшный день затмевалось солнце, дрожала земля, раскалывались камни, и мертвецы, покидали свои гробы. Жутко и представить себе подобное, но еще страшнее сознавать, что каждый из нас виновен в страданиях и смерти Сына Божия. Да, братья и сестры, каждый из нас присоединил свой голос к коварным речам Иуды-предателя, каждый своими беззакониями нанес удар молота по вонзающимся в запястья и стопы Спасителя гвоздям, каждый влил свою каплю желчи в чашу Его безмерных мучений. Ибо крестная жертва охватывала собою не только минувшее, но и будущее, Распятый страдал за злодеяния и прегрешения всех поколений людей, которые были и будут до скончания веков. Господь Иисус Христос распят за нас, все еще коснеющих во грехе.
«Это – жертва бесконечной любви Божией к миру, погибающему во грехах, и, следовательно, ко мне и к тебе, возлюбленный брат. Сын Божий принял на Себя вместо меня и вместо тебя ужасы правосудия вечного, предлежавшего мне и тебе, испил чашу праведного гнева и ярости Бога Вседержителя, которую надлежало испить мне и тебе; Он принял на Себя все раскаленные стрелы из Божьего колчана, уготованные для грешников, которые должны были бы вечно разить и палить меня и тебя, грешника неблагодарного и злонравного», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Как описать всю невыносимость и чудовищность крестных страданий Спасителя? В те бесконечные мгновения пречистое тело Богочеловека терзали одновременно все пытки, которые когда-либо измыслила человеческая злоба, – а ведь плоть Его была так же немощна, как наша. Но что сказать о вселюбящей душе Христа? За это время, сгустившееся в одну жгучую рану, Господь скорбел душевными скорбями всех живших и живущих, выплакал слезы всех отцов и матерей, вобрал в Свое сердце гибель всех сынов и дочерей человеческих. Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Спаситель еще в Гефсиманском саду (Мф.26:38). И вот на кресте впились в Его душу жала мириада смертей.
Когда изнемогло от нестерпимых пыток человеческое тело Сына Божия, воскликнул Он: Жажду! А когда иссякли душевные силы Богочеловека, раздался еще более страшный возглас: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).
Бог Сын принес Себя в жертву за грехи людей, Бог Отец принял эту бесценную жертву. Ради спасения падшего человечества Господь не пощадил Возлюбленного Сына Своего, обрек Его на поистине адские мучения, провел через мрачные врата смерти. Люди не в силах были сами совершить подвиг искупления, и Бог свершил его за нас Сам. Такова безграничная любовь к нам Всемилостивого Триипостасного Бога.
«Приидите, о вожделенные, возлюбленные Христом, приобретшие сокрушение и любовь Спасителеву, приидите узнать, что совершилось в Сионе, граде Давидовом, что сделало возлюбленное и избранное семя Авраамово. Пречистого Владыку предало оно смерти в день сей. Христос, Спаситель наш, руками беззаконных неправедно распят на древе крестном. Приидем все и с воздыханиями будем обливать тело свое слезами, потому что Господь наш, Царь славы, предан смерти за нас, нечестивых», – восклицает преподобный Ефрем Сирин.
На кресте умирал Бог. А внизу шумела и смеялась толпа зевак, охочих до кровавых зрелищ и острых ощущений. Поистине омерзительно свойство падшей человеческой натуры – извлекать для себя удовольствие из чужих страданий. Убийцами Спасителя были не только лицемерные фарисеи, корыстолюбивый Иуда, малодушный Пилат. В неслыханном злодеянии богоубийства соучаствовали и праздные любопытствующие, – именно они, как стервятники в предвкушении грязного пира, продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят (Лк.23:23).
Но разве мы с вами не уподобляемся убийцам Христа Спасителя? Разве не подобны мы лукавым фарисеям, когда клевещем на ближнего? Разве не похожи на предателя-Иуду, когда ради выгоды предаем в себе самое святое? Разве не напоминаем умывающего руки Пилата, когда из страха за свое положение в обществе, за карьеру свою не восстаем против явной несправедливости? И, наконец, разве не уподобляемся охочей до чужой крови толпе, когда с упоением смотрим фильмы, переполненные сценами драк, насилия, убийств?
Хотя бы отчасти мы с вами станем достойны светлого имени христиан только тогда, когда вырвем из души самые корни этих ужасных пороков. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Опытно познаем мы горестную потерю свободы, свое страшное падение; усматриваем всю глубину этого падения, нисходящую до пропастей адских. Не должно приходить в уныние и расслабление от такого зрелища: должно с мужеством и решительностью предаться покаянию как всесильному врачу, имеющему повеление и власть от Бога врачевать и исцелять все грехи, как бы эти грехи ни были велики и многочисленны, как бы навык к грехам ни был застарелым и укрепившимся».
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Ныне из алтаря выносится и полагается перед нами Святая Плащаница с изображением умершего Спасителя, дабы нам поклониться безмерному страданию Его, искупившему нас от греха и смерти. С покаянными слезами, в сокрушении сердечном надобно приближаться к столь великой святыне, с благоговением и трепетом лобызать ее.
В конце XIX века запутавшемуся в силках ложных учений, погрязшему в безверии развращенному миру было явлено новое свидетельство истинности Евангелия – чудо Плащаницы Господней. Хранящаяся в городе Турине Плащаница, которую многие считали лишь художественным воспроизведением подлинной, оказалась той самой тканью, в которую было завернуто для погребения Тело Христа Спасителя. На этой ткани запечатлелся на все времена облик умершего на кресте Господа.
Скептически настроенные ученые подвергли Туринскую Плащаницу всестороннему исследованию, пользуясь методами современной науки. Результат этого исследования таков: до мельчайших подробностей подтвердилось Евангельское повествование о страданиях Спасителя – о бичевании и заушении, терновом венце и распятии, ударе копья, пронзившего Его грудь. Подтвердилось и то, что тело Сына Божия через два дня исчезло из обвивающей Его ткани, не тронув ее, непостижимым для людей образом.
В протоколе исследования скептики-ученые были вынуждены записать: «Трудно себе представить, ибо это слишком было бы неправдоподобно, чтобы это было тело не Иисуса Христа. Кто же другой в истории, при всех описанных обстоятельствах и признаках, мог иметь такие же раны, так же умереть распятым на кресте, в ту же эпоху, среди того же народа, чтобы его не успели обмыть и помазать, чтобы плащаница все же была приготовлена, чтобы кто-либо другой имел такое изумительно прекрасное, единственное в мире лицо, кто бы так же, как Христос, оставался бы не более 2–3 дней в плащанице, ибо в противном случае не было бы вообще изображения на полотне, так как тление уничтожило бы ясные пятна и очертания на нем».
В новейшее время выводы науки, достигшей, наконец, некоторой зрелости, все чаще служат подтверждением Божественных откровений. Тем паче прискорбно, что и поныне находится множество людей, к которым приложимы слова Писания: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13:1). Христиане же издревле знают, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин.5:20).
Но всякое познание и всякая вера меркнут в сравнении со светом Божественной любви. Даже подвиг мученичества, не освященный любовью, становится бесплоден. Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы, – говорит апостол (1Кор.13:3).
Вершина крестного подвига Сына Божия в том, что Он умер с любовью к Своим мучителям. Труднее всего нам понять подобную любовь. Часто мы умираем, так и не познав этого Божественного чувства к своим недоброжелателям и врагам, а потому остаемся духовно окраденными, ибо красота и сила всепрощающей любви – поистине великое, новое и неоткрытое чувство, доселе остающееся для нас запечатанным семью печатями. А мы довольствуемся любовью к любящим нас и оскверняемся затаенной ненавистью к гонящим нас, тем лишая себя Божественного прозрения, совершенной любви, покрывающей весь мир.
Не был бы всесовершенен крестный подвиг Спасителя, если бы хоть тень упрека лежала на Его пресвятом челе или отразилась в Его пресветлых очах.
Люди делят Его одежды, оплевывают Его и насмехаются над Ним, – а Он тихо просит Отца Своего: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34).
А что же мы? Когда нас терзает болезнь или душевная скорбь, мы обычно помним только о себе, раздражаемся на ближних своих, начинаем ненавидеть весь мир Божий. Что же до виновников наших огорчений, то им мы порою вымышляем поистине диавольскую месть, несоизмеримую с проступками их.
Что наши болезни рядом с всеобъемлющей крестной болью Господней, что наши печали по сравнению с Его вселенскими крестными страданиями?
Каждый человек, как бы низко он ни пал, бесконечно дорог Господу. Единожды за время крестных мучений лик Спасителя просиял неземной радостью – когда раскаялся благоразумный разбойник, и за один миг покаяния Сын Божий смог даровать этой заблудшей душе вечное блаженство.
Если мы с вами, возлюбленные, заглянем в глубины сердец наших, найдем ли там совершенную любовь, пример которой явил Распятый Спаситель? Увы, немилостивы мы и немилосердны, а потому недостойны Божественной милости. Но в этом сознании собственной греховности – наше спасение, если найдем мы в себе силы возгореться братолюбием и Боголюбием, если, подобно благоразумному разбойнику, чистосердечно раскаемся и воззовем: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк.23:42). Аминь.
Комментировать