- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
Посему мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не отпасть.
(Евр.2:1)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В дни Великого поста мы должны быть особенно внимательными к своей душе и к сиянию в ней веры христианской. Очень легко, поддавшись соблазнам суетного мира, возжелав временных удовольствий, уйти в сторону с единственно верного пути спасения, который указал людям Господь наш Иисус Христос. Вот об этом предупреждает в сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.1:10 – 2, 3) пламенный и ревностный в делах благочестия апостол Павел первых христиан, переживающих тяжелый период испытания веры.
Некоторые из евреев, принявших христианство, все-таки считали обязательным и необходимым для спасения исполнение обрядов, предписанных в Ветхом Завете. Убежденные до фанатичности, они доходили до того, что подвергали сомнению слова Самого Христа о спасении и Царстве Небесном. Например, эти люди говорили братьям: …если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян.15:1). Но разве Бог давал им такое право, разве они могли судить, кто спасется, а кто нет? Христианство, по Божией милости, стараниями верных учеников Господа, апостолов, распространялось в разных странах. Теперь уже не только иудеи, избранный народ, были просвещены светом истины. Этот свет просиял и среди представителей других народностей; особенно много в тот период обращалось язычников. И для них ветхозаветный обряд обрезания являлся неудобовыполнимым условием, более того, даже мог оттолкнуть от принятия самого учения Христа. Вот почему апостолы однозначно ответили на эти выпады особенно непримиримых христиан из иудеев: Сердцеведец Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их (Деян.15:8–9).
Эту мысль разъясняет в своем послании апостол Павел. Он призывает христиан внимательно относиться не только к тому, что написано в Ветхом Завете, но прежде всего к тому, что заповедовал Господь наш Иисус Христос. Потому что Сын Божий превосходит не только Моисея и всех ветхозаветных праведников, но даже Ангелов. Апостол Павел говорит: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь. И далее: Ты Тот же, и лета Твои не кончатся. Текст заимствован из 101-го псалма, в котором сказанное, естественно, относится к Творцу Вседержителю, но святой апостол вполне обоснованно применяет эти слова в доказательство вечности и преимущества Сына Божия, Который Сам есть Жизнь, Слово, Власть и Сила, потому что Он единосущен и равен Богу Отцу. А это значит, что превосходство Господа над всем сотворенным не подлежит никакому сомнению. И не людям, тварным созданиям, особенно при всей их человеческой немощи и греховности, об этом судить.
Говоря далее о превосходстве Сына Божия пред Ангелами, апостол ссылается на ветхозаветные пророчества: Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Еще до создания мира Бог предвидел падение человека. И на Предвечном Совете благоволил спасти род людской через Своего единородного Сына, добровольно принявшего на Себя искупительные страдания и смерть. Не Ангелам Господним, какими бы чистыми и возвышенными они ни являлись, а Сыну Своему возлюбленному Небесный Отец дал власть, во всем равную с Собой. Это Господь Иисус Христос воссел одесную Вседержителя, к Нему обращены слова Небесного Отца: Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109:1). Какие враги имеются в виду? Конечно же, враги спасения, враги рода человеческого, – диавол, сеющий в непрерывной злобе своей ненависть, грех и, наконец, смерть, не только физическую, но прежде всего духовную. Нам, современным христианам, быть может, не очень понятно выражение о положении врагов в подножие ног. Но иудеи хорошо знали, о чем идет речь. Существовал древний обычай, по которому победители попирали ногами побежденных врагов, причем этому подвергались не только простые воины, но даже высокие сановники и цари. Так, в Священном Писании в книге Иисуса Навина сказано: Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих. Они подошли и наступили ногами своими на выи их (Нав.10:24).
И заключает свое размышление об Ангелах апостол Павел тем, что явно указывает, что посланники небесные являются служителями: Не все ли они суть служебные духи. Они исполняют волю Божию и служат Богу всегда, даже когда посылаются на служение людям. Стало быть, Ангелы – слуги Господа нашего Иисуса Христа, исполнители Его Божественной воли. Разве могут они быть равными Сыну Божию? Нет, конечно. Помните, Господь Сам говорил об этом ученикам Своим: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51).
Без сомнения, Ангелы, опять-таки по милости Божией, очень много помогают людям. У каждого из нас есть Ангел-хранитель, оберегающий нас от всякого зла, заступающийся за нас, согрешающих. Ангелы возвещают людям волю Господню, они радуются каждому доброму делу, сотворенному нами, каждому милосердному движению души. Они хранят память обо всех наших добродетелях, дабы после смерти защитить душу человеческую от притязаний ненавистного врага людей – диавола, только и мечтающего как можно большее количество созданий Божиих обречь на вечную погибель. Ангелы стараются отвратить нас от греха и всякой скверны, скорбят, когда мы бесчисленными падениями гневим Бога и низвергаемся в бездуховную пропасть. Святитель Василий Великий писал об Ангелах так:
«Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытие присутствием Духа. Назначение же Ангелов – святость и пребывание в святости». Занятием Ангелов является славословие Бога и исполнение воли Его. «Служение Ангелов состоит в том, – говорит Святитель Иоанн Златоуст, – что они всюду посылаются для нас».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостол Павел, разъяснив преимущество Сына Божия пред Ангелами, предупреждает: христиане должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Не отпасть от истинного Бога, не углубиться в какую-нибудь ересь. Не принять за правду ложное учение. Не оскорбить Бога нашим непослушанием. Такая опасность существовала тогда. Такая опасность существует и в наши дни. Разве мало развелось на земле разных лжепроповедников, которые даже слово Божие трактуют и объясняют так, как им выгодно, как им угодно?! И разве всегда мы, братья и сестры, готовы следовать заповедям Господним, разве не даем себе некоторые послабления в угоду своим амбициям, чувственности, плотским желаниям или гордости? Великий пост идет, – ну уж кружечку-то молочка себе позволю, ничего не будет, Бог простит… Великий пост идет, – ну телевизор-то, сериал мне никто не запрещает посмотреть, ничего не будет, Бог простит… И не задумываемся, что этой вот кружечкой, телевизионным сериалом или прочим каким отступлением от поста мы вновь и вновь предаем Господа, распинаем безгрешного Христа. Разве не бывает так с нами?
Задумаемся, о чем дальше говорит апостол: Ибо если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получило праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. При посредстве Ангелов был дан людям закон Моисеев. Здесь, очевидно, вспоминается общее иудейское предание о том, что закон Божий был дарован не Самим Богом, невидимым и непостижимым, а с помощью Ангелов. Да и принятие этого закона осуществилось не непосредственно иудейским народом, а через пророка Моисея. Тем не менее мы знаем, что в Ветхом Завете каралось всякое преступление и непослушание закону. Как же избежать в таком случае праведного наказания тем, кто принял новое учение не от Ангелов, а от Господа нашего, Сына Божия, проповеданное сначала Им Самим, а затем благовестимое верными учениками Его? Если все повеления Ветхого Завета, преподанные чрез Ангелов, сбылись, тем паче сбудется глаголанное Сыном Божиим. В Ветхом Завете было возвещено слово Божие, в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом проповедано спасение. Учение Христово распространялось при земной жизни Божественным Учителем, а в нас утвердилось через апостолов, любимых учеников Господа, которые засвидетельствовали о Нем и Его учении миру, потому что видели живого Иисуса Христа как Богочеловека, слышали слова Его и поражались совершаемым Спасителем чудесам. Вот почему проповедь апостолов для всех нас так важна и непреложна!
Еврейский народ был избранным народом Божиим. Но иудеи не поняли, до конца не постигли своего назначения, не приняли Божественного Сына, Мессию, посланного Богом, предали Его на тяжкие мучения, страдания, унижения, а потом руками римлян распяли на кресте. Для них как бы время остановилось, потому что они остались в прошлом, в Ветхом Завете, так и не приняв благую весть Нового Завета, открытую Господом Иисусом Христом. Но мы-то с вами ни в коей мере не должны останавливаться в нашем духовном совершенствовании.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы должны всегда помнить и хорошо осознавать, что христианство дает нам гораздо больше сил, прав и благодатных обетований, чем еврейскому народу, но значительно повышает степень ответственности. Мы никогда не сможем сказать, что не знали о пути спасения, не ведали о Божественной любви, не слышали заповедей Господних. Нам много дано, но с нас много и спросится! Вот эта память – память о том, что мы – христиане, стало быть, верные последователи, ученики Христа, – должна всегда пребывать с нами, во все дни нашего бытия. Святитель Василий Великий говорит: «Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова».
Целью христианской жизни является угождение Богу, духовное совершенствование и служение ближним по милосердию и любви. По словам Святителя Иоанна Златоуста, «ничто другое не может быть признаком и отличием верующего во Христа и любящего Его, кроме забот о наших братьях и попечения о их спасении, потому что и Христос угождал не Себе, но многим».
Спаситель сделал для нас все! Жизнь Свою не пожалел для нас, грешных! Спросим же сегодня, в дни Великого поста: а что мы сделали для Господа? Имеем ли мы вообще право называться христианами, облекаться столь высоким званием?
В святые дни покаяния, когда все земное и суетное отступает на второй план, самое время заглянуть в свою душу со всей строгостью и бесстрастием: что там, свет веры или мрак греха, упование надежды или плен уныния, благодать любви или злопыхание ненависти? Но если ощутим себя недостойными Спасителя, по обилию беззаконий и скопившихся грехов, то не станем, братья и сестры, впадать в отчаяние. Потому что есть средство и верный способ вернуть себе расположение Божие и любовь Его – попросить у Господа прощение, очистить душу искренними покаянными слезами, которые способны начисто смыть всякую греховную грязь. Недаром Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Велик огонь греха, но угасает от немногих слез, потому что слеза гасит пожар греховный». И далее призывает: «Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании; оправдайся перед Судиею, прежде чем предстанешь перед судилищем».
Когда же душа освободится от всякой скверны, убелится паче первого снега и снова возродится в нерукотворный храм Божий, то в храме этом милостью Своей, благами земными и небесными да пребудет Господь. Только сподобимся, братья и сестры, быть строгими к себе, не давать себе послабления перед соблазнами и искушениями. Во все дни станем такими, но особенно сейчас, в благодатное для христианского сердца время Великого поста. Пусть всеми действиями нашими руководят мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца». Аминь.
Комментировать