- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех,
и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
Тропарь службы 6-го часа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Великий Понедельник, первый день наступившей Страстной седмицы, каждое песнопение, каждый тропарь говорит нам о важности и значительности искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышали сегодня из уст священника, стоящего перед Царскими вратами, удивительные по силе и проникновенности слова: «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Мы молим Спасителя в эти святые дни о спасении грешного рода человеческого. Ради этого спасения за нас, за людей, распинается на кресте безгрешный Сын Божий, закалается Пречистый Агнец Небесный. Гвоздями грехов и беззаконий наших пригвождены ныне Его руки и ноги – руки, творившие только добро, ноги, не знающие покоя, когда Спаситель ходил по городам и весям, по грешной земле, неся свет истины, благую весть спасения. И вот пречистые руки и ноги Спасителя раздираются кровавыми ранами, из которых истекает кровь, изливаемая, чтобы омыть, очистить последствия грехопадения Адамова.
Грех никогда не являлся свойством природы человеческой. Бог сотворил людей не для того, чтобы они проводили жизнь свою в грехах и беззакониях. Человеку, созданному по образу и подобию Божию, свойственно стремление к добру, а не к злу, к чистоте, а не к грязи. Всякое же проявление ненависти и насилия есть извращение души, преступление над человеческим естеством. Грех явился не только для наших прародителей, но и для каждого из нас отклонением от нормы, страшной болезнью, которая поразила человеческую природу. Грех – наша общая болезнь, поразившая все человечество. Грех главенствует над всеми людьми, никто от него не свободен, потому что каждый имеет свои страсти и пороки, принадлежащие исключительно ему и влияющие на его жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им».
Можно сказать, что делание греха совершает насилие над человеческой природой. Нам свойственно есть, чтобы питать организм, но не объедаться. Спать для восстановления сил, но не наслаждаться негой сновидениями и леностью. Утолять жажду, но не пьянствовать и терять рассудок в алкогольном угаре. Создавать семью, рождать и растить детей, но не заниматься блудом для удовлетворения низменных похотей. Любить, а не распутствовать. Но как часто мы забываем об этом! Стремимся оправдываться: «Ну и что? Все грешат, и я грешу! Весь мир не безгрешен!» Да, мир погряз в грехе и бесчестии. Но не Господь сотворил зло. Зло явилось результатом деятельности свободных Божиих творений – некоторых Ангелов, а затем и человека. Адам и Ева преступили заповедь Божию, допустив в души свои помыслы, посеянные в них диаволом из зависти, посредством обмана уловившие их, и не Создатель вложил в них готовность к совершению зла. Можно было бы в грехопадении обвинить исключительно врага рода человеческого, мол, это его происки. Да, диавол явился пособником утверждения в человеческом естестве греха и через него смерти. Но в том-то и дело, что Бог наделил людей свободной волей, дал им право выбора. И от самого человечества в лице наших прародителей зависело решение принимать или не принимать от диавола греховные помыслы, поддаваться или не поддаваться искушению, преступать или не преступать Божию заповедь, отдаляться от Бога или приближаться к Отцу Небесному. Та же свободная воля и то же право выбора даны и всем нам. И опять идет борьба, противостояние между стремлением к спасению – путем к жизни вечной и погибелью – путем, ведущим в никуда. Между любовью к Богу и любовью ко греху.
Род человеческий был призван Творцом к блаженству, сотворен прекрасным и чистым. Поддавшись искушению, став рабом греха, люди впали в бесчестие, лишились благости Божией. Но Господь наш Иисус Христос, претерпев крестные страдания, через распятие и смерть вернул человечеству надежду на спасение, примирил род людской с Отцом Небесным. Смертью Своей Спаситель попрал смерть. И сегодня в церковном песнопении мы молим Господа: «…согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Через удаление от Бога, Адам сам себе уготовал смерть. Еще Псалмопевец Давид говорил о власти Божией над жизнью: удаляющие себя от Тебя гибнут (Пс.72:27). Мы молим Господа о спасении, но спасение станет возможным только тогда, когда в нашем сознании утвердится, что корень всякого зла и беззакония надо искать не в посторонних причинах, а в согрешениях наших. Потому что, как пишет Святитель Василий Великий: «Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог… Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога».
Мы немощны и недостойны, мы не можем не грешить… Так искажена наша дотоле чистая природа! Только редкие из людей, угодники Божии, сподобляются еще в земной жизни достигнуть ангельской чистоты и святости. Мы с благоговением вспоминаем их, прибегаем к их небесному заступничеству. Однако, при всем нашем духовном несовершенстве, стремиться к святости, к богоугодной жизни необходимо. От нас самих зависит, насколько утвердится и обоснуется в нас грех. Нет грехов малых или больших, потому что всякое согрешение есть нарушение закона Божия, противостояние не только своей совести, но и Самому Богу, Который любит нас и скорбит по поводу греховного нашего отступления от Его Божественной воли.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! С чего же надо начать, чтобы обелить себя паче снега, стереть уродующую нас греховную грязь и соделать нерукотворным храмом Божиим, в котором пребудет благостью Своею наш Господь? Мы благоговейно прошли с вами поприще Великого поста и вынесли из него важнейший урок, поняв значимость и силу покаяния. Грех – это язва, покаяние – верное лекарственное средство. Нет такого греха, который не может быть побежден искренним раскаянием перед Богом, желанием исправиться, преодолеть порок и во всем покориться Всещедрому Владыке! Вот почему начинать надо с осознания своего грехопадения, с тщательного распознавания духовной болезни. Ведь чем меньше мы знаем о своем заболевании, тем тяжелее его лечить и тем больше бывает осложнений. Неизведанная болезнь всегда опаснее. Нераспознанный грех может вовсе и не казаться грехом, входя в привычку и, что самое страшное, даже становясь для нас нормой бытия. Но тяжесть греха от этого не уменьшается. Между тем все мы Господом нашим Иисусом Христом искуплены, омыты от греховной скверны! Что же побуждает нас опять и опять оскверняться?! Преподобный Исаак Сирин заметил, что «мы становимся грешниками не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем».
Нераскаянность грешников и губит, ведя к самому страшному – к духовной смерти, пребыванию без Божественной любви.
Иногда мало только одного человеческого стремления к добродетели и удаления от грехов. Нужна непрестанная, деятельная помощь Всевидящего Бога. Мы способны обрести милость Божию посредством истинной веры, поста и усердной молитвы, а еще смирения и терпения. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его слезами… Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого он получит оставление грехов – залог новой жизни».
Согрешая, мы не должны предаваться беспечности, рассуждая, что, мол, Бог – добрый и все простит. Да, Отец Небесный простит, но только в том случае, если и с нашей стороны будут предприняты определенные и конкретные усилия. Господь не принуждает нас к покаянию, Он долготерпеливо ждет. Апостол Павел пишет: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим.1:15). И Сам Спаситель говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). Мы помним слова Святого Евангелия: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19:10). Из-за грехов своих все люди погибают, но за каждого грешника умер на кресте Спаситель наш Иисус Христос. В борьбе с грехом постараемся избежать беспечности, но и отчаиваться, что Бог не услышит или не простит нас, не будем, потому что, по словам апостола Иоанна Богослова, мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши… (1 Ин.2:1–2). Аминь.
Комментировать