- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
Иисусе, в Немже льсти несть, от предателя лестию лобзанный…
Икос 2-й
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Иуда-предатель, Иуда Искариот – само это имя звучит как проклятие, вызывая чувство отвращения и негодования. Духовное чутье человечества выделило преступление Иуды, предавшего и продавшего Божественного Учителя, как гнуснейшее из всего мрачного необоримого перечня совершённых в истории злодеяний. Христианскому сознанию Иуда, ставший смертоносным орудием диавола, представляется повергнутым на самое дно преисподней и находящимся рядом со своим страшным хозяином. Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться (Мк.14:21), – говорит Господь наш Иисус Христос. И история превращения Иуды-апостола в Иуду-предателя служит для всех нас грозным уроком и предостережением.
Нельзя смотреть на Иуду только как на «слепое орудие Промысла Божия», восполнившего полноту картины искупления мира через страдания и смерть Спасителя. Подобный взгляд несовместим с представлением о благости Господа, желающего спасения всех людей, подающего в этом Свою благодатную помощь каждому. Однако Вселюбящий Создатель никого и ни к чему не принуждает, предоставляет человеку свободу выбора между истиной и ложью, светом и мраком. Никто не рождается злодеем, таковыми становятся люди по собственной воле, в противлении любви Небесного Отца.
Что же касается Иуды, то этот несчастный был в силах не просто спасти свою душу, но и достичь высокой награды в Горнем Царствии. Иуда имел все задатки и все условия для стяжания святости, но предпочел стяжание иного рода – ведущее в адский огонь.
Сердцеведец Христос избирал для апостольского служения только людей сильных духом, которые смогли бы пронести по миру святое благовествование. Так и Иуда Искариот совсем не случайно оказался в числе ближайших учеников Спасителя, он вовсе не предназначался изначально на роль предателя. Он обладал многими достоинствами: твердой волей, острым умом, решительностью и целеустремленностью. С подобными дарованиями Иуда мог сделаться одним из величайших апостолов, прославить себя подвигами благочестия. Иуда вступил в ряды последователей Сына Божия с душой, запятнанной своекорыстием, – но как легко было бы ему омыться от скверны, находясь возле Самого Источника духовной чистоты! Однако Иуда Искариот стал взращивать в себе не семена любви насаждаемые Божественным Учителем, а сорняки собственных измышлений и пороков.
Иуда присоединился к почитателям Учителя из Назарета, руководствуясь холодным, казавшимся безошибочным расчетом. То было время, когда израильский народ ждал немедленного пришествия Спасителя мира, предсказанного во многих пророчествах, обещанного Самим Богом. В книге пророка Даниила есть ясное недвусмысленное указание на срок явления Мессии (см. Дан.9:24–27) – число седмин (семилетий), которые должны были пройти до этого величайшего события от времени, когда началось восстановление разрушенного вавилонянами Иерусалимского храма. Достаточно было сделать простой арифметический подсчет, чтобы узнать: явление Спасителя произойдет в 782-й год от основания Рима – для нас это 30-й год по Рождестве Христовом. Впоследствии, когда богоубийцы-фарисеи распяли неузнанного ими истинного Мессию – Иисуса Христа, они стали заметать следы своего преступления и строжайше запретили соплеменникам подсчитывать данииловы седмины. Так же поступали и позднейшие иудейские раввины, один из которых запугивал: «Да трясутся кости всякого, который исчисляет это». Подобные «слепые вожди народа» шли против дарованного им древнейшего Божественного откровения, пока не погребли Ветхий Завет под грудой томов Талмуда.
Но все это происходило позднее, а во времена Христовы никто не дерзал сомневаться в истине, засвидетельствованной пророком Даниилом. Ожидание Спасителя было всеобщим. Начали появляться лжемессии-самозванцы, разоблачение которых повергало народ в уныние. В 30-м году по Рождестве Христовом члены иудейского синедриона, уязвленные действиями римских властей, оделись в лохмотья и стали рвать на себе волосы, выкликая: «Горе нам, горе нам; давно уже оскудел царь от Иуды, а обетованный Мессия еще не пришел!»
Среди веривших в скорое явление Мессии был и Иуда Искариот. Этот очень наблюдательный человек считал себя гораздо умнее законников из синедриона, проницательнее любого книжника с его отвлеченной премудростью. Иуда же свои знания старался применять непосредственно в житейской практике. Он также подсчитал данииловы седмины и понял: Мессия уже пришел в мир. Он находится где-то в Палестине, только до поры скрывает Себя. Узнать Мессию – такова была первая задача для острого ума Иуды. И он начал анализировать все, что слышал о выдающихся чем-либо своих современниках, пока не дошел до загадочного образа Учителя из Назарета. Внешне Иисус Назарянин не был похож на такого Царя царей, каким Мессия виделся Иудиному воображению, однако Иуда отлично знал, как обманчива бывает внешность. Что было известно об Иисусе? Мать Его, Мария, росшая при Иерусалимском храме, была из обедневших потомков царя-пророка Давида, – а ведь Мессия именуется «львом из рода Давидова». Иисус родился в Вифлееме – по пророчеству Михея, из Вифлеема-Ефрафы произойдет Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле (Мих.5:2). Иисус проповедует в Галилее – у пророка Исаии сказано, что Мессия возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую (Ис.9:1). Все сходится! Наконец, Учитель из Назарета совершает удивительные чудеса. Конечно, практичный Иуда предпочел бы услышать не о прозревающих слепцах и встающих на ноги паралитиках, а о чем-то более эффективном для завоевания царства вроде громов, молний, землетрясений, потопов, – однако и без того было ясно: дела, которые совершает Иисус Назарянин, не по плечу обычному человеку. Он обладает таинственным могуществом. И Иуда пришел к точному, логически обоснованному выводу: странствующий проповедник Иисус Назарянин на самом деле – всеми ожидаемый Мессия; поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс.71:11). Гордый от сознания безошибочности такого умозаключения, Иуда-практик поставил перед собой вторую задачу – попытаться проникнуть в окружение Мессии, сделаться Его приближенным. Успех этого предприятия сулил Иуде ни с чем не сравнимые выгоды.
Да, Иуда с его сухим рассудком был одним из первых, кто узнал в смиренном Иисусе обетованного Царя царствующих. Это было великим открытием Иуды, и все же он жестоко просчитался. Извлекая из священных пророчеств пищу для своих рассуждений, Иуда не замечал и не хотел замечать в них того, что предвещало унижение, страдания, смерть и последующее Воскресение Спасителя, – этого не вмещал приземленный рассудок Иуды. «Царство», «власть», «золото», «драгоценности» – за этой символикой ветхозаветных пророчеств Иуде не открывался ее духовный смысл. Царствие Мессии представлялось ему империей наподобие Римской, только еще пышнее и могущественнее. Иуда Искариот намеревался «сделать карьеру при дворе всемирного императора», ради этого он готов был месить ногами пыль палестинских дорог, всюду следовать за странствующим «инкогнито»-повелителем, пока тому не заблагорассудится воссесть на трон. Как жестоко ошибся Иуда! Отправляясь на поиски Иисуса Христа, он не ведал, что идет к Тому, чье Царствие – не от мира сего.
На самом деле тот всемирный правитель, который представлялся Иудиному воображению вместо истинного Мессии, явится только в последние времена, перед концом этого мира. Это – антихрист, которому Господь попустит на краткое время захватить власть над всей землей, прежде чем силы зла потерпят окончательное поражение и рухнут в адскую бездну. Антихрист с его позорищем устрашающих ложных чудес, блеском земных богатств, треском земной славы вполне отвечал бы Иудиным чаяниям. Но Господь наш Иисус Христос, возле Которого очутился гнавшийся за земной выгодой Иуда, мог предложить ему «только» вечные духовные блага – и сугубый материалист Иуда Искариот, разочаровавшись, сделался предателем. Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него (Пс.108:17), – так предвозвещал судьбу нечестивца царь-пророк Давид.
Иуда без особого труда оказался среди ближайших учеников Иисуса Христа. В толпе тех, кто следовал за Чудотворцем из Назарета, Иуда был самым неотступным, казался самым преданным. Этого не нужно было призывать, он пришел сам – Спаситель же никого не отгонял от Себя.
Апостолы Христовы, бывшие людьми бесхитростными, охотно приняли в свой круг почтительного, ревностного, всегда готового услужить общине Иуду. Среди этих простых людей он повел себя, как лукавый царедворец, завоевывающий симпатии прочих придворных, льстивый и раболепный по отношению к государю и в то же время потихоньку обманывающий повелителя за его спиной. Какие сладкие слова говорил Иуда Учителю, каким умильным взором смотрел на Него, – но за всем этим не было единственного, чего хотел Сын Божий от Своих учеников: в Иудином сердце не было любви.
Вселюбящий Спаситель взирал на Иуду с бесконечной жалостью. Душа этого ученика, таящая язвы своекорыстия, все плотнее покрывающаяся коростой лжи, была смертельно больна. С особой бережностью относился Сын Человеческий к Иуде Искариоту, предпринимая все новые и новые попытки уврачевать страшный недуг его, отвратить от него вечную гибель. Тщетно! Ни Божественное учение любви, ни сама светозарная Личность Наставника не пробуждали в лукавом Иудином сердце ничего живого. Знаки внимания к нему со стороны Господа Иисуса истолковывал Иуда по-своему, видя в этом успех своего угодничества и тщеславясь собственной хитростью. При всем том Иуда не переставал нетерпеливо ждать: когда же, когда же, наконец, Мессия прекратит «бестолковые» хождения по Палестине и отправится завоевывать царство?
Очень охотно Иуда принял на себя заведование «денежным ящиком» – обязанности казначея апостольской общины. Остальные апостолы, взыскующие праведности, относились к деньгам как к неизбежному злу: так апостол Матфей, призванный Спасителем, бросил все свои деньги в дорожную пыль, так и другие ученики Спасителя не хотели возиться с этим «мусором». Иуде же звон монет и торговые сделки доставляли острое удовольствие. Вознаграждая себя за «бессмысленные» скитания Иуда начал и поворовывать из общей казны, а никому и в голову не приходило его проверить. Так в Иудином воображении уже с точностью вырисовывалась картина его будущего величия: он должен был стать «министром финансов всемирной империи», купающимся в золоте.
Тем временем близилось свершение величайшего земного подвига Сына Человеческого. Сердце Спасителя томилось предчувствием неотвратимости креста; Его волнение передалось ученикам – они поняли: вот-вот случится что-то необычайное. Ждал и Иуда, нетерпеливо потирая руки, – ждал земного воцарения Мессии, что должно было принести Его «придворным» неслыханную честь и богатство.
Накануне Своих страданий Господь Иисус Христос посетил дом друга Своего Лазаря, доставив Себе прощальную радость общения с близкими и милыми сердцу людьми. В этом доме искренне и горячо любили Учителя. И вот сестра Лазаря Мария, обычно тихая и незаметная, вдруг схватила кувшин с драгоценным миром, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин.12:3). Этот порыв святой любви растрогал всех, кроме Иуды Искариота. Поступок Марии показался Иуде вопиющей глупостью. Приземленная практичность, бездушный материализм, сухой прагматизм – все эти качества Иудиного рассудка не смягчились от пребывания рядом с Высочайшим Носителем Духа. «Миро стоит дорого, попусту лить его – какая нелепость!» – подумал Иуда и на правах «финансово ответственного лица» сделал Марии замечание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин.12:5).
Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего, – ответствовал Спаситель (Ин.12:7). Услышав эти слова, Иуда опешил. О каком же погребении говорит Мессия, когда так близка Его слава? Тут в расчетливое сердце Иуды впервые закралось сомнение.
События торжественного входа Господа в Иерусалим несколько успокоили Иуду – здесь, по Иудиному мнению, все шло как надо: восторженная толпа с ликованием приветствовала Царя царей. Но Иудина радость оказалась недолгой. Уединившись с учениками, Иисус Христос сказал им: Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф.26:2). И тут Иуда прозрел. Пристально всмотревшись в лик Учителя, Иуда Искариот увидел не «льва, попирающего врагов», а «Агнца, идущего на заклание».
Да, это был Мессия, Агнец Господень. О таком тоже возвещали читанные Иудой книги пророков. Иуда не сомневался в Божественном происхождении и Божественной силе Учителя, сам получил от Него дар творить чудеса. Однако вот Иисус явно собирается отказаться от Своего могущества, добровольно отдаться в руки заговорщиков-фарисеев. За таким ли Мессией пошел Иуда? Ради чего Иуда льстил, угодничал, раболепствовал, до кровавых мозолей сбивал ноги в долгих странствиях за Христом? Ради неведомого Горнего Царствия? Иуде не было дела до неба, он жаждал роскошной жизни на земле. И в устремленном на Спасителя Иудином взгляде сверкнула ненависть.
В то время до веры в Горнее Царство еще не поднялся ни один из апостолов – вот почему они бежали, когда Христос был схвачен фарисеями.
Но одиннадцать учеников искренне любили Учителя, любили бы Его, если бы Он и не был Господом, и потому воссиял для них свет Воскресения. Иуда же никогда не любил Сына Человеческого.
Иуда понимал, что обманул сам себя, что Безгрешный Иисус ни в чем не виноват перед ним, – но тем мрачнее была поднимающаяся со дна Иудиной души смрадная ненависть, желание отомстить. Иуда видел, что Спаситель Божественно прекрасен, Божественно добр, – и жаждал смешать с грязью эту доброту и эту красоту. Иуда знал, что перед ним Посланец Господень, – и воспротивился Богу. Так некогда возвышенный Вседержителем светлейший ангел Денница восстал на своего Творца – и сделался лютым сатаной. Так же и Иуда-апостол, обласканный Сыном Божиим, сподобившийся от Него чудесных дарований, восстал на Божественного Учителя и превратился в Иуду-предателя.
Расчетливый Иуда решил вырвать для себя «клок шерсти» из грядущих страданий Агнца Божия и из этого извлечь выгоду. Он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им (Лк.22:4). Трезвый рассудок Иуды поставил его в центр заговора: Иуда сообщил о словах Иисуса, могущих быть перетолкованными перед судом синедриона и римским судом, указал место, где легче всего арестовать Спасителя. Однако ценные услуги предателя надменные богоубийцы-фарисеи оплатили довольно скудно: всего тридцать сребреников. За такие деньги можно было купить раба на невольничьем рынке, – и так оценили иудейские старейшины Сына Божия!
Наступал час Тайной вечери Господней. Перед трапезой случилось неслыханное: Учитель стал мыть ноги ученикам. На недоумение их Сын Божий, призывая верных к братолюбию и взаимному служению, ответствовал: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14).
Божественный Учитель умыл ноги и неверному ученику Иуде. Сколько скорбной любви в этом деянии Спасителя! Казалось, и каменное сердце должно затрепетать и умягчиться от такой милости, – но сердце Иуды-предателя не дрогнуло. С холодным презрением принимал Иуда «очередную слабость» преданного им Мессии, склонившегося к его ногам.
Спаситель, умывающий ноги Иуде, – картина страшная и бесконечно трогательная. Всемогущий Бог стоит на коленях перед гибнущим человеком, призывая опамятоваться. А человек не желает слышать голоса Божественной любви.
Сердце Христа обливалось кровью при мысли о том, как близка от любимого Им ученика смерть. Еще одну попытку остановить Иуду сделал Сын Божий, преподав ученику высший из принесенных на землю даров – причастие Тела и Крови Своей. Но таинство, спасительное для алчущих и жаждущих правды, лживому Иуде послужило в суд и осуждение: После сего куска вошел в него сатана (Ин.13:27). Так предатель окончательно совокупился с жестоким своим хозяином, князем тьмы.
Только диавол мог внушить Иуде чудовищный замысел: запечатлеть гнусное предательство нежнейшим знаком любви и дружбы – поцелуем. Приведя в Гефсиманский сад своих соумышленников, Иуда сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (Мф.26:48–49).
Нестерпимую боль испытал в этот миг Любвеобильный Спаситель: боль за Себя – преданного и за него – погибающего. Друг, для чего ты пришел? (Мф.26:50); целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк.22:48) – эти слова Сына Божия были последней попыткой спасти все еще любимого Им безумца от геенны огненной. Услышав это печальное друг! – Иуда мог еще опомниться, осознать всю чудовищность своих деяний, раскаяться в них. И Господь простил бы Иуду. Увы, и прощальный призыв Милосердного Иисуса оставил без ответа несчастный Иуда.
Есть ли для любящего сердца страдание более жгучее, чем измена любимого? Чашу такого страдания сполна испил Вселюбящий Спаситель, видя измену возлюбленных учеников, избранных апостолов. Изменили все. Девятеро рассеялись сразу, когда Сына Человеческого схватила стража в Гефсиманском саду. Затем, как толкует блаженный Феофилакт Болгарский, бежал Иаков, брат Божий, прозванный праведным, вырвавшийся из рук стражников так стремительно, что его одежда осталась в их руках (см. Мк.14:50–52). Трижды отрекся пылкий Петр – тот, который так горячо уверял Учителя: Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф.26:35). Да, не оказалось никого, кто сохранил бы до конца верность Божественному Наставнику. Но в этой цепи измен измена Иуды была первым и самым страшным ударом, нанесенным сердцу Христа.
Между тем Иуда, совершивший свое жуткое дело, почувствовал, что мир вокруг внезапно опустел. Ему, так люто ненавидевшему Иисуса, вдруг стало остро недоставать слов, улыбки, исполненного любовью взора Учителя. Отец лжи диавол заманил Иуду в ловушку и оставил одного терзаться муками совести. С отвращением смотрел Иуда на свою жалкую награду – горстку серебряных монет, а когда узнал, что Спасителю вынесен смертный приговор, ужаснулся. Согрешил я, предав кровь невинную (Мф.27:4), – сказал Иуда первосвященникам, возвращая сребреники – цену своего предательства. На это гордые фарисеи лишь брезгливо поморщились: Что нам до того? смотри сам (Мф.27:4).
Иуду охватило отчаяние: слишком поздно, совершенное им злодеяние непоправимо! Нет! Было еще не поздно ему покаяться и возвратиться ко Господу. Милосердия Божия, объемлющего весь мир, хватило бы и на несчастного Иуду. Но предатель, однажды пошедший против Бога, не захотел испросить милости у Всещедрого. Беспросветным мраком отчаяния человекоубийца-диавол затопил всю душу Иуды, так что погасла в ней и последняя искра Богоподобия. Свои преступления Иуда-предатель завершил самоубийством – он удавился и ниспал в бездну преисподней.
Ужасный конец! Ужасающая участь!
Но, содрогаясь от мысли об Иудиных злодеяниях и испытываемых им ныне страшных муках, не должны ли мы с вами взглянуть на самих себя? в каждом из нас таится Иуда-предатель с его льстивостью, лицемерием и своекорыстием. Все мы предаем и продаем Вселюбящего Христа Спасителя – за жалкие сребреники своих прихотей и страстишек, за мыльные пузыри своего высокоумия и гордыни. А ведь это о нас, называющих себя христианами, молился Сын Божий Небесному Отцу: Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне (Ин.17:9) и это за нас, ради нашего спасения пошел единый Безгрешный на крестную смерть.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
История Иуды Искариота есть история корыстолюбца. Гнусно отвечать на чистейшую любовь только низменным расчетом. Страшно искать в Божественных святынях лишь собственную выгоду. Кощунственно лицемерной ложью пытаться обмануть Бога Всевышнего. Все это было присуще Иуде Искариоту и послужило причиной его падения.
Но чисты ли мы с вами от подобных смертоносных грехов? Все мы хотим и просим у Бога выгод для себя: здоровья, благополучия, счастья, удачи в делах. Многие ли любят Господа ради Него Самого? Увы, как часто стоит делам нашим пошатнуться, и мы начинаем роптать на Бога, готовы отречься и предать Его, подобно Иуде.
Вспоминая о животворящих Страстях Христовых, о неимоверных страданиях, перенесенных ради нас, да пробудимся мы, очерствевшие сердцем, к живой благодарности и любви к милующему нас Господу. По слову апостольскому, более всего облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:14). Аминь.
Комментировать