- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
Он говорит им: пойдем в ближние селения и города,
чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
(Мк.1:38)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами слышали в Святом Евангелии (см. Мк.1:35–44), как Господь наш Иисус Христос, после пребывания в пустынном месте и молитвенного приготовления, внял призывам учеников Своих и вышел к людям на проповедь. Этому предшествовали известные нам из Священного Писания события, когда Христос находился в доме Симона, исцелил его больную тещу и потом многих других людей, страдавших тяжкими болезнями. Здесь, в Капернауме, Господь пред всеми неоднократно являл чудеса изгнания бесов, творил многие знамения.
Рано поутру, пока все спали, Господь Иисус вышел из дома и ушел туда, где никого не было, чтобы помолиться. Естественно, Симон с тремя другими учениками вскоре обнаружили отсутствие Наставника и бросились на поиски Его. Весь город был обеспокоен, жители стали искать Спасителя. Но ими двигали не жажда обрести новое учение, не вера, а элементарное человеческое любопытство : что же необыкновенного может еще совершить этот Человек?!
Христос не желает возвращаться в Капернаум. Он зовет учеников проследовать за Ним в ближние селения и города. Господь готов нести истину Божию дальше, чтобы многие имели возможность узнать благую весть о Царствии Небесном. Я для того пришел, – говорил о Себе Господь. Для проповеди Божественной любви послан на землю Небесным Отцом Сын Божий, для искупления, спасения и вразумления рода человеческого. Естественно, познать силу учения Христова должны были все люди, а не только обитатели Капернаума. Может возникнуть вопрос: почему же Господь не принял просьбы жителей и не вернулся в этот город, хотя бы на некоторое время, чтобы успокоить ожидавших Его? Именно здесь Христос совершил столь много исцелений и чудес, что для убеждения в Божественности Спасителя не требовалось повторений. Но ненасытным до удовольствий капернаумцам было все мало. Будучи непосредственными свидетелями невиданных доселе чудес, они оставались равнодушными и неблагодарными, души их так и не прониклись искренней верой в истинного Бога. Вот почему Господь с болью в сердце предсказал печальную участь, которая должна была постигнуть этот город за неверие: И ты, Капернаум до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф.11:23).
Господь проповедовал Евангелие по всей Галилее в синагогах и, как свидетельствует евангелист Марк, в этот период времени не только исцелял больных, но и изгонял бесов. Случаев такой духовной помощи было немало, хотя и не обо всех рассказано в Святом Евангелии. Отовсюду к Господу Иисусу Христу приводили больных и страждущих, Спасителя всегда сопровождала толпа людей: И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф.4:25). Никого не оставлял без внимания и участия Господь, никто не уходил от Спасителя неутешенным.
И далее Евангелие повествует: Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. По одному только слову Сына Божиего страшная, неизлечимая болезнь прошла без следа. Тогда Господь повелел: Смотри, никому ничего не говори; но пойди покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. Проказа – заразная и тяжелая болезнь – делала больного человека изгоем общества. Он должен был жить один или в пределах поселений больных проказой, ходить в черной, узнаваемой всеми издалека одежде, с лицом, закрытым до верхней губы. Во время ходьбы больному проказой предписывалось предупреждать других о своем опасном присутствии криком: «Нечист! Нечист!». Прокаженный нес на себе не только физическую боль от своей страшной болезни, но и душевные муки, причиняемые полной изоляцией и лишением человеческого общения. В очень редких случаях прокаженные выздоравливали, тогда они должны были подвергнуться определенной процедуре реабилитации и жертвоприношения, после которой их выздоровление удостоверял перед обществом священник.
Что сделал в данном случае прокаженный? Он нарушил закон, не позволяющий подходить больному к другим людям. Он вообще не имел права обращаться к Спасителю и говорить с Ним, но Сын Божий с пониманием и сочувствием воспринял отчаянную просьбу несчастного, этот крик души: Если хочешь, можешь меня очистить. Обратите внимание, братья и сестры, в высказывании прокаженного нет и тени сомнения, что Господь действительно может его исцелить, душа больного человека, страдающего и отверженного, преисполнена настоящей, искренней верой. Он не требует, не навязывает Спасителю свою просьбу, а смиренно взывает к Его милосердию. Казалось бы, Христос должен был остеречься его и прогнать прочь, но Спаситель по Божественной милости Своей этого не сделал. В нарушение всех общественных установок Он безбоязненно протягивает руку, касается прокаженного. Господь видел перед Собой не заразного больного, страдающего омерзительной болезнью, а нуждающуюся в исцелении, трепещущую душу, взывающую к Нему с верой и последней надеждой на помощь. Так разве Сын Божий мог оставить такую мольбу без участия и внимания?! Сострадая, сочувствуя больному, Христос сказал: хочу, очистись. Господь действительно желал прекратить мучения этого человека. Но потом, исцелив прокаженного, повелел выполнить обычный, предписанный законом обряд, показав тем самым, что Он не пренебрегает общепринятыми нормами и подчиняется закону, Им же установленному через Моисея. Хотя, конечно, прокаженный и без крови жертвенных животных, и без освидетельствования священника был уже вполне здоров.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как больной проказой был покрыт язвами и струпьями, так мы с вами покрыты проказой наших грехов. И пока нет в душе покаяния, пока мы не понесли ответ перед Богом за совершенные злодеяния, нам тоже следует смиренно возглашать: «Нечист! Нечист!». Мы должны осознавать свою греховную нечистоту перед Богом, искренне каяться в совершенных беззакониях и надеяться на Божественное милосердие, выражаемое в помиловании, прощении и исцелении. Мы с вами хорошо знаем, что Господь наш Иисус Христос может очистить нас от всякой греховной скверны, убелить душу паче первого снега. Сам Господь хочет того! Только вопрос: хотим ли мы очиститься? Или хотим пребывать в земных, временных удовольствиях, и при этом быть изъязвленными духовной проказой? Есть ли в нас уверенность Евангельского прокаженного в том, что Богу все возможно?! Ведь, казалось бы, столько всего сотворил, сделал для нас Господь! Каждый из нас ежедневно испытывает на себе Божие благоволение и неизреченную милость. Но мы, как неблагодарные жители Капернаума, все еще сомневаемся и ждем каких-то необыкновенных знамений. Потому и вера наша мала и некрепка.
Но не стоит пребывать в отчаянии. Еще не все потеряно. Всещедрый Господь дает нам теперь благодатное время поста, время молитвенных трудов, духовного делания и покаяния. Постараемся же провести его с пользой для души, обретая в воздержании и молитвенных подвигах новые духовные силы. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно». Аминь.
Комментировать