митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров

Постящееся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды…

Великопостная стихира

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Огромным смыслом наполнена каждая Литургия Преждеосвященных Даров благодатного Великого поста. Сегодня наше внимание обращено на умилительную стихиру, которую мы слышали за Богослужением. Каждое слово этого церковного песнопения проникнуто живительной и незабвенной силой, помогающей нам достойно проходить многотрудное поприще святого поста. Вот и сегодня Церковь Христова опять призывала нас: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость».

Великое значение для каждого христианина имеет телесный пост, но не менее важен пост духовный – без него говение не более чем обыкновенная постная диета. Надо стараться, чтобы каждый день и час, проведенный Великим постом, был наполнен благодатной радостью духовного очищения и молитвенного совершенствования. Мы должны с благоговением ждать каждой Трапезы Господней, готовиться к должному принятию Святых Христовых Таин. Ведь по милосердию своему Святая Церковь не лишает нас того даже в будние дни Великого поста, когда, по Уставу, полного чина Божественной Литургии не положено.

Не могут не запомниться нам слова, услышанные сегодня: «Постящееся, братие, телесне, постимся и духовне». Спросим себя: что же значит поститься духовно ? Это значит, что ум наш не должен рассеиваться на посторонние предметы, отвлекаться на мелочное, суетное, размениваться по пустякам. Нужно предельно сконцентрироваться на том, чтобы не земное, временное, а небесное, вечное волновало и занимало нас в эти святые дни. Отрешиться от каждодневных забот и научиться до такой степени любить Бога, чтобы все остальное отныне и навсегда являлось для нас вторичным, первой же была и оставалась Божественная любовь! Эту любовь человеку невозможно приобрести при постоянной приверженности к миру. А ведь мы так сильно заботимся о мирском, что порой забываем о необходимости неустанного попечения о Боге. Между тем только любовь к Богу, стремление жить по заповедям Его приведут нас к благодатному и деятельному Богообщению и духовному совершенствованию, восхождению на пути в Царство Небесное.

Премудро устроена человеческая жизнь! Потому что труды для вечности, попечение о духовном не только не лишают земных благ, – за искреннее стремление к небесному даны совершенно ясные Божественные обетования. Господь воодушевил всех верных Ему: …не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:25, 32–33) – то есть: «Если все попечение ваше приложите о Царстве Небесном, не лишу вас удовлетворяющего потребностям естества видимого, но все придет к вам вместе с прочим. Ибо не оставлю вас иметь попечение о себе самих». Преподобный Исаак Сирин говорит: «О вещах неодушевленных, о птицах, ради нас созданных, печется Господь; ужели же не попечется о нас? Сие невозможно. Кто печется о духовном или о чем-нибудь служащем духовному, тому телесное, без попечения о том, доставляется соразмерно с настоятельною нуждою и со временем. А кто печется о телесном сверх потребности, тот невольно отпадает от Бога. Если же мы постараемся иметь попечение о том, что нужно, ради имени Господня, то Господь попечется о том и о другом, по мере подвига нашего».

Да сподобимся во дни Великого поста подвизаться в духовном делании, памятуя о надежде будущих благ. Стремление к добродетели, желание совершать дела любви и милосердия, преображает каждого человека, потому что он меньше теперь заботится о плоти своей, об удовлетворении страстей и греховных помышлений. Нет ничего сладостнее и благодатнее для души человеческой, чем познание Господа и желание служить Возлюбленному Богу! Бывает так, что Всевышний попускает искушения и для добродетельных чад Своих, ввергает в болезни, трудности и лишения. Только в подобных испытаниях закаляется душа, укрепляется вера, совершенствуется любовь. Вот почему христианин, если он действительно с радостью носит в себе имя Христово, должен без ропота и возмущения, с благодарением и славословием принимать все, что посылает ему Господь на нелегком жизненном пути. Нельзя, ища правды, стремясь к истине, не встретиться с печалью. Она так же необходима нам, как и радость. Только душам благочестивым и в скорбях не будет нанесен никакой вред или ущерб. Святитель Василий Великий говорит: «Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога». А преподобный Макарий Египетский поучает: «Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы ты стал смиреннее и ревностнее взыскал Бога».

Возлюбим же, братья и сестры, жизнь в добродетели, и Господь даже в испытаниях не оставит нас без Своей помощи и заступления! Осуждению же Божиему подлежит тот, кто жизнь свою пытается строить исключительно по своей злой воле, жестокосердию, безудержной зависти, которая не только отравляет само человеческое существование, но и губит душу, низвергает то, что всегда было дорого и свято – веру в Господа, надежду на милосердие Божие, любовь к Всевышнему Творцу.

Святая Церковь призывает нас сегодня: «Разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем». Смысл этих вдохновенных слов в том, что ради Бога мы должны достойно претерпевать ниспосланные нам в жизни искушения, попущенные Господом. Ведь страшны не сами искушения или разного рода соблазны, а наше отношение к ним. Искушение, как это ни парадоксально, может стать и источником падения, и путем восхождения в поисках истины. Поясним… Если мы поддаемся искушению и совершаем грех, то, естественно, мы не приближаемся к Царству Небесному, а отдаляемся от него. Если же мы, напротив, пытаемся противостоять любому искушению – от людей ли, от демонов или от плоти нашей, – то итогом этой непрестанной борьбы явится духовное величие и благодать Христова. Вот почему апостол Павел, говоря о трудах противостояния греховным искушениям и собственным страстям, пишет: …потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Фил.1:29). Стало быть, испытания и искушения апостол называет Божественным даром, достоинство же христианина состоит в умении их преодолеть, пострадать ради Христа и ради правды. Вот в этом действительно и есть исключительное благо! И другой вдохновенный ученик Господа – апостол Петр – пишет в своем послании: …если и страдаете за правду, то вы блаженны (1 Пет.3:14). Как поучают святые отцы Церкви, Божия стезя крестом и смертию пролагается. Ведь что есть весь наш жизненный путь? Каждодневный крест, определяемый борьбой с собственными грехами и страстями безропотным несением тягот бытия, достойным преодолением испытаний и болезней, совершением дел милосердия, воплощающих в реальность и конкретно подкрепляющих нашу веру. А потому сегодня в храме Божием мы слышали в церковном песнопении такие слова: «…дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы». Господь призывает всех верных последователей Своих быть добрыми, щедрыми, любвеобильными, готовыми всегда прийти на помощь ближним – голодных накормить, жаждущих напоить, сирых обогреть. Дела любви важны всегда, и особенно в дни Святой Четыредесятницы, в благодатное время молитв, духовных трудов и совершенствования. Нет ничего отраднее, чем возрастать в добре и сострадании! Нет ничего возвышеннее, чем иметь в душе своей подкрепленную верой самоотверженную любовь!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Научимся с благодарностью принимать все то, что посылает нам Отец Небесный – и радости, и страдания, и здравие, и недуги, и успехи, и поражения. Иначе в этом мире нельзя! Никто еще не взошел на небо путем земного спокойствия и довольства. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства, истают, как дым, никогда не явятся, как угасшая искра».

Даже великие угодники Божии, истинные праведники не мыслили, что для них возможна жизнь беспечная и беспечальная. Даже они, сподобившиеся ангельской чистоты, испытывали скорби, неустанно боролись с искушениями.

Господь посылает нам сильное борение с грехами и соблазнами не для того, чтобы испытать нашу немощь или выявить человеческую слабость, а для того, чтобы укрепить наше терпение, наполнить глубоким смыслом веру, наставить на путь истины. Ведь душа, любящая Бога, несущая в себе страх Божий, не убоится ничего, что может ей повредить телесно, потому что во всем уповает на Господа и святую волю Его. И потому не будем унывать, не будем отчаиваться в грехах наших, не будем скорбеть о несбыточном и сетовать на собственное несовершенство. Ведь Жизнодавец Господь всегда нас услышит, поймет и защитит от всякого зла, «да приимем от Христа Бога велию милость». Аминь.

Комментировать