О необходимо исходатайствовать у государственной власти подтверждения права церкви относительно освобождения рабов.
Угодно было подать прошение императору касательно состоявшихся в Церкви освобождений.
Ὁμοίως ἤρεσεν, ἵνα περὶ τῶν ἐν τῇ ἐκκλησίᾳ γινομένων ἐλευθεριῶν, ἀπὸ τοῦ βασιλέως αἴτησις γίνηται.[1]
Толкования
Зонара. Рабы, убегая по каким либо причинам в церкви, делались свободными, когда епископы признавали это справедливым; а как господа покушались опять привлекать их в рабство, то и было решено просить об этом царя.
Аристен. Относительно совершаемых в церквах освобождений да будет прошение к царю.
То же самое содержится и в 64-м (75) правиле и там истолковано.
Вальсамон. Рабы, убегая по каким-либо причинам в церкви, делались свободными, по епископскому рассмотрению. А поскольку господа покушались снова порабощать их, то было решено просить об этом царя, чтобы насилие господ было ограничено. Таково содержание правила. А ты знай, что на основании акта, хранящегося в отделении протэкдика, где находятся постановления приснопамятного ктитора святейшей великой церкви, императора Юстиниана, рабы, освобождаемые церковию, имеют многие преимущества. Прочти еще 26-й титул 48-й книги (Василик), где излагается учение об освобождаежых рабах, и новеллу приснопамятнаго императора господина Алексия Комнина, которая определяет, что законы о противупоставлении свидетелей не имеют места, когда кто ищет суда о свободе, но представление свидетелей должно быть только со стороны порабощаемого, или ищущего свободы.
Славянская кормчая. Правило 83. О бывающем в церквах свобождении рабом, от царя испрошение бывает.
Толкование. Раби неких ради вин прибегающе к церквам, свобождение приимаху, се епископом праведно быти мнящим, ихже господие покушахуся в работу паки привлещи. О сем убо изволиша отци помянути цареви.
Книга правил. Разумеется прошение о том, чтобы таковые отпущения утверждены были царскою властью.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать