Array ( )
145

Правило 146

147

Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.

В качестве свидетелей не допускать к свидетельству тех, кого предписано не допускать и к обвинению, а также и тех, кого сам обвинитель приведет из собственного дома. Свидетельства от лиц, не достигших 14-летнего возраста, не принимать.

Μάρτυρας δὲ εἰς μαρτυρίαν μὴ εἰσδέχεσθαι, τοὺς μηδὲ πρὸς κατηγορίαν εἰσδεχθῆναι παραγγελθέντας, ἢ ἔτι μὴν οὓς αὐτὸς ὁ κατήγορος ἐκ τοῦ ἰδίου οἴκου προσκομίσει· μαρτυρία δὲ ἐντὸς κείρας ἐνιαυτῶν δεκατεσσάρων μὴ προσδεχθείη.[1]

Толкования

Зонара. Сказав об обвинителях, отцы собора дают теперь постановление и о свидетелях, и говорят, что тех, коим запрещено делать обвинительные доносы, не должно допускать и к свидетельству: а те, кого должно допускать, не должны быть несовершеннолетними (не достигшие еще 14-ти лет своей жизни), и суть несовершеннолетние (ἅνηβοι), ибо у них мышление еще не твердо, и потому им не может быть дозволено свидетельствовать. Кроме того (правило) не позволяет обвинителю приводить домашних свидетелей; а домашние суть те, которые из его дома. Но не всем таковым законы запрещают свидетельствовать, а некоторым только, именно: подвластным того самого лица, которое приводит их, или незначительным подручникам, которых можно заставлять (делать показания) и, в случае непослушания, наказывать. А если подчиненные будут достойны уважения, как-то священники, или диаконы, или грамматики и все подобные им, то не должны быть не допускаемы к свидетельству.

Аристен. И кому нет 14-ти лет.
Таковой не допускается к свидетельству по причине несовершеннолетия; ибо свидетельствующему, сверх того, чтобы он был почтенным и православным, нужно еще быть твердым (в мыслях), а мысль несовершеннолетнего скользит. 2-я же статья 17-й главы 1-го титула 21-й книги (Василик) не допускает к свидетельству против кого нибудь в преступлении – и того, кому меньше 20-ти лет.

Аристен. Обвинитель не представляет свидетелей из собственного дома.
Свидетельства домашних не принимаются и по законам; ибо 21-я глава 1-го титула 21 книги (Василик) говорит буквально так: «обвиняющий не может приводить своих домашних во свидетели»; и 25-я глава того же титула и книги: «свидетельства домашних отвергаются». А под домашними свидетелями разумей тех, которые состоят под властию кого-либо и могут принимать от него приказания: таковые не должны быть допускаемы к свидетельству ни за своего господина, ни против того, кто его обвиняет, ни в уголовном иске, ни в гражданском. А если кто-либо, начиная иск против другого, пожелает воспользоваться свидетельством чужих домашних, то это не запрещается. Ибо из одного дома могут и отец, и сын подвластный, и два подвластные сына – брата свидетельствовать и за и против кого нибудь, как говорит 15-я глава того же 1-го титула 21-й книги.

Вальсамон. Отцы собора, сказав об обвинителях, теперь дают постановление о свидетелях, и говорят, что желающие свидетельствовать против посвященных лиц в уголовных делах должны быть таковы же, как и допускаемые правилами к обвинению, так что кто не допускается к обвинению, не должен быть допускаем и к свидетельству. Кроме того, правило отвергает домашних свидетелей и несовершеннолетних, т. е. имеющих менее 14-ти лет. Только таких лиц устраняет от свидетельства (настоящее) правило. А 1-й титул 21-й книги Василик не допускает к свидетельству в уголовном суде и других различных лиц: прочитай этот титул. Свидетелями из дома обвинителя считаются все те, которые живут вместе с ним и которым он может приказывать. Ибо 6-я глава 1-го тит. 21-й книги говорит: «недостоин веры тот свидетель, кому я могу приказывать свидетельствовать»; 24-я глава: «обвинитель не может приводить домашних свидетелей»; 27-я глава: «свидетельства домашних отвергаются»; 2-я статья 11-й главы 51-го титула 60-й книги, где говорится: «незначительные домашние кражи не должно делать предметом общественного суда». Домашние же (кражи) суть те, которые делают рабы у господина, отпущенники у патронов, наемники у нанимателей, если живут у них. Сопоставляя настоящее правило, которое говорит, что имеющие менее 14-ти лет не должны свидетельствовать, а только старшие, с 20-ю главою 1-го титула 21-й книги, говорящую буквально так: «обвинитель не может призывать к свидетельству того, кто публично обвиняется, ни того, кому меньше 20-ти лет», кто-нибудь спросит: на что же мы должны обращать внимание? И мне кажется, что скорее на закон; ибо тот, кому менее 20-ти лет, хотя и более 14-ти, не должен быть допускаем к свидетельству в уголовном деле, как не обладающий еще твердым мышлением. При том закон и много позднее правила, потому что он был принят в пересмотренный кодекс Василик спустя много лет после настоящего собора. Прочти еще 75-е правило святых Апостолов.

Славянская кормчая. Правило 131. Ни 14-ти лет отрок приатен.

Толкование. И сей на послушество не приатен есть, не совершенного ради возраста. Подобает бо послушествующему честну и правоверну быти, и тверд ум имети. Не совершеный же возрастом, ползок есть помышлением. 2-е же изложение, 17-е главы, 1-е грани, 21-х царских книг, глаголет: аще не будет 20-ти лет возрастом, такового на послушество о гресе ни на кого не приимати.

Правило 132. Клеветник от своего дому, послухов не поставляет.

Толкование. Своего дому послуси отвержены суть, и градскими законы. Глаголет бо, 21-я глава, 1-е грани, 21-х книг царских, яве сице: клеветник домашних своих послух, не может привести. И 25-я главы, тоя же грани, тех же царских книг глаголет: яко домашняя свидетельства отметаема суть. Домашния же свидетели разумей, иже под властию некоего, и могуще повеленая им от него творити, таковии убо ни по нем самом, ни на иного, на него же он клевещет, во свидетельство не приатни, или о греховных, или о инех яже имениа винах. Аще же ин судим бывая, и восхощет от иного дому свидетеля привести, не возбранится ему. От единого бо дому и отец и сын, под властию его сый, и два брата под властию отчею суще, или на кого, или по ком не могут свидетельствовати, якоже 21-я глава тоя же грани, рекше 1-я, 21-х царских книг повелевает.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΡΛΑ´

Комментировать