Array ( )
41

Правило 42

43

О необходимости пресвитерам и епископам согласовывать продажу церковного имущества.

Решено, чтобы пресвитеры без воли своих епископов не продавали имущество той церкви, в которую они поставлены. Равно и епископам не позволяется продавать церковные земли без ведома Собора или своих пресвитеров. Таким образом, и епископу не позволено без необходимости расточать имущество, внесенное в книгу церковной описи.

Ὁμοίως ἤρεσεν,ὥστε τοὺς πρεσβυτέρους παρὰ γνώμην τῶν ἰδίων αὐτῶν ἐπισκόπων πρᾶγμα μὴ πιπράσκειν τῆς ἐκκλησίας, ἐν ᾗ καθιέρωνται, ὃν τρόπον καὶ τοῖς ἐπισκόποις οὐκ ἔξεστι πιπράσκειν χωρία τῆς ἐκκλησίας, ἀγνοούσης τῆς συνόδου, ἢ τῶν ἰδίων πρεσβυτέρων. Μὴ οὔσης τοίνυν ἀνάγκης, μηδὲ ἐπισκόπῳ ἐξεῖναι καταχρήσασθαι πράγματι ἐκ τοῦ τίτλου τῆς ἐκκλησιαστικῆς μάτρικος.[1]

Толкования

Зонара. Правила досточтимых Апостолов 38-е и 41-е власть над церковными вещами и попечение о них возлагают на епископов. Итак, следуя им, это правило запрещает пресвитерам продавать имущество церкви, к которой они посвящены, если не соизволяет на это и епископ. А чтобы епископы, по злоупотреблению данною им Апостольскими правилами властию, не действовали своевольно и не отчуждали церковного имущества, правило присовокупило, что и епископу не должно быть дозволительно продавать церковные угодья без ведома собора, к которому и сам он принадлежит, или без ведома своих пресвитеров; ибо они должны иметь сведение об управлении церковным имуществом, дабы при управлении имуществом без свидетелей не вышло обвинений против епископа. Итак, без нужды и епископу не должно быть дозволено расточать вещи, записанные в церковной метрике, то есть в описи. А титулом (τίτλος) называется надписание и содержание, а также и книга, как пишется об этом иногда в законах. И когда епископ намерен отдать в чужие руки недвижимое имущество, то он должен отчуждать такое, о каком говорит 26-е (35) правило настоящего собора и с указанными там ограничениями.

Аристен. Пресвитер церковной вещи не продает без епископа; ни епископ – земли без ведома собора.
Церковное имущество должно оставаться не отчуждаемо. А если будет необходимость, чтобы какое-нибудь недвижимое имущество было отчуждено, то епископ не должен продавать оное без ведома собора, если не хочет, на основании 26-го (35) правила настоящего собора, представить себя повинным пред Богом и пред собором и быть лишенным своей чести. Но и пресвитер, если ему вверено какое-либо управление в епископии, не должен без ведома своего епископа продавать церковного имущества – ни недвижимого, ни движимого.

Вальсамон. По-видимому, некоторые священники продавали церковные вещи без ведома своих епископов; а также и епископы продавали земли своих церквей без ведома состоящего при них собора, или и своих пресвитеров. Итак, правило говорит, чтобы более этого не было; а когда является необходимость сделать что-нибудь такое, епископ должен делать с согласия состоящего при нем собора и своих пресвитеров; а иначе как-нибудь он не имеет права расточать вещи, записанные в церковных записях (βρεβίοις), или в метрике, то есть в описи церковного титула, или книги; ибо титулом иногда называется надписание, а иногда содержание, а иногда и книга. А когда слышишь, что правило говорит, что ни епископ не должен продавать церковных земель без ведома собора и своих пресвитеров, ни пресвитеры не должны продавать церковных вещей без соизволения своих епископов, не скажи, что в этом отношении пресвитеры уравниваются с епископами, но скажи, что пресвитеры без соизволения епископов не могут продавать никакой вещи – ни движимой, ни недвижимой, ни самодвижущейся, ни легко подвергающейся порче, каково например вино, или хлеб; а епископ вещи легко подвергающияся порче движимые и самодвижущияся может отчуждать и без согласия своих клириков, но недвижимыя не может. Ибо по этой причине правило и повелело пресвитерам не продавать церковных вещей без епископов; а епископам запретило продавать недвижимое имущество без необходимости и согласия собора и пресвитеров. А что епископ имеет власть и без ведома своих пресвитеров и состоящего при нем собора продавать самодвижущиеся и легко подвергающиеся порче движимые вещи, это ясно из 38-го Апостольского правила и из 41-го (которые и прочти), а также и из настоящего правила, которым запрещается отчуждение без расследования церковных земель и только. Не должны казаться тебе противоречащими настоящему толкованию те правила, в которых запрещается епископам продавать священные вещи церковныя. Ибо хотя бы оне были и движимыя, но занимают место недвижимых, как и в законах многократно это встречается. А когда по настоятельной нужде должно быть продано церковное недвижимое имущество, епископ должен продавать не имущество, приносящее доход, но такое, о каком говорится в 26-м (35) правиле настоящего собора и с указанными там ограничениями. А о расточении правило упомянуло, чтобы кто-нибудь не сказал, что запрещается только продажа недвижимых имуществ, а не вместе с сим и прочие способы отчуждения; ибо без настоятельной нужды епископ не может отчуждать церковное недвижимое имущество ни в виде аренды, ни в виде дара, ни в виде промена, ни в виде отдачи на многие годы.

Славянская кормчая. Правило 33. Пресвитери церковных вещей без епископа да не продадят, ни епископ села без ведения всего собора.

Толкование. Епископом церковного имения и села продати или отдати несть достойно. Не сущи убо нужди, епископу не подобает расточати вещи некия надписанные от церковного устава. Понеже Божия убо суть таковая стяжания, и того ради не продаема суть. Аще же некий епископ село имый, или ино что от таковых, в нем же несть прибытка, или церкви отягчена будет долгом, или ина некая напасть будет, и восхощет епископ таковое что продати, или село, яко да цену его взем, отдаст долг, или иную некую напасть управит, но без митрополича ведения, и сущих всех областей епископ собора да не продаст. Аще ли сам о себе то сотворит, Богови и собору повинна себе поставит, и своея чести да будет чюжд по 26-му правилу сего собора. Такоже и пресвитер некое строение от епископа прием, без ведения своего епископа церковные вещи ни малы, ни велики да не продаст.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΛΓ´

Комментировать