Array ( [_ga] => GA1.2.1573873504.1671869501 [_ym_uid] => 1671869501574721761 [ptrck] => c8f08ce4c5899d678c86c28bcb0004a02d69eaaa4eb1eddc51faf2508e082541 [rmcookie] => S:dH-_iqCgU3PFOqttfQjjeLgJ2i0rfxuGauuD42w_e1Ek6u7Mm9o4pRTj_X5tWdFZ3ktfLuLYpFWqxbc-jpLS_wmM72gBP2n-WAKdQr74ALXTabpFLtD9-eZAGFGBPGnfcPmdgGNbyTtgQ6Hvwo_e4u8Gm8OgwT-w1p-9EmwaYx3DprfJ6xd4KTusVt9o0NFLWyTmbh-Zz3y9uaNxN9V3RXVGW8f3a0hGkcKekgSiBkbJcbBzvUs_OO6WjyA-ZJ86iT7vbX5kYZVeTu0j6wg2TFeWWJJNlEM7nvDaqQ0YLEcmSZwYC155VyLb08374w0VINsWOuEMTQ0urDVQYzQ6J7Fsqax2d61ANVsYEDdNtLojA-VIvQsp_hYTPCpfVKlmZy9Gx73r2qLseOQZWV1KKgzjYgj6mCh4XKpP062Kb1grmvigrMBrp2NAN_cSZVB6ZGUaf8csndEx-2QAEwbLGi6hOK7d4_mjISljNbamg3JhEPgBTy-MrGYPwLBm6TbfXHHg8VIr2fCju2soAVKwlP2EoYAfAngQHskP516l_SgpTW2O7-0jwjj16uR_U-4e-Y4PwxbYYYlB_ubmh0Es5AyE7fODftHtHEEBS88tKcxF3gQ_-JlPOAgWyBklqwffHc76cs5gRIRhNqlBDS2fFbOhy-dPEg8pfjId8ktlWF3upQdcHLRSBJ0GuCc= [_ym_d] => 1703920945 [_gcl_au] => 1.1.2048703858.1711992211 )
4

Правило 5

6

О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.

Епископ, или пресвитер, или диакон пусть не изгоняет свою жену под предлогом благоговения. А если изгонит, да будет отлучен, если же останется непреклонным, да будет извержен.

Ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος, τὴν ἑαυτοῦ γυναῖκα μὴ ἐκβαλλέτω προφάσει εὐλαβείας· ἐὰν δὲ ἐκβάλῃ, ἀφοριζέσθω· ἐπιμένων δέ, καθαιρείσθω.

Толкования

Зонара. В древности позволялось разводиться сожительствующим (супругам) и без вины, когда бы ни захотели; но Господь, как написано в Евангелиях, отвергнул сие. Итак, по заповеди Господа и апостолы запрещают сие, и теперь пока говорят о посвященных, предписывая, что посвященный должен подпасть отлучению, если под предлогом благочестия отошлет свою жену, доколе, конечно, не будет убежден принять ее. Если же не примет ее, то и извержен будет: ибо в этом обыкновенно бывает укоризна браку, как будто брачное сожитие производит нечистоту; между тем как Писание называет брак честным и ложе не скверным. Правило упоминает и об епископах, имеющих жен, потому что тогда епископы беспрепятственно жили в законном супружестве с женами. Собор Трулльский, называемый 6-й, запретил это в двенадцатом правиле. И гражданский закон запретил беспричинные разводы, а установил определенныя причины, по которым должны законно совершаться разводы.

Аристен. Священник, если изгонит помощницу, да будут отлучен; а если и после сего не примет, да будет извержен.
Если какой-либо пресвитер, или диакон изгонит помощницу свою под предлогом благочестия без благословной вины, да будет отлучен. Если же и после отлучения остается не исправившимся, да будет извержен. Ищи еще бывшаго в Трулле 6-го собора правила 12 и 13, в которых рассуждается о том же.

Вальсамон. До 6-го собора, бывшаго в Трулле царских палат, епископам дозволено было иметь жен и после (принятия) епископскаго сана, как имеют их рукополагаемые после брака священники, или диаконы. Итак, поскольку до 117 Юстиниановой новеллы, помещенной в 7-м титуле 28 книги Василик, желающий имел власть по всякой причине посылать своей жене развод, то настоящее правило говорит, что епископ, или пресвитер, или диакон, не имеет власти изгонять свою жену под предлогом благочестия. Предписания сего правила в отношении к пресвитерам и диаконам (ибо епископы, как сказано, не могут иметь жен после возведения на епископство) утратили свою силу, потому что ныне всякий, чей бы он ни был, брак расторгается не иначе как только по причинам, исчисленным в сказанной новелле, которые суть следующая: 1) заговор котораго-либо из супругов против царя; 2) прелюбодеяние жены; 3) покушение однаго супруга на жизнь другаго; 4) если жена, без воли мужа, пиршествовала или мылась в бане с посторонними мужчинами; 5) если жена оставалась вне дома своего мужа и притом не у своих родителей; 6) если жена без ведома мужа ходила на конские ристалища; 7) если один из супругов захочет избрать монашескую жизнь, и некоторыя другия причины, изложенныя в указанной новелле, которую и читай.

Славянская кормчая. Пресвитер, или диакон, аще помощницу свою изженет, да отлучится. Аще же не введет паки, да извержется.
Еже аще пресвитер, или диакон жену свою изженет, изветом благоговения кроме подобныя вины, да отлучится. Аще же и по отлучении не послушает, но неисправлен пребудет, ни введет паки в себе жены своея, да извержется от сана своего. И о сем ищи правила 12 и 13 6-го собора иже в Трулле полатнем, и то бо сицевая же ти хощет рещи.

Книга правил. Толкование. Изгнание жены запрещается священным лицам потому, как изъясняет Зонар, что сие казалось бы охуждением супружества. Впрочем, воздержание епископов от супружества есть древнее предание, от котораго отступление 6-й Вселенский собор заметил только в некоторых африканских церквах, и тотчас запретил своим правилом 12.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать