Array ( [yp] => 1609799722.gpauto.55_5029313:37_5664773:10_333000183105469:0:1609626922 [_ym_uid] => 1609626925837248912 [_ga] => GA1.2.777977738.1609626925 [av_from_search] => yandex [av_csrf] => BTH3Wzl3QEhXbNYy [ZNPHPSESSID] => 6c5c0ce1774e371b5c60439e74683299 [MoodleSessionpravk] => 94361fe1e78e88879fbfa022e5a8add7 [_ym_d] => 1706716046 [PHPSESSID] => 94f8b9a3c7eafed9083f2d859e3bfb06 [wpglobus-language-old] => cu [wpglobus-language] => cu [_gcl_au] => 1.1.142696609.1711658091 [rmcookie] => S:5-rf_2lfOI-4RUPd1F7GTlhm8jKSB9ARGAW2K-Jr0nN7_0geZwRo4Wm6eG1RfBJFM9wVEfUFWa538xNt7H5FA_5cfs_T6A_kudK2Q3SGdesaY8yB5r37O4P_LHfoSpcO1AfT-sBfWuhcBgIr5n_InnpJDuED5a8s_fXLXEc3nev3s-uXkaDGNkyXVwkZwtpWTSgkD_WeB2zqR8kSruYx-GzcO1klD0yNPOfjNkCW15HNp7M2JHrssza4BQDhkr3FZx98iy1FnEEoWW6toruF0F0bG66zwy61QsJ3oX8VDB8Y3lKxTtkp_Ayxj3dc4JtjqHEdGcGTPj78bUT16qQYYlOqpqStJD2p7Ami9jZpcFklQ1olhb8UpnUzNvb6bMbTViwZKQb3I1gdYiD5wHmYsudXjAWHe7nbBPlHlGBoOtfL8Ym7mhZmN0sb5l-yEGJgv8bF9zUhEtkO02Gaz_c1cWw0cgBwJsikSlCcE6Y5X3mgaAyGp9IyQhk5MB6yqOHJLQS9i6tSVgfb0LUlAL9j9BRI1g6Pf0r4Z9drVeAdZ70DXMnF8jFBcanIf1tdXYWO0TrBqXrRfFUv_MS8QTmz9-3TXpM3EjeqycJs91urKybgXFDl4yz17kuk6-nXAgWokQyBDm_TOoF1rmfrA7V0sLk0dy_Kw5dxmhIRGmjwDbNdSI4mazyLmmaX5R_We5LKS4iUpOaRsJ3pxYMzZi3RxGq-uJm17WvEYIk= [otrid] => S:1asft4mVhVl5gvqrSt24_GfG2ruNDBQynTKuWBty1wTTrzhEB3gbmZ7e_jUYupnF5ztKYnMVx8P5NBEg85aJE44CdjMYk8UqgZvbR3_F0kSHQydohxizRpAmhNSnLA-FaUxm9roee9rOW9CvgELwY5nzYiH_yR71gOqkEu5bADwKoypMuO6n7i1TAK4ckR0Tu73XRXbe0jQVU7YvoU9lXNekX67lO0z2Tw4= [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [_ym_isad] => 2 [_gid] => GA1.2.673386129.1714340351 [_ym_visorc] => b [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
73

Правило 74

75

О вызове обвиняемого епископа на собор епископов.

Епископа, которого обвинят в чем-либо люди, заслуживающие доверия, обязательно должны призывать епископы; и если он придет и признается или его обличат, то да будет определена епитимия. Если же призываемый не послушается, то пусть его призовут вторично через посылаемых к нему 2-х епископов. Если же и тогда не послушается, пусть будет призван в 3-й раз, вновь через 2-ух посылаемых к нему епископов; если же и в этом случае он из презрения не явится, то пусть Собор вынесет о нем свое решение, чтобы он не надеялся получить выгоду, избегая суда.

Ἐπίσκοπον κατηγορηθέντα ἐπί τινι παρὰ ἀξιοπίστων ἀνθρώπων, καλεῖσθαι αὐτὸν ἀναγκαῖον ὑπὸ ἐπισκόπων· κἂν μὲν ἀπαντήσῃ, καὶ ὁμολογήσῃ, ἢ ἐλεγχθείη, ὁριζέσθω τὸ ἐπιτίμιον. Ἐὰν δὲ καλούμενος μὴ ὑπακούσῃ, καλείσθω καὶ δεύτερον, ἀποστελλομένων ἐπ᾿ αὐτὸν δύο ἐπισκόπων. Ἐὰν δὲ καὶ οὕτω μὴ ὑπακούσῃ, καλείσθω καὶ τρίτον, δυὸ πάλιν ἐπισκόπων ἀποστελλομένων πρὸς αὐτόν. Ἐὰν δὲ καὶ οὕτω καταφρονήσας μὴ ἀπαντήσῃ, ἡ σύνοδος ἀποφαινέσθω κατ᾿ αὐτοῦ τὰ δοκοῦντα· ὅπως μὴ δόξῃ κερδαίνειν φυγοδικῶν.

Толкования

Зонара. И в 61-м правиле сказано нам, что не всякий может обвинять епископа, а только люди безукоризненные и православные. На это указывает и настоящее правило словами: «от людей вероятия достойных». Но хотя бы и таковыми людьми был обвиняем епископ, не должно осуждать его в его отсутствие, а признавать его, и, когда придет, он должен выслушать, что против него говорят. И когда выслушает, должен возводимые на него обвинения или признать справедливыми, или, если не признает, должен быть обличен, и таким образом должен быть постановлен приговор. Но если, быв вызван один раз, не придет, то правило определяет сделать ему и второе приглашение через 2-х епископов. А если оставит без внимания и это приглашение, правило повелевает призвать его к следствию и в третий раз также через 2-х епископов; и ежели и, таким образом, не придет, собору постановить против него приговор и при одной только стороне (то есть обвиняющей), дабы, при дальнейшей отсрочке следствия и приговора, бесстыдное уклонение от суда не оказалось для него выгодным.

Аристен. Епископ, обвиняемый и вызываемый, но не слушающий должен быть вызван и дважды и трижды; а если упорствует, собор пусть произнесет о нем мнение. Епископа, в каком-либо преступлении обвиняемого мужами, заслуживающими доверие, и вызываемого в суд, но не повинующегося, не тотчас должен осуждать собор, а вызвать и дважды и трижды, посылая к нему с каждым вызовом 2-х епископов. Если же упорствует, пренебрегает и не является в суд, тогда собор должен произвести исследование обстоятельств обвинения и при одной стороне, и постановить о нем приговор по своему усмотрению.

Вальсамон. О том, кто может обвинять епископов, или клириков, и кто может свидетельствовать против них, читай настоящего собрания титул 9-й, главу первую и то, что в ней написано, также главу 2-ю, и что в ней написано. А настоящее правило постановляет, что епископ, обвиненный в преступлении, по законам, должен быть вызываем епископами; ибо осудить его заочно признало не справедливым, и если он присутствует и изобличается непререкаемыми доказательствами, или собственным сознанием, налагать епитимии по правилам. А если не явится, призвать его и опять через 2-х епископов, и даже в третий раз; если же и таким образом не явится, тогда собор и при одной стороне (то есть обвиняющей) объявляет свое решение о нем, дабы, говорит, из бесстыдного промедления пренебрегающий не имел выгоды. Ввиду такого определения, содержащегося в сем правиле многократно предлагаем был вопрос: дано ли этим правилом собору право подвергать непокорного епископа и извержению? И некоторые говорили, что жестоко извергать епископа за непокорность; а должно подвергать его какому-нибудь другому наказанию. Ибо если бы, говорят, Апостолам благоугодно было извергать за это епископа, то они упомянули бы в этом правиле и об извержении. А другие говорили, что по недавно изданной, уважаемой новелле боговенчанного, славнейшего и святого самодержца нашего, всякий обвиняемый, если будет вызываем в суд и после 3-х извещений будет приглашаем прийти тремя письменными повестками, и, однако же, не придет, подвергается суду и при одной только стороне. Итак, если и епископ будет обвиняем подачею обвинительной жалобы – и с законными письменными документами, и будет вызван к суду сначала извещениями, а потом и тремя письменными повестками и, однако же, не явится на суд; то он должен подвергнуться суду и при одной стороне (то есть обвиняющей), и может подвергнуться извержению. Вызов разумеется здесь определенный законами, то есть, через повестки в тридцатидневный срок, а не через письменные извещения в течение немногих дней, как говорили некоторые. Это с разных сторон было обсуждено на царском суде, и особенно по делу Вселенского епископа, и решено, что обвиняемого епископа должно вызывать в суд 3-я узаконенными повестками, и после того уже осуждать за неповиновение.

Другое толкование. Не подлежит спору, что по новелле досточтимого царя государя Мануила Комнина, непокорный епископ подлежит осуждению, ибо так было рассуждено, как сказано, и на священном царском суде. А чтобы вызов был производим двумя архиереями, а не другим каким образом, как некоторые говорили, – этого нет ни в законе, ни в мысли настоящего правила. Ибо когда оно было писано, тогда действовало еще постановление, чтобы судьи и патриаршие нотарии сами были облечены доверием, а потому и было определено, чтобы вызовы архиереев в суд были исполняемы двумя епископами. А ныне, когда судьи и патриаршие нотарии облечены доверием, и вызовы по необходимости производимые ими не должны подлежать пререканию. Итак, вызванный ими и не явившийся в суд правильно подвергнется осуждению, так как эти вызовы не могут быть признаны недействительными потому, что сделаны не архиереями.

Славянская кормчая. Оклеветаем епископ, и позываем на суд, и, не послушав дващи, и трищи, двема епископома, да позван будет. Аще же не приидет, якоже хощет собор да осудит такового.

Толкование. Оклеветаема епископа о некоем прегрешении от достоверных мужей, и позываема собором на судилище, и не послушающу, не тако вскоре подобает собору осудити такового, но и дващи и трищи позвати того. И да посылается понь на коемждо позвании по два епископа. Аще же пребудет небрегий, и не приидет на судище, да испытает вину по единой части собор, и по подобию вины достойно да осудят его, да не мнится избыти суда беганием.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать