Array ( [_ga] => GA1.2.1644423733.1713686712 [_gcl_au] => 1.1.1450063612.1713686711 [_gid] => GA1.2.1291697666.1714379278 [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [otrid] => S:SvGSRdhB-KP7F652r736-6kUP-29wm1mKY9Y6YUpsmtKhu8IUo1KIFtfPRJKQBMCRb65erKGLdaDShEfZgTzrFLMq59kaDn-KDGq4WFncPtCP3c1xGWrf5QvRcdBNY2y3AFjo6jcamvSqCDgozljTWoZO4y2wtL2TFVAn9aayP8IxXtIk-Y-U7tBAaC1bdFnoUl_I9huvK0e-5d8jUFYPnBO1ArwmkQrdzs= [rmcookie] => S:gQd8yI9p7I6QvnDbjpBH29GC5DOdm9k2QhlBCJ-FkknwUsArL74u2pjpi8y27KDM-l8TXX_CZgr9R-rxVqSjsliorhtspcfBvzBxHBwRo6_bbCxzDaLpYkfO33dkIPNfoC6Jlkm5utAl5PtKCpx5n5aVdnwQiT80TELu9TM7AiUJZM8nKcHqi9vcehLUil5rkpihOnppAHmvhj-Fo74UoCaitajcjjR03OFINaIW_fahbx9yd2eJeRI25y0MoykAtlINZdxKphJt6h8BxJ-_SjPYFOc7SSEoxitI3TPev3JuJRZEAeWDXzNEdnMVpHMu1MaYXe-hfLWSX_z0kHivl0e7IKDs6GDpR50LQXJHDtkhzSpbzQ4Ea_ieAaK76ZjS4f-xz4evFpQkKIvhR64P9wKduxvH_5ubb_XIYPLLpdcZITouXgmQ4icScGbX5eT7BWrl_wY8bi8uEra0gVZOMtm0W-XiGbRMco3obcsxSOyyRJ4V9PpgVf2xu_z8SVbzu3XLrR2tjm9V2sOaTYEUVUlMG_HTfV8RIwXol26jqRUw1T4LYhQsHuWLDg-YSnWRnqGA1y8KbBqhCkmV_FM0REiqZCGTl9EWk55r9bv27qrqyVYy_U2k25KZssM9z-bMpy3gldAkvCYornuCdQiPL2kM0QgCy-c4Q6_5 [_ym_isad] => 2 [_ym_d] => 1713686712 [_ym_uid] => 1713686712857480994 )
40

Правило 41

42

О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов.

Предписываем епископу иметь власть над собственностью Церкви. Ибо если ему должны быть вверены драгоценные человеческие души, то тем более должно поручить ему распоряжение деньгами, так чтобы он всем управлял по своей власти и нуждающимся подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим и всяким благоговением и чтобы он сам брал то, что требуется (если только требуется), на свои нужды и нужды принимаемых братьев, дабы они никоим образом не терпели недостатка. Ибо закон Божий предписал, чтобы служащие жертвеннику питались от жертвенника (см. 1Кор 9:13). Так и воин никогда не поднимает оружия против врагов, будучи на собственном содержании (см. 1Кор 9:7).

Προστάσσομεν τὸν ἐπίσκοπον ἐξουσίαν ἔχειν τῶν τῆς ἐκκλησίας πραγμάτων. Εἰ γὰρ τὰς τιμίας τῶν ἀνθρώπων ψυχὰς αὐτῷ πιστευτέον, πολλοῦ ἂν δέῃ περὶ τῶν χρημάτων ἐντέλλεσθαι, ὥστε κατὰ τὴν αὐτοῦ ἐξουσίαν πάντα διοικεῖσθαι, καὶ τοῖς δεομένοις διὰ τῶν πρεσβυτέρων καὶ διακόνων ἐπιχορηνεῖσθαι μετὰ φόβου Θεοῦ καὶ πάσης εὐλαβείας. Μεταλαμβάνειν δὲ καὶ αὐτὸν τῶν δεόντων (εἴ γε δέοιτο) εἰς τὰς ἀναγκαίας αὐτοῦ χρείας, καὶ τῶν ἐπιξενουμένων ἀδελφῶν, ὡς κατὰ μηδένα τρόπον αὐτοὺς ὑστερεῖσθαι· ὁ γὰρ νόμος τοῦ Θεοῦ διετάξατο, τοὺς τῷ θυσιαστηρίῳ προσεδρεύοντας ἐκ τοῦ θυσιαστηρίου τρέφεσθαι· ἐπεί περ οὐδὲ στρατιώτης ποτὲ ἰδίοις ὀψωνίοις ὅπλα κατὰ πολεμίων ἐπιφέρεται.

Толкования

Зонара. И это правило всю власть над церковным имением возлагает на епископа, а раздачу бедным повелевает производить через пресвитеров и диаконов, дабы епископ мог соблюсти себя вне всякого подозрения. Ибо должно доброе помышлять пред Богом и пред человеки, как говорит божественный Павел (2Кор.8:21). И самому епископу правило дозволяет пользоваться имуществом церкви, только на необходимые нужды; не на что-нибудь излишнее, не на предметы роскоши и изнеженности он может брать оттуда, но только на то, чем поддерживается жизнь, каковы, по слову великого Апостола, суть пища и одеяние, и сим довольствоваться (1Тим.6:8), дабы, таким образом, и сам мог питаться, и ни в чем не терпели недостатка призываемые у него странные братия. Итак, видишь, что епископу подобает быть и страннолюбивым, как заповедал Апостол в посланиях к Тимофею и к Титу. То же самое предписывает и 25-е правило собора Антиохийского и великий Кирилл в послании к Домну.

Аристен. Да обладает епископ церковным имуществом, как и душами, и да управляет как Богу угодно. Ясно.

Вальсамон. Настоящее правило изъяснено в толковании 38-го правила, в котором говорится о том же. Здесь же правило присовокупляет, что архиерей должен быть нищелюбив, и что раздаяние бедным должно совершаться через пресвитеров и диаконов его, если он хощет соблюсти себя выше всякого подозрения. Прочти 24-е правило Антиохийского собора и послание святого Кирилла к Домну.

Славянская кормчая. Повелевает же епископам обладать церковным имением. Аще бо честная человеческая души поручены суть им, больми паче имение поручити им подобает, яко да по сих власти все управляют, и убогим требования подают, руками честных пресвитер, и диакон, со страхом Божиим и благоговением. Подобает же и тому самому, аще требует взимати себе на нужную потребу, еже хощет и приходящую странную братию гостить и кормить, и ничтоже потребного не лишить их. Ибо и закон Божий повелевает служащим алтареви, от алтаря кормиться, понеже ни воинник не может о своем имении оружия нанести на противного (Втор.18, 1Кор.9:13).

Толкование. Аще и в области даются епископам церковные имения, но не о себе самому сия управляти, по сведением, и по совету пресвитер и диакон своих таковая строити повелевают Божественные правила. И яко нужная потребы токмо подобно есть себе взимати епископом от церковного имения.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать