Array ( [_ga] => GA1.2.1644423733.1713686712 [_gcl_au] => 1.1.1450063612.1713686711 [_gid] => GA1.2.1291697666.1714379278 [_ym_visorc] => b [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [otrid] => S:SvGSRdhB-KP7F652r736-6kUP-29wm1mKY9Y6YUpsmtKhu8IUo1KIFtfPRJKQBMCRb65erKGLdaDShEfZgTzrFLMq59kaDn-KDGq4WFncPtCP3c1xGWrf5QvRcdBNY2y3AFjo6jcamvSqCDgozljTWoZO4y2wtL2TFVAn9aayP8IxXtIk-Y-U7tBAaC1bdFnoUl_I9huvK0e-5d8jUFYPnBO1ArwmkQrdzs= [rmcookie] => S:gQd8yI9p7I6QvnDbjpBH29GC5DOdm9k2QhlBCJ-FkknwUsArL74u2pjpi8y27KDM-l8TXX_CZgr9R-rxVqSjsliorhtspcfBvzBxHBwRo6_bbCxzDaLpYkfO33dkIPNfoC6Jlkm5utAl5PtKCpx5n5aVdnwQiT80TELu9TM7AiUJZM8nKcHqi9vcehLUil5rkpihOnppAHmvhj-Fo74UoCaitajcjjR03OFINaIW_fahbx9yd2eJeRI25y0MoykAtlINZdxKphJt6h8BxJ-_SjPYFOc7SSEoxitI3TPev3JuJRZEAeWDXzNEdnMVpHMu1MaYXe-hfLWSX_z0kHivl0e7IKDs6GDpR50LQXJHDtkhzSpbzQ4Ea_ieAaK76ZjS4f-xz4evFpQkKIvhR64P9wKduxvH_5ubb_XIYPLLpdcZITouXgmQ4icScGbX5eT7BWrl_wY8bi8uEra0gVZOMtm0W-XiGbRMco3obcsxSOyyRJ4V9PpgVf2xu_z8SVbzu3XLrR2tjm9V2sOaTYEUVUlMG_HTfV8RIwXol26jqRUw1T4LYhQsHuWLDg-YSnWRnqGA1y8KbBqhCkmV_FM0REiqZCGTl9EWk55r9bv27qrqyVYy_U2k25KZssM9z-bMpy3gldAkvCYornuCdQiPL2kM0QgCy-c4Q6_5 [_ym_isad] => 2 [_ym_d] => 1713686712 [_ym_uid] => 1713686712857480994 )
16

Правило 17

18

О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.

Сочетавшийся двумя браками после крещения или взявший наложницу не может быть епископом, или пресвитером, или диаконом или вообще принадлежать к списку священного чина.

Ὁ δυσὶ γάμοις συμπλακείς μετὰ τὸ βάπτισμα, ἢ παλλακὴν κτησάμενος, οὐ δύναται εἶναι ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος, ἢ ὅλως τοῦ καταλόγου τοῦ ἱερατικοῦ.

Толкования

Зонара. Мы веруем, что божественная баня святаго крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещеному быть произведенным во священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства.

Аристен. Не священ всякий двоебрачный или содержащий наложницу. Ни один двоебрачный не принимается во священство, а тем паче содержащий наложницу.

Вальсамон. Кто по святом крещении вступил в два брака или впал в блуд, тому правило запрещает быть епископом, или совершать что-либо священническое, оставляя без внимания всякие грехи, соделанные до святого крещения, потому что оно есть начало обновления и дело одной благодати Святаго Духа. Читай еще 20 правило святого Василия. Но не знаю, каким образом многие чтецы, бывшие в двух браках, оставались на своих местах и архиерейскими указами возведены на высшия степени. Читай еще 137 новеллу Юстиниана, помещенную в 1 титуле 3-й книги Василик, в которой на ряду со многими другими церковными вопросами определяется, как должно поступать с двубрачными клириками. Читай также и 23 главу 1-го титула настоящего собрания и то, что там содержится.

Другое толкование. В настоящем толковании 17 правила мы написали, что не знаем, каким образом двоебрачные чтецы не извергаются, но еще возводятся и на высшия степени архиерейскими указами. А теперь обстоятельнее рассмотрев содержание законов и правил, мы пришли к заключению, что настоящее 17 правило и 18 рассуждают об архиереях, священниках, диаконах и иподиаконах, а не о чтецах. Ибо те, если вступят два раза в брак, прежде ли рукоположения, или после рукоположения, подлежат извержению, а чтецы, вступившие в два брака прежде поставления извергаются, а после поставления удостаиваются прощения, но не допускаются к восхождению на другую, высшую церковную степень. Ибо 137 новелла Юстиниана, или 31 и 32 глава 1 титула 3 книги Василик, говорит именно следующее: если пресвитер, или диакон, или иподиакон после рукоположения приведет себе супругу, должен быть изгнан из клира и со своим имуществом должен быть отдан сословию того города, в котором был клириком. А если чтец приведет вторую жену или первую, но вдову, или разведенную с мужем, или такую, с которою законами и священными правилами клирику запрещено вступать в брак, то уже не должен восходить на другую, церковную степень; если же каким-нибудь образом и был бы возведен на высшую степень, должен быть низведен с сей и возстановлен в прежней. Если хочешь относить это правило и к чтецам, то говори, что не может быть или сделаться чтецом, кто состоял в двух браках до постановления, но, по дознании о сем, извергается. Но после поставления вступившему во второй брак чтецу оказывается снисхождение, хотя он не может быть возведен на высшую степень. Необходимо сказать еще о том, что архиерейскими указами двубрачные чтецы определяются в должности доместиков и другия церковныя должности. Итак, мы говорим, что церковныя начальства и должности не в собственном смысле называются степенями. Ибо в собственном смысле степень есть степень священников, диаконов, иподиаконов и чтецов, а должности и начальства суть почести и средства к достаточному содержанию. Почему и бывший сызмала чтецом, если бы и два раза вступил в брак, безпрепятственно может быть по указу определен клириком, церковником, доместиком и собирателем народа, но не может быть диаконом, или иподиаконом. А дерзнувший на сие подлежит извержению.

Славянская кормчая. Не священ всяк двоеженец, или наложницу имея.
Всяк оженивыйся 2-е, во священический чин неприятен, больми же того паче, иже наложницу имать, в чин не приидет.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать