Ап. 2
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.
О недопустимости для клириков «мирских попечений».
О недопустимости для клириков праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия с иудеями.
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.
О недопустимости клирикам оставлять свою епархию.
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.
О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.
О запрещении клирикам быть поручителями.
О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный.
Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных.
Об отлучении запрещённых клириков, дерзнувших самовольно совершать богослужения.
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных в священный сан за деньги.
О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам.
О необходимости подвергать испытанию в вере клириков, переходящих из других епархий.
Об отлучении клириков, не принявших порученное им служение.
О непозволительности пресвитеру, или диакону без воли своего епископа совершать то, что поручено епископу.
О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов.
Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
О том, что клирик, требующий процентов за долг, если не перестанет, извергается.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу.
Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
Об извержении клириков, совмещающих священническое и воинское служение.
То же о диаконах.
О возможности диаконам жениться после вступления в сан. Это Правило есть местное изъятие из 26 правила Апостольского. Шестой Вселенский Собор, 6‑м правилом подтвердил держаться Апостольского правила.
О том, что хорепископ недолжен рукополагать без дозволения епископа.
О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
О возможности пребывания в свящ. сане и рукоположения скопцов.
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.
О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.
О нарушениях диаконами богослужебной дисциплины и их положении в иерархии.
О запрете диаконского служения, «согрешивших телом».
Ссылка на Книгу деяний апостольских о 7‑ми диаконах в одном городе, даже крупном.
Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).
О недействительности т.н. «абсолютных» рукоположений (без принадлежности к храму).
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.
Об извержении диакона или пресвитера, презирающего епископа, и отступающего от него.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение.
О подчинении епископов митрополитам.
О полномочиях хорепископов (сельских епископов).
О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.
О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.
О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.
О порядке аппеляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.
Постановления 11 и 12 правил настоящего собора относительно отсутствующих из своих областей епископов применяются этим правилом к пресвитерам и диаконам.
О брачном состоянии ставленников в клир.
О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.
О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.
О должностной субординации между клириками разных степеней.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
Осуждается обязательность целибата для диаконов и пресвитеров.
Об установлении канонического возраста посвящения в пресвитеры – 30 лет, диаконы – 25 лет, диакониссы – не ранее 40 лет.
В отвержении обычая иметь в епископии не более 7 диаконов.
О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил
О запрете клирикам требовать денежную или иную оплату за причащение.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
Об извержении из священного сана (но не общения) диакона, уличенного в блудодеянии.
О запрете двоеженцам быть священнослужителями.
О епитимии диаконам и пресвитерам «осквернившимися устами».
О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.
Об условиях поставления епископов и требованиях к ним.
О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.
О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.
О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
О запрете священно- и церковнослужителям входить в корчемницу.
О запрете диаконам исполнять во время богослужения священнические обязанности и воспрещении им раздавать народу Святое причастие.
О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.
О недействительности поставлений в степени клира под давлением светской власти.
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
О необходимости для клириков непорочной жизни.
О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.
О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.
О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.
О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.
О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.
О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.
О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.
О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.
О том, что никто не может поставлять диакона ранее 25 лет.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.
О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии.
О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян.
Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.
О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.
Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.
Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
О процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.
Об извержении низших клириков, вступающих в мирские начальственные должности.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.
О симонии.