Array ( [_ga] => GA1.2.305445025.1699294357 [_ym_uid] => 1699294357390055016 [_ym_d] => 1699294357 [av_csrf] => Bbm7EarCPvIDV5ju [__gsas] => ID=0d987114e230ee7f:T=1706314558:RT=1706314558:S=ALNI_MaF6cVTxNY_FiX_YCAY3JUYSSa7DQ [av_from_search] => yandex [_gcl_au] => 1.1.692625217.1708038285 [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_langs] => r [rmcookie] => S:dkMyOIa8jdGkj8JsEcCUK9kiNWMAcx2p1TjIu-L5AsSAL2-UXgwO9GEUE5qk_MgdZrCWxpp1W_ZyUTeWzJENj2cgeh9qb4Y0o4P0H84LuBNjnZ0LIJik4ELO7OhBQMbKmFDtibPqtZr_lvc6nCO02zbfaVoWuHJ8F9TWUveJcjPV3YPypwHQ51DdrPVoLynUvkqbHYzW_qj8bDb0FO44_JoAHtAb33rmnsP7i757ar2Q2FYPuN3A1Ia1ljEin3kEWa-PC0mu_aUvlGc6vQGxccftdM2ATRKTGF4N0_8jNezK1OymlcJNBs5T4oNU6cdK63DIn1W4WuqAZumrR9mYhCSl60lMKo-WrmrmAe01_m1UFw0ULzc7W4-26qGujfq4l0peojNHO_oM7jHi__KVIxHfzI-AUILo4IwaQ1IM2PYV7n8h-6aIVH4AyxbVP6aKfPLoLII7kfnUX_qCrWa5AzsimXKXfmtTX4-6vhJDH2mxl7_xspyhkj8V03phPgjlxXcK-PK8qeP0s4wJ9PdkxHM6w_KnFxyK-LEEOOa6uQ8qtoo-uxE1vHk1PTdTb5bvmTX1GxP_awlfhonMBbMjoSK-mE5B_9pjMr8-NG4yGXnOyk2Vv0qco3oHzunb8gRfyimMKxcxvhGelf91vWCT-HqbsO9WrY2r10v5WObUBZFM6OOGhcfu23YIKCU= [otrid] => S:mDjzBhsY1TvxfFoazpDvQtKx9OnDIMVQxTYRuSWSHcE_cgaoBIxe_1jecINXR2sTFedhzQx0l2zGNBtMhFZWuJBVzWpLjUV7Y2wj3lLPcjUJww81vgHFHGIGr2KDLMV9r_9IdA9vz0kNWVXQnlW-q22Bje-ugupkfB3s7uqFw21G8PvOEoLTG8jKrueGllaXaqP8zV5sYXZnwHIQQFqrLIaC5uD2v1sMCdQ= [_gid] => GA1.2.1578206971.1714154652 [_ym_isad] => 2 )
50

Правило 51

52

Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из находящихся в списке священного чина отказывается от брака, мяса и вина не ради подвига воздержания, но из-за того, что гнушается всем этим, забыв, что всё весьма хорошо и что мужчину и женщину сотворил Бог человека, и клевещет на творение Божие, хулит его, таковой пусть или исправится, или будет извержен и отлучен от Церкви. Подобным образом и мирянин.

Εἴ τις ἐπίσκοπος ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος, ἢ ὅλως τοῦ καταλόγου τοῦ ἱερατικοῦ, γάμου, καὶ κρεῶν, καὶ οἴνου, οὐ δι᾿ ἄσκησιν, ἀλλὰ διὰ βδελυρίαν ἀπέχηται, ἐπιλαθόμενος ὅτι πάντα καλὰ λίαν, καὶ ὅτι ἄρσεν καὶ θῆλυ ἐποίησεν ὁ θεὸς τὸν ἄνθρωπον, ἀλλὰ βλασφημῶν διαβάλλῃ τὴν δημιουργίαν, ἢ διορθούσθω, ἢ καθαιρείσθω, καὶ τῆς ἐκκλησίας ἀποβαλλέσθω. Ὡσαύτως καὶ λαϊκός.

Толкования

Зонара. Ради воздержания не вступать в брак, удаляться от вкушения мяса и пития вина не запрещается. Но гнушаться сим и удаляться от него, как вредного для души, небезукоризненно. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла; но вредно злоупотребление. Если бы жена, вино и прочее были причиной зла, то не были бы созданы Богом. Таким образом, клевещущий на творения Божьи хулит Его зиждительную силу. Посему таковый имеет нужду в исправлении; если же не исправляется, будет извержен и отлучен от церкви. Ибо не только достоин извержения, но и не должен быть принимаем в церковь как еретик.

Аристен. Всякий клирик, гнушающийся вином, мясом и браком не ради подвига, если не исправится, должен быть изгнан из церкви, то есть: таковый извергается и из церкви изгоняется.

Вальсамон. Законного брака церковь не отвергает; ибо для сего и Бог создал мужчину и женщину. Не гнушается церковь и теми, которые едят мясо и употребляют вино, если все делают благовременно и так, как предает священное учение. Ибо, говорит, ничто из созданного Богом не есть зло; но все добро во время свое. Но опять и воздерживающихся от сего ради подвига воздержания не наказывает. Посему надлежит обращать внимание: по каким побуждениям кто воздерживается от сего. И если воздерживается, почитая нечистым, как безбожнейшие богомилы, – и из-за того, что брак, мясо и вино бывают причиною зла для тех, которые худо пользуются ими; то должен быть извержен, когда и после увещания не исправляется; и даже более – должен быть отлучен всенародно от церкви, как хулящий Божии создания. Если же воздерживается ради подвига и по благочестию, не должен быть осуждаем. Посему и многие монахи, ради воздержания довольное время не вкушавшие сыра, ни яиц, ни вина, в некоторые времена вкушали их и, таким образом, уничтожали всякое подозрение и соблазн, как, например блаженный пустынножитель, прозванный железным, и бывший епископом Елеи монах Феодул, на соборе, для устранения соблазнов и пустословия некоторых злых людей; вкусил сыру и яйца.

Славянская кормчая. Пресвитер или диакон гнушайся мяс, или брак хулит, отриновен от церкви. Всяк причетник и мирский человек вина, или мяс, или брака гнушайся, аще токмо не воздержания ради, аще не исправится, отвержен.

Толкование. Епископ, или пресвитер, или диакон, или всяк священнического чина, вина, или мяс, или брака гнушайся, не воздержания ради, но ненавистью мерзка творя я и на вред души, забыв писания глаголющего, яко вся добра зело (Быт.2). Ничтоже бо от сотворенных Богом зло; и паки, яко мужа и жену сотворил, есть Бог человека. Но аще хуля оклеветает тварь Божию, да исправится, укоряя и похуляя себе. Аще ли же ни, да извержен, будет, и до конца отриновен от церкве: такоже и мирский человек.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать