Array ( [_ga] => GA1.2.1644423733.1713686712 [_gcl_au] => 1.1.1450063612.1713686711 [_gid] => GA1.2.1291697666.1714379278 [_ym_visorc] => b [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [otrid] => S:SvGSRdhB-KP7F652r736-6kUP-29wm1mKY9Y6YUpsmtKhu8IUo1KIFtfPRJKQBMCRb65erKGLdaDShEfZgTzrFLMq59kaDn-KDGq4WFncPtCP3c1xGWrf5QvRcdBNY2y3AFjo6jcamvSqCDgozljTWoZO4y2wtL2TFVAn9aayP8IxXtIk-Y-U7tBAaC1bdFnoUl_I9huvK0e-5d8jUFYPnBO1ArwmkQrdzs= [rmcookie] => S:gQd8yI9p7I6QvnDbjpBH29GC5DOdm9k2QhlBCJ-FkknwUsArL74u2pjpi8y27KDM-l8TXX_CZgr9R-rxVqSjsliorhtspcfBvzBxHBwRo6_bbCxzDaLpYkfO33dkIPNfoC6Jlkm5utAl5PtKCpx5n5aVdnwQiT80TELu9TM7AiUJZM8nKcHqi9vcehLUil5rkpihOnppAHmvhj-Fo74UoCaitajcjjR03OFINaIW_fahbx9yd2eJeRI25y0MoykAtlINZdxKphJt6h8BxJ-_SjPYFOc7SSEoxitI3TPev3JuJRZEAeWDXzNEdnMVpHMu1MaYXe-hfLWSX_z0kHivl0e7IKDs6GDpR50LQXJHDtkhzSpbzQ4Ea_ieAaK76ZjS4f-xz4evFpQkKIvhR64P9wKduxvH_5ubb_XIYPLLpdcZITouXgmQ4icScGbX5eT7BWrl_wY8bi8uEra0gVZOMtm0W-XiGbRMco3obcsxSOyyRJ4V9PpgVf2xu_z8SVbzu3XLrR2tjm9V2sOaTYEUVUlMG_HTfV8RIwXol26jqRUw1T4LYhQsHuWLDg-YSnWRnqGA1y8KbBqhCkmV_FM0REiqZCGTl9EWk55r9bv27qrqyVYy_U2k25KZssM9z-bMpy3gldAkvCYornuCdQiPL2kM0QgCy-c4Q6_5 [_ym_isad] => 2 [_ym_d] => 1713686712 [_ym_uid] => 1713686712857480994 )
36

Правило 37

38

О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября.

Дважды в год да бывает Собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия и разрешают случающиеся церковные споры: первый раз в четвертую неделю Пятидесятницы, а второй – в двенадцатый день месяца иперверетея.

Δεύτερον τοῦ ἔτους σύνοδος γινέσθω τῶν ἐπισκόπων, καὶ ἀνακρινέτωσαν ἀλλήλως τὰ δόγματα τῆς εὐσεβείας, καὶ τὰς ἐμπιπτούσας ἐκκλησιαστικάς ἀντιλογίας διαλυέτωσαν· ἅπαξ μέν, τῇ τετάρτῃ ἑβδομάδι τῆς Πεντηκοστῆς· δεύτερον δέ, Ὑπερβερεταίου δωδεκάτῃ.

Толкования

Зонара. Для разрешения случающихся сомнений о догматах и по другим церковным делам, а также и ради подвергаемых от епископов отлучениям, если жалуются на отлучивших, священные Апостолы судили за необходимое, чтобы епископы каждой епархии дважды в год собирались в одном месте, сообщали друг другу бывающие сомнения и разрешали их. Временем этих двукратных ежегодных соборов настоящее правило и 20-е правило Антиохийского собора определяют четвертую седмицу по Пасхе и осеннюю пору, то есть октябрь, ибо это и есть Иперверетей. А пятое правило первого Никейского собора предписывает, чтобы один собор был пред четыредесятницею, а остальной около осеннего времени. Можно бы подумать, что четыредесятница при переписывании правил по забвению написана вместо пятидесятницы. Но так думать никому не позволяет причина, которую приводит правило Никейского собора, когда говорит: «един пред четыредесятницею, да по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносится Богу». Итак, время различно определяют приведенные правила; но двум поместным собраниям каждый год быть определяют согласно. А 6-й Вселенский собор и Никейский 2-й, по причине затруднительности и издержек путешествия, предписывают однажды в год собираться епископам. В настоящее время сии соборы совсем не собираются.

Аристен. Дважды каждый год епископы должны сходиться для рассуждения о делах и догматах: в первый раз – в четвертую седмицу пятидесятницы, а во второй – в двенадцатый день Иперверетея. Настоящее правило подверглось ограничению, ибо 8-е правило 6-го собора и 6-е Никейского 2-го предписывают быть соборам епископов в каждой епархии однажды в год между Пасхою и месяцем октябрем.

Вальсамон. Для церковных вопросов, какие могут встретиться в разных странах, признано необходимым, чтобы епископы каждого предела собирались у своего первенствующего епископа, причем разрешали бы сомнения. И настоящее правило, и 20-е Антиохийского собора, и 5-е Никейского – говорят, что дважды в году должны быть эти соборы епископов. А 6-й собор и Никейский 2-й положили, чтобы однажды в год собирались епископы. Точно также 20-я и 21-я главы 1-го титула книги Василик, которая заимствована из Юстиниановой новеллы, предписывают однажды в год быть соборам. Иперверетей есть октябрь месяц. Ищи еще настоящего собрания титул 8-й, главу 8-ю.

Славянская кормчая. Дващи в лете епископы да собираются церковных ради вещей и Божественных повелений. Первое убо в четвертую неделю по пасце. Второе же перворетия (октября) во второй надесять день.

Толкование. Единою в лете собираться епископом. Сие убо правило преславных Апостол повелевает дващи в лете собору быти; но обаче се оставлено бысть. Ибо 8-е правило 6-го собора иже в Трулле Полатном. И 6-е иже в Никии 2-го собора, единою в лете повелевают в коейждо области от всех епископ собору быти, о церковных вещах, и о божественных повелений стязании, и о разрешении недоуменных и неразумных вин, и аще который епископ некия, или епитимиями тяжкими, сиречь запрещении, или отлучением связал, да и о таковых вещах рассудят вси епископы. Время же едино собору уставиша, между пасхой, и между месяцем октябрем. Перворетий бо, по еллински, и римски, октябрь сказается.

Книга правил. После по особым причинам назначаемы были другие времена для соборов. Смотри 1-й Вселенский собор правило 5-е, и 6-й Вселенский собор правило 8-е.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Ап.34; I Вс.5; IIВс.2; IVВс.19; Трул.8; VIIВс.6; Антиох.20; Лаод.40; Карф.18, 73

Комментировать