Array ( [ptrck] => ecd85323e37bd0c2c1d3ff13e833bbf6eb7888afe920a4a27798fa8689b100f3 [_gcl_au] => 1.1.855693076.1708106452 [_ym_uid] => 1660190408146274931 [_ym_d] => 1708106453 [rmcookie] => S:6buXJ2kwzwj3VzP0yT_9fOXRNUP-W-7Hg7UyR4amaP_gFxvd6vSVmPFmLOwszqu3QuN2WRKpGoov5J2HoudXeCynYV6YLgKcDsZ89MKqod36UORxg4P7-TbqSokrimFpS-mKyKs0Ohl9bbPORLiuVYFH9uULB3jsLJ0VMHAN1fmZjuO4RzMBuoWa0n7iOww8jpyX0C42XqIYesp2sPglW6tfr3GAI1pnNRGz5hI4dTGlVsj0dGrhAdy6eJsozslU8EnP3ERM_KPH4HDy__N9Q1EIxqzAWvtkPwYO4iWoiXrlEgwc3dDUz2D4gi0PxP775-kNcvkZ7nkm9wOi3T5Vqc-YFrcA2_HF9yyirALHkAM2nhDZlq82s2wymWAqUsP9v5lxfQQjKEKI-5MSYjYb-j2yin9sLSKYqQdMMP34Wkw-FBjgFTUnCcCxUMaJmzBrXl9hkQZpZ_DZOkQa8HwgtgMCyBoS5B-KqNq3yws9M_KMu0O6LWp0aylDQis59UN-xn5X3jyzM3dWeXL6jNDd89_fBeM2E3Ow3rCpoaRRijhIDjH56yx21jyaHNxvf_MCIutA1Bwhle-mzshKmrAffBGF3TLJSZFR3KRKTKKA7EB0hRGrfPFEygk7Te-3EUErfuQCZaBnntJ6XJJ43JIUuhNrFUqCrXw0CXADViqwmeArrvCfc_w= [otrid] => S:CDpWYnI6_RiWRDXxKaiOmIXJQYthnELYwLWRfzJjlSi-9I4yi95qV4Em50etrrhOu5nyk-f5bavFQy1lOqhJowxLa8xsD9YVDd2ZGrRntKG6Jr7XU1fMJpgBBnYJQQxUdGSRpN_4rdMRGLBuc-acka9gMh_ySqpI6E7Hs-N_8LxDNk3zRnDXdTDUqd69hLF-0UueRayY2McEmDeMHqVhqgbD_TnYPVmUHnU= [_ym_isad] => 1 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
68

Правило 69

70

О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен.

Εἴ τις ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος, ἢ ὑποδιάκονος, ἢ ἀναγνώστης, ἢ ψάλτης, τὴν ἁγίαν Τεσσαρακοστὴν τοῦ Πάσχα οὐ νηστεύει, ἢ τετράδα, ἢ παρασκευήν, καθαιρείσθω, ἐκτὸς εἰ μὴ δι᾿ ἀσθένειαν σωματικὴν ἐμποδίζοιτο· εἰ δὲ λαϊκὸς εἴη, ἀφοριζέσθω.

Толкования

Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою, и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою.

Аристен. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно.

Вальсамон. 40-дневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом – и святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи сие болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты. А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как – то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая.

Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40 дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится (Никон. 57).

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать