Array ( [_gcl_au] => 1.1.327200289.1710181518 [_ga] => GA1.2.43324939.1710181518 [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [_ym_uid] => 1665727351668917754 [_ym_d] => 1714102907 [rmcookie] => S:ih7itZF2C2Uk8FhRpf_vNh-EWpS0Vb_Yff7d2pFsKqGYeMx0uOzmqYgyc7FUWRlM4aHhvvTqJ18hEEBXqczXr8RzJEyim4ZZg59sT1q8KeXTfEnMsPcgvoK3JaJNdB3qHqmgG9NuiyJwLTt7yK4-7cVW514xcS62SnSsDsbdWCsvnkTQP1w2XPwHjX-ww_5g-w3fNOycK1MQqRrl2S4u_41MnBhB74dSqE-Y-jVAIrhizaHON-V_wXoj_RA7VXKLmYH2vYfVoLdjg6Rsw3vP0XyZ0IAWqnrXawz96ONSYerGM1-zqxyYcb9c8_U_lM06GHmj2DWqWblrYUHDqCqQzb3GqgqzcPsuN0UwXdI7i8TOno13TvQO_wDJlipR3tpR07cEc3fdpnEgPCb4QOCj6bxerMPxq9Xzg552CP7IoPG5c8mHKbQexq7zUWi4G6eqmxl2o1UbKN-CJ8sjOZNsb4oBjyq_n-jlRrERNIQzMXkbLvoap5dkpNy_cjWWEU6Uas21xmOtcA0nrbz6dWL2TafhCjsLESjpL2ekYDzgrDyw41Mk1CYFKx9znAvxBs5x6BlHS6Xi2ZYxR9WINmykLuJi7i54LlYfqc6ILN0fl_XZRvLvs00tMqUUnwmFNfCXoLQIYfv-u8dU7s9jh9LTywtd8q-zVUqdwYM_B49KNDCp2ySSHaQ0 [otrid] => S:fTJx35byIE0J7dkRN4Rl2YGbloNR17cTFDktd68qOEj5nwwgTC7edFrVMg1DWbNqEhBgG1Wo-EUwgVjcLZRVwKsp3lA0WDMv6nbM4-0b4sZidxVczJRH8hRgDQ6ndAMVEDSyGERVhmrEMcWytdvgBYh5XKDfGnSh3_BI0RfPPjRpUowMm8P1c5Nbn9dVe-uzn7QqvUH4EOaTUzL9WMDLhyPWimqFRIOEueM= [_gid] => GA1.2.390806525.1714322309 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [dGLKEgWsYFcJU_] => ncv*uJ3ZXxUm[7 [jNEZdyA] => Ej46t89SYTrMFof [KHlodqeDAVXI] => J2U0IaRDw [cmZELHWpGVhlxtu] => rAjqBIy [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
28

Правило 29

30

О необходимости клирикам хранения литургического поста и в Великий Четверг.

Правило отцов Карфагенского собора повелевает, чтобы таинство алтаря совершалось не иначе как теми, кто ничего не вкушал, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня вечеря. Вероятно, божественные отцы воспользовались такой икономией в то время по некоторым полезным для Церкви причинам местного характера. Поэтому, когда ничто не побуждает нас оставить акривию, мы, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, что не должно в Четыредесятницу, в четверг последней недели, разрешать пост и бесчестить всю Четыредесятницу.

Ὁ τῶν ἐν Καρθαγένῃ διαγορεύει κανών, ὥστε, ἅγια θυσιαστηρίου, εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι, ἐξῃρημένης μιᾶς ἐτησίας ἡμέρας, ἐν ᾗ τὸ Κυριακὸν δεῖπνον ἐπιτελεῖται, ἴσως τηνικαῦτα, διά τινας κατὰ τοὺς τόπους προφάσεις τῇ ἐκκλησίᾳ λυσιτελεῖς, τῶν θείων ἐκείνων Πατέρων τοιαύτῃ χρησαμένων οἰκονομίᾳ. Μηδενὸς οὖν ἡμᾶς ἐνάγοντος καταλιπεῖν τὴν ἀκρίβειαν, ὁρίζομεν, ἀποστολικαῖς καὶ πατρικαῖς ἑπόμενοι παραδόσεσι, μὴ δεῖν ἐν Τεσσαρακοστῇ τῇ ὑστέρᾳ ἑβδομάδι τὴν πέμπτην λύει, καὶ ὅλην τὴν Τεσσαρακοστὴν ἀτιμάζειν.

Толкования

Зонара. Отцы Карфагенского собора постановили, чтобы совершающие таинства алтаря, то есть священнодействующие во весь остальной год, пред совершением пребывали в посте кроме великого четвертка; ибо в этот день совершается вечеря Господня. А отцы сего 6-го собора определили этим правилом, что прикасающиеся к таинствам и совершающие оные и в этот день должны пребывать в посте, говоря, что оные божественные отцы сделали тогда такое распоряжение, может быть, по каким-нибудь причинам полезным для церкви в тех местах; а ныне, когда не настоит никакой необходимости, не должно пренебрегать строгостью и апостольскими и отеческими преданиями, и разрешать пост в четверток на последней седмице четыредесятницы и тем всю четыредесятницу бесчествовать и делать бесполезною. Апостольскими же и отеческими преданиями эти божественные отцы назвали 69-е правило святых Апостолов и 50-е правило Лаодикийского собора; ибо первое тех, кто не постится в святую четыредесятницу пред Пасхою, кроме препятствия от немощи телесной, извергает, если они посвященные, а мирян отлучает; а Лаодикийское правило говорит, что в четверток последния седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост и всю четыредесятницу бесчествовати, но во всю должно поститься с сухоядением. Карфагенские отцы потому, говорят, постановили, чтобы священнодействие в великий четверток совершалось не не ядшими, что, как полагают, Господь в этот день прежде совершил со своими учениками законную Пасху, потом преподал свою таинственную, и что Апостолы в то время, как вкушали таинственную Пасху, не были не ядшими, как вкусившие законной Пасхи, прежде сея; итак, по сему образу и Карфагенские отцы определили совершать таинства в великий четверток.

Аристен. Некоторые из отцев в день божественныя вечери совершали приношение после вечери. Итак, сему собору было угодно, чтобы сего не было: чтобы в четыредесятницу в четверток последния седмицы не оставлять поста, и тем не бесчествовать всю четыредесятницу.
Хотя Карфагенский собор в 41-м (48) правиле определил, чтобы святое таинство было совершаемо людьми не ядшими, кроме одного дня в году, в который совершается вечеря Господня; но настоящее правило, соблюдая строгость, не исключает и сего дня; а повелевает и в этот день, то есть в великий четверток, совершать бескровную жертву священникам также еще не ядшим, дабы нам нарушением одного дня не бесчествовать всей четыредесятницы.

Вальсамон. Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную жертву уже после того, как совершил со своими учениками законную Пасху и вкусил от нея, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся святыне, были не ядшими в остальное время, но в великий четверток священнодействовали после вкушения пищи. А отцы 6-го собора определили, чтобы сего не было, говоря, что тогда может быть по некоторой благословной и полезной для тех церквей причине, благорассмотрительно определено быть сему так; а ныне, поскольку нет никакой настоятельной необходимости, не должно преступать апостольских и отеческих преданий, – каковы суть 69-е правило святых Апостолов, 50-е Лаодикийского собора и другия.

Славянская кормчая. Неции от отец в день божественныя вечери, по вечери приношаху бескровную жертву: изволися убо собору сему невозможно бывати, ни в великий пост последния недели четвертка разрешати, и всего поста бесчествовати.

Толкование. Карфагенский убо собор повеле в 41-м правиле, от неядящих человек совершатися божественней службе, разве единого дня в лете, в онь же господская вечеря сотворяется. В великий бо четверток по вечери творяху святую службу; се же правило хранити повелевает твердо, ни того дне не оставляет, но повелевает и в той день, рекше в великий четверток, святителем не ядшим бесскверную службу совершати: и людем такожде не ядшим тоя причащатися, да не преступления ради единого дне, весь пост бесчествуем.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать