Array ( )
92

Правило 93

94

О том, что безвестное отсутствие мужа не даёт право жене на вступление в новый брак.

Та, которая, после того как ее муж ушел и пропал без вести, сожительствует с другим до получения известия о смерти мужа, прелюбодействует. Таким же образом и жены воинов, которые вышли замуж, потому что неизвестно, где их мужья, подлежат тому же определению, как и те, которые не дождались возвращения отсутствующего мужа. Впрочем, здесь этот поступок имеет некоторое извинение, потому что предположение о смерти мужа можно сделать скорее. А та, которая по неведению вышла замуж за покинутого на время своей женой, а потом была им оставлена, потому что к нему вернулась прежняя жена, совершила блуд, но по неведению, поэтому брак ей да не возбраняется, но лучше, если она останется так. Если же воин, жена которого из-за его долгого отсутствия сочеталась с другим мужчиной, спустя некоторое время вернется, таковой, если желает, пусть возьмет свою жену обратно, причем ей и мужчине, введшему ее в свой дом во втором браке, дается прощение ради неведения.

Ἡ ἀναχωρήσαντος τοῦ ἀνδρός, καὶ ἀφανοῦς ὄντος, πρὸ τοῦ πεισθῆναι περὶ τοῦ θανάτου αὐτοῦ, ἑτέρῳ συνοικοῦσα, μοιχᾶται. Ὡσαύτως καὶ στρατιώτιδες, αἱ, τῶν ἀνδρῶν ἀφανῶν ὄντων, γαμηθεῖσαι, τῷ αὐτῷ ὑπόκεινται λόγῳ· ὥσπερ καὶ αἱ διὰ τὴν ἀποδημίαν τοῦ ἀνδρὸς μὴ ἀναμείνασαι τὴν ἐπάνοδον. Πλὴν ἔχει τινὰ συγγνώμην τὸ πρᾶγμα ἐνταῦθα, διὰ τὸ μᾶλλον πρὸς θάνατον εἶναι τὴν ὑπόνοιαν. Ἡ δὲ τῷ καταλειφθέντι πρὸς καιρὸν παρὰ τῆς γυναικός, κατ᾿ ἄγνοιαν γημαμένη, εἶτα ἀφεθεῖσα, διὰ τὸ ἐπανελθεῖν πρὸς αὐτὸν τὴν προτέραν, ἐπόρνευσε μέν, ἐν ἀγνοίᾳ δέ· γάμου οὖν οὐκ εἰρχθήσεται· κάλλιον δέ, ἐὰν μείνῃ οὕτως. Εἰ δέ γε ὁ στρατιώτης ἐπανέλθοι χρόνῳ ποτέ, οὗ ἡ γυνὴ διὰ τὴν ἐπὶ πολὺ ἐκείνου ἀπόλειψιν ἑτέρῳ συνήφθη ἀνδρί, οὗτος, εἰ προαιρεῖται, τὴν οἰκείαν αὖθις ἀπολαβέτω γυναῖκα, συγγνώμης αὐτῇ ἐπὶ τῇ ἀγνοίᾳ διδομένης, καὶ τῷ ταύτην εἰσοικισαμένῳ κατὰ δεύτερον γάμον ἀνδρί.

Толкования

Зонара. Если жена, по причине отлучки мужа ея и, может быть, продолжительного его невозвращения, прежде удостоверения, что он действительно умер, будет сожительствовать с другим, то она совершает прелюбодеяние. И жены воинов, если вступят в брак с другими, когда мужья их находятся в безвестности, суть прелюбодейцы. Впрочем, в отношении к ним правило оказывает более снисхождения, так как более вероятности, что воины, находящиеся на войне, умерли. Об этом и Василий Великий постановляет то же самое в 31-м правиле и в 36-м, или лучше собор эти правила его помыслил в своем правиле теми же самыми словами. А гражданский закон относительно жен воинов предписывает большую строгость, чтобы оне не вступали в супружество с другими, если узнают о смерти своих мужей, без соблюдения тех предосторожностей, которые заключаются в 17-й новелле, помещенной в 28-й книге Василик, в 7-м титуле, в 7-й главе. Если же какая женщина, говорит это правило, будет сожительствовать с мужем, оставленным на время своею женою, не зная этого дела, потом с возвращением прежней его жены, будет отпущена, быв с ним, может быть, уже во 2-м браке, таковая должна быть судима как блудодействовавшая, а не как прелюбодейца; и, если хочет вступить в брак с другим законным мужем, сего не должно возбранять ей. И это есть 46-е правило Василия Великого, почему и изъяснено там пространнее. А если жена воина в предположении, что муж ея умер, возьмет другого, и потом возвратится этот воин, то, если хочет, может взять свою жену, которой дается прощение ради неведения, так что она не подвергается епитимии; по той же причине не должен быть подвергнут епитимии и тот, кто сочетался с ней законным образом.

Аристен. Жена, при безвестной отлучке ея мужа, прежде убеждения в его смерти поемлющая другого, прелюбодействует; но муж по возвращении может взять ее, если пожелает.
С настоящим правилом согласуется и 117-я Юстинианова новелла, помещенная в 7-м титуле 28-й книги Василик. Ибо и она повелевает, что, если жена имеет мужем воина, отправившегося в поход, и потом получит сведение, что он скончался, не иначе может вступить в другой брак, как когда получит удостоверение от начальников того полка, в котором служил ея муж, которые пред святыми евангелиями и при официальном письменном удостоверении дадут показание, что действительно муж ея умер; и когда получит такое удостоверение, – и после этого извещения должна дожидаться в течение 1 года. А если вступит в другой брак без этой предосторожности; то и она, и тот, кто возьмет ее, наказываются как прелюбодеи. А если и по соблюдении сей предосторожности окажется, что те, которые с клятвою удостоверили ее, дали ложное показание; то, по предписанию новеллы, таковые исключаются из военной службы и уплачивают пеню в 10 литр золота тому, о кончине которого сделали ложное показание; а ему новелла не возбраняет взять опять свою супругу, если пожелает.

Вальсамон. Некоторые жены, когда мужья их удалялись от сожития с ними, или отлучились по какой-нибудь военной надобности, и оставались в безвестности, поскольку не давали ничего знать о себе ни им, ни другому кому-нибудь, не имея достоверных сведений об их смерти, вступали в брак с другими. Итак, правило говорит, что по возвращении мужей оне наказываются как прелюбодейцы, потому что не дождались, пока узнают что-либо окончательное о смерти их; ибо продолжительная отлучка их мужей и неизвестность о смерти их не может быть для жен благословным предлогом (к браку). А та, которая по неведению вступила в законный, может быть, брак с оставленным на время своею супругою, потом опять от него удалилась, потому что сожительница его опять пожелала жить вместе со своим мужем, грешила не прелюбодеянием, а блудодействовала, ибо неведение служит для нея благословным предлогом, почему и не должно быть возбранено ей сочетаться законным образом с другим. Ищи еще 46-е правило святого Василия. Впрочем, в виде совета отцы предлагают этой женщине не сопрягаться с другим, но пребыть в воздержании и очищать свой грех покаянием. И возвратившемуся воину отцы дозволили вызвать к себе, если хочет, свою жену, вышедшую за другого, которая должна быть удостоена прощения, как потерявшая надежду на возвращение своего мужа; точно также, конечно, должен получить прощение и тот, кто вступил с нею во 2-й брак. Если это так; то иной может спросить: почему выше правило говорит, что жены как отлучившегося, так и воина, прелюбодействуют, если вступят в брак с другими прежде окончательного удостоверения о смерти мужей их; а в конце определяет давать прощение жене воина и тому, кто сочетался с нею 2-м браком? Решение. Большое различие между женой воина и другою. Ибо первая, как только воин отправился на войну, имеет мысль о смерти его, как и настоящее правило, сказавши о войне, говорит буквально следующее: «но здесь можно имети некое снисхождение к такому поступку», то есть жена воина удостаивается снисхождения по причине большего вероятия о смерти мужа, что именно узаконяют и 31 и 36 правила святого Василия. А другая не может предполагать ничего такого; ибо с того самого дня, как муж удалился из ея дома, она знала о безвестной его отлучке, и потому не удостаивается снисхождения. Сверх этого иной может спросить: поскольку брак даже свободною женщиною заключенный с тем, кто оставлен собственною супругою, недействителен, то какое осталось основание к тому, чтобы она не вступала в брак с другим мужем, когда притом она не знала о первом браке оставленного мужа? Решение. Некоторые говорили, что хотя этою женщиною, по причине ея неведения, и не было учинено прелюбодеяния, но она допустила блуд, и как блудодействовавшая, должна подвергнуться епитимии по правилам о блудодеянии и поэтому не должна и вступать в супружество с мужем, как находящаяся вне церковной ограды. Отцы, разрешая и это, сказали: что хотя блудодеяние было, но поскольку эта женщина не блудным образом, а законно была сопряжена с оставленным; то она не должна подвергнуться епитимиям блудодействующих, но должна быть удостоена церковного общения и ей не должно воспрещать вступать в супружество с другим. А чтобы не показалось, будто поощряют женщин к нескромности, они сказали, что лучше им вести жизнь в безмолвии; ибо хотя оне согрешили по неведению, но по отношению к ним этот недействительный брак считается 1-м и оне не должны вступать во 2-й брак, если не хотят подпасть епитимиям двоебрачных. – Еще кто-нибудь спросит: получит ли снисхождение и тот, кто по неведению взял жену воина? Решение. И весьма; ибо если неведение приносит пользу жене, то гораздо более оно должно сохранить свободным от осуждения мужа ее взявшего, так как он и не обязан был знать. – Что же? Когда воин пожелает взять назад свою супругу, в этом случае будет исполнено определенное в правиле, а когда откажется – не будет, и жена останется в сожительстве с другим мужем? Решение. По возвращении воина вторый брак немедленно расторгается и, если воин хочет взять ее, имеет право это сделать, а если не хочет; то и она не должна жить с другим мужем. Еще более: если будет продолжать жить с этим, то не удостоится снисхождения, но должна быть наказана, как прелюбодейца. Ибо, по словам отцев, тем дается прощение, которые с готовностью оставили 2-е супружество и сознаются в грехе неведения, а никак не тем, которые противятся и предпочитают прелюбодеяние. Так говорит правило. А гражданский закон, то есть 3-я глава 7-го титула 28-й книги (Василик), которая есть 117-я Юстинианова новелла, говорит, что жены находящихся в полках воинов, зачисленных в военную службу и прочих, ожидают возвращения своих мужей, сколько бы ни прошло времени; и хотя бы получили письменное удостоверение о смерти их, ждут после сего еще год, и после этого разрешается брак их с другими мужьями, не долженствующий уже подлежат расторжению. Впрочем, 22-я Юстинианова новелла, то есть 5-я глава 7-го титула 28-й книги (Василик) определяет, чтобы жена, или муж ждали в продолжение 5-ти лет, если бы кто-нибудь из них был взят в плен, и оставалось бы неизвестным – жив ли он; а по прошествии 5-ти лет могут вступать в другой брак. Итак, прочти эту новеллу, равно как и 33-ю новеллу императора господина Льва Мудрого, в которой определяется не расторгать брака под предлогом пленения, и лицу, оставшемуся свободным, не дозволять обращаться к другому супружеству; а если и сочетается с другим, то лице, возвратившееся из плена, имеет право опять призвать к себе свой член и расторгнуть 2-й брак. Итак, когда правило определяет все то, что мы выше сказали, законы предписывают то, что сейчас написано, – иной может спросить: чему из этого мы должны следовать? Мы говорим: и содержащемуся в правиле, и содержащемуся в законах, конечно, каждому в свое время. На основании правила мы можем назвать прелюбодейцами тех женщин, о которых говорит правило, именно которыя вступят в брак с другими прежде получения окончательного удостоверения о смерти своих находящихся в безвестном отсутствии мужей; ибо это же предписывают и новеллы. Но жену воина, вступившую в брак не согласно с предписанием новеллы, мы не удостоим снисхождения, равно как не обвиним ту, которая поступит согласно с нею. Впрочем, скажи, что мужья всех вообще прелюбодействовавших жен имеют право опять принимать к себе и после возвращения, а не только одних жен воинов, по содержанию указанной 117-й новеллы, помещенной в сокращении в 3-й главе 13-го титула настоящего собрания. А поскольку правило ничего не постановило относительно взятого в плен, а указанная Юстинианова новелла определяет, что оставшееся свободным лицо должно ожидать в течение 5-ти лет и таким образом вступать без предосуждения в другое супружество, каковому определению конечно противоречит 33-я новелла императора господина Льва Мудрого, говоря вообще, что возвратившийся из плена всегда имеет право призвать к себе свой член; то в виду сего скажи, что предписание Юстиниановой новеллы утратило силу, как отмененное указанною 33-ю новеллою императора господина Льва Мудрого. При этом не находи противоречия в предпоследнем положении 13-й главы 37-го титула 60-й книги (Василик), где говорится: если жена получит ложный слух, что давно оставивший ее муж скончался, и, поверив этому слуху, без обмана вступит в брак с другим, она не подвергается наказанию; но скажи, что это было в Дигестах, и отменено указанными новеллами.

Славянская кормчая. 92. Мужеви без вести бывшу, и не уведевши о нем жена его, идет за иного, прелюбы сотворит: да возвратившуся мужу, аще хощет, да поймет ю.

Толкование. Подобно есть сему правилу, и 17 Юстинианова новая заповедь, яже в 7-й грани 28-х царских книг лежит: повелевает бо и она, яко аще жена имеет мужа воина, и на воину отидет, и услышит его умерша, инако несть ей како за иного мужа поити, аще извещения не приимет от старейшины чина, в нем же муж ея воинствоваше, предлежащу святому Евангелию, и о содеянных воспоминанием исповедати, яко воистину муж ея умре, и таковая воспоминания приимет, и по таковом извещении пребудет ожидающи за 1 лето. Аще же не соблюдши заповеди, за иного пойдет, и саму ту, и поимшаго ю, яко прелюбодеев мучити. Аще ли же таковому ожиданию бывшу, и той за мужа шедши, обрящутся истинствовавшии солгавше, иже с клятвою извествовавше, яко муж ея умре, тии убо от воинства обнажени будут, и 10 литр злата да вдадят оному на негоже солгаша яко умре. Той же аще восхощет свою жену пояти, не возбранится ему. К времени же оставившему свою жену, аще посягнет по невежествию, не вменяется ей в прелюбы. И о сем ищи правила великого Василия 46-го.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать