Array ( [_gcl_au] => 1.1.178278847.1714315472 [_ga] => GA1.2.467429992.1714315531 [_gid] => GA1.2.1112262884.1714315531 [_ym_uid] => 1714315537580985436 [_ym_d] => 1714315537 [_ym_isad] => 1 [rmcookie] => S:bUJB1AfExvw_T4sSEZgEHrjZplQTMuEDqDTGBcHHueCzznBtO0yBXQTdxIRAw9zwdmJwccMfHkQ66CD4up_nLmNwIX-jViR4zvZre9HJydqqkpXhgY6rhlZjUJhYAe2vmQWFk2HQVAquVS0MGvrHHdjSe3GnxLzUDJirIEZh0tvKh3Ck58G8wI0nz72Lladx4WaCumJGg2-h5B31y4jfMkXLIYmiCl7dfzkYhLAEp8XFLpR6-b_HSkvmPrH5ESpElh0he1SBnjdk1NeQRXrrCQIYOV4F1sP7A8CJr-7lc0Zv0AEam26sE_nc7_IjiSGs49DjhxOne4IhQTMTh276AchrPoUAmzatK6GAMj-ZAXAMHVTvrzoDt0MTEwWtCsZT-QEO_J7_kNdmlkw17-WN3aCFlCKAShWtII9AFL5tdUEA5eIRNJXNSbb-E02Xp7luyzTTpc45Tpw-xEgJnRdFji9LON8VlnfFExZfl-SKTEUcsO635BOcK-SuFOq1rhGxNgEwHuKfAFA34LIRtzbojN8MJ0fLzUGohhPH7NxCySutoW00gobsRzPp-c6iRFygiVFyjLpQ47c891doJdl0tj0Uqy8aubMHPHeiEqozjKdZ8CXR_zZHpUDBJehl00fiz-3qzV6cooQeGbe93HXhsL-OLKhxLdltVGIbb08U3isWjFcCYbOCHcFhpzUHwguqcxyWDXIQy6lsdY8gycEeF9k1iGeMMe16RvEALU-KXdM= [otrid] => S:7n7MSYky54CbNOcwVyhDcQn0ofwuC_BFFFoLundH0ftxeL9ulJrrOb3TQeggEaV3dK6rzE1nnslzcQGkzp71-A8HC1bhLhbXUJ7qR-wxSjrG7plCg5rYVBEA5TY1a4vIjMN0cnpcapHAU36U9qwJ7v4AC6Fwctgw3o7hnQV236fWrzZRub5F9xpkmy8I8BmeUsfhq8MAcllCWZ-Uo1p48UUKf0hEOvDTjcU= [_ym_visorc] => b [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa )
101

Правило 102

Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.

Получившие от Бога власть решить и вязать должны исследовать свойство греха и готовность согрешившего к обращению и затем применять соответствующее недугу лечение, чтобы из-за неумеренности в том и в другом не ошибиться в спасении страждущего. Ибо болезнь греха не проста, но сложна и многообразна и пускает множество пагубных ростков, от которых зло обильно разливается и простирается вперед до того, что способно оказать сопротивление (ἀντνσταίη) силе лечащего. Поэтому тот, кто обнаруживает врачебное духовное искусство, должен сначала рассматривать расположение согрешившего: стремится ли он к здравию или, наоборот, своими собственными нравами навлекает на себя недуг – и замечать, как он следит за своим поведением в это время. И если он не сопротивляется врачу и заживляет душевную рану благодаря тому, что употребляет предложенные лекарства, в таком случае отмерять ему милосердие по достоинству. Ибо у Бога и у того, кому вручено пастырское управление, вся забота о том, чтобы овцу заблудшую вернуть и уязвленную змием исцелить. Так что у испытывающего плоды покаяния и мудро руководящего человеком, призванным к вышней светоносности, забота не о том, чтобы столкнуть в стремнины отчаяния, не о том, чтобы ослабить (ὑπενδοῦναι) узду, приводя этим к жизни расслабленной и небрежению, но о том, чтобы непременно хоть одним из способов, лекарствами либо более суровыми и терпкими, либо более мягкими и нежными, противостать страсти и подвизаться ради полного заживления раны.

Итак, нам должно знать и то и другое: и свойственное акривии, и свойственное обычаю, – а с теми, которые не принимают совершенства, поступать в соответствии с показанным в предании образцом, как учит нас священный Василий.

Δεῖ δὲ τοὺς ἐξουσίαν λύειν καὶ δεσμεῖν παρὰ Θεοῦ λαβόντας, σκοπεῖν τὴν τῆς ἁμαρτίας ποιότητα, καὶ τὴν τοῦ ἡμαρτηκότος πρὸς ἐπιστροφὴν ἑτοιμότητα, καὶ οὕτω κατάλληλον τὴν θεραπείαν προσάγειν τῷ ἀῤῥωστήματι, ἵνα μή, τῇ ἀμετρίᾳ καθ᾿ ἑκάτερον χρώμενος, ἀποσφαλείη πρὸς τὴν σωτηρίαν τοῦ κάμνοντας. Οὐ γὰρ ἁπλῆ τῆς ἁμαρτίας ἡ νόσος, ἀλλὰ ποικίλη καὶ πολυειδής, καὶ πολλὰς τῆς βλάβης τὰς παραφυάδας βλαστάνουσα, ἐξ ὧν τὸ κακὸν ἐπὶ πολὺ διαχεῖται, καὶ πρόσω βαίνει, μέχρις ἂν σταίη τῇ δυνάμει τοῦ θεραπεύοντος. Ὥστε τὸν τὴν ἰατρικὴν ἐν Πνεύματι ἐπιστήμην ἐπιδεικνύμενον, πρότερον χρὴ τὴν τοῦ ἡμαρτηκότος διάθεσιν ἐπισκέπτεσθαι, καὶ εἴτε πρὸς τὴν ὑγείαν νεύει, ἢ τοὐναντίον, διὰ τῶν οἰκείων τρόπων προσκαλεῖται καθ᾿ ἑαυτοῦ τὸ ἀῤῥώστημα, ἐφορᾷν, ὅπως τε τῆς ἐν τῷ μεταξὺ προνοεῖται ἀναστροφῆς, καὶ εἰ μὴ τῷ τεχνίτῃ ἀντιπαλαίει, καὶ τὸ τῆς ψυχῆς ἕλκος διὰ τῆς τῶν ἐπιτιθεμένων φαρμάκων αὐξάνει προσαγωγῆς, καὶ οὕτω τὸν ἔλεον κατ᾿ ἀξίαν ἐπιμετρεῖν. Πᾶς γὰρ λόγος Θεῷ καὶ τῷ τὴν ποιμαντικὴν ἐγχειρισθέντι ἡγεμονίαν, τὸ πλανώμενον πρόβατον ἐπαναγαγεῖν, καὶ τρωθὲν ὑπὸ τοῦ ὄφεως ἐξιάσασθαι, καὶ μήτε κατὰ κρημνῶν ὠθῆσαι τῆς ἀπογνώσεως, μήτε τὸν χαλινὸν ὑπενδοῦναι πρὸς τὴν τοῦ βίου ἔκλυσίν τε καὶ καταφρόνησιν· ἀλλ᾿ ἑνί γε τρόπῳ πάντως, εἴτε διὰ τῶν αὐστηροτέρων τε καὶ στυφόντων, εἴτε διὰ τῶν ἀπαλωτέρων τε καὶ πρᾳοτέρων φαρμάκων, κατὰ τοῦ πάθους στῆναι, καὶ πρὸς συνούλωσιν τοῦ ἕλκους ἀνταγωνίσασθαι, τοὺς τῆς μετανοίας καρποὺς δοκιμάζοντι, καὶ οἰκονομοῦντι σοφῶς τὸν πρὸς τὴν ἄνω λαμπροφορίαν καλούμενον ἄνθρωπον. Ἀμφότερα τοίνυν εἰδέναι ἡμᾶς χρή, καὶ τὰ τῆς ἀκριβείας, καὶ τὰ τῆς συνηθείας· ἕπεσθαι δέ, ἐπὶ τῶν μὴ καταδεξαμένων τὴν ἀκρότητα, τῷ παραδοθέντι τύπῳ, καθὼς ὁ ἱερὸς ἡμᾶς ἐκδιδάσκει Βασίλειος.

Толкования

Зонара. Рассудив о многих и различных епитимиях и назначив епитимию соответствующую каждому из исчисленных падений, наконец, собор настоящим правилом предоставил все суду епископов; и говорит, что должно рассматривать не только качество греха – велик ли он был, или умеренный, но и расположение согрешившего, и как он расположен к покаянию, то есть – готов ли принять врачевство вяжущее и горькое или он слабее и менее расположен к врачеванию; и, таким образом, подавать соответствующее врачевание, дабы, когда, например, двое учинили один и тот же грех, но один из них показывает готовность к покаянию, а другой менее расположен к тому, врачующий их не утратил спасения трудящегося, если будет обращать внимание только на грех и пользовать того и другого из них одинаково. Ибо тот, кто имеет готовность к покаянию, примет епитимию, хотя бы она была и очень строгая, и подчинит себя воле назидающего его. А кто не показывает горячности к покаянию, тот не примет сильно вяжущего врачевства, и не только не исцелится, но и может впасть в отчаяние и повергнуться в горшия преступления. Ибо недуг греха, говорят отцы, многообразен и различен, и производит многие отрасли вреда, из каковых отраслей зло разливается, то есть распространяется и идет вперед, пока не будет таково, что превзойдет и силу врачующего. Поэтому духовному врачу, говорят, должно прежде всего рассматривать расположение согрешившего: горячо ли он раскаивается и желает здравия, или более увеличивает болезнь свою развращенностию нравов, и как обращается и живет после грехопадения, и не сопротивляется ли врачу, что бывает со страждущими беснованием; ибо они сопротивляются врачующим их и не дозволяют давать им спасительные лекарства. Но должно смотреть и на то, чтобы, врачуя и давая лекарства, приложением их как-нибудь не увеличить душевную рану: и, таким образом, по достоинству возмеривать милосердие. Это значит, что духовному врачу должно обращать внимание на расположение болящего, и малодушному не предлагать сильно вяжущих лекарств, дабы рана его не увеличилась, если он откажется от врачевания ея, а тому, кто может принять более сильное врачевство, не дать слабейшего, чтобы по причине легкости епитимий он не впал в ту же страсть, а может быть и в большую, но возмеривать милость по достоинству, то есть миловать каждого сообразно его расположению; и ослаблять епитимию малодушному, а усиливать ее человеку твердого духа; и то и другое делать ради милости, дабы одного очистить от скверны, а у другого не расстраивать язвы и не сделать рану больше. Ибо как у Бога, так и у пастыря душ вся забота и попечение состоит в следующем: заблуждающую овцу возвратить и ужаленную змием исцелить, не гнать строгостию по стремнинам отчаяния, и слабостию и легкими врачевствами не ослабить ей узды, как коню, дабы прыгала и вела вольную жизнь, но стараться противодействовать недугу строгостию ли, или мягкостию, смотря по тому, как расположен к этому врачуемый. А это будет, если он испытывает и рассматривает плоды их покаяния; и назидает человека, призванного к горнему просвещению, то есть к Царству Небесному. Итак, должно нам знать и то, и другое, говорят отцы собора, и требования строгости, и требования обычая, или сострадания. Ибо в Писании говорится о том, и о другом, то есть и о том, чего хочет строгость, – и о том, чего требует сострадание благовременно и с рассуждением употребляемое. Так и блаженный Павел к фессалоникийцам о бесчинно живущих между ними написал следующие слова: аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте: и не примешайтеся ему, да посрамится. И не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата (2Сол.3:14-15), ибо это свойственно милости и страданию, или привычке, то есть обычаю засвидетельствованному и утвержденному временем, которому и божественныя правила, и государственные законы повелевают иметь силу закона. И Василий Великий для не приемлющих строгости преданных чинов учил следовать обычаю. О горнем просвещении правило сказало, потому что, по учению отцев и учителей, царство небесное прежде прочего есть свет, исходящий из божественного естества и из совершеннейшего познания Бога.

Аристен. Во всех кающихся рассматривается качество греха и наблюдается обращение: и сообразно сему размеряется милость.
Отцы определили епитимии для каждого греха; а суд весь поручили приявшему от Бога власть вязать и решить, чтобы он сам рассматривал и качество греха и обращение согрешившего, и, таким образом, соразмерял милость, предлагая врачество, соответствующее недугу. Ибо у Бога и приявшего пастырское водительство все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить, а не гнать по стремнинам отчаяния, и уязвленную змием исцелить, посредством ли суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств.

Вальсамон. И на других соборах определено, чтобы местный епископ, получивший от благодати Всесвятого Духа власть вязать и решить, не всегда обращал внимание на положенное правилами относительно епитимий, но чтобы назначал оныя применительно к лицам, подлежащим епитимии, то есть к возрасту их и к расположениям, к способностям, а при этом и к качеству греха, и, таким образом, предлагал соответствующее каждому недугу врачевство. И настоящее правило определяет то же самое, возлагая все дело врачевания болящего епитимиями на рассуждение врачующего, то есть местного епископа и того, кому поручено будет от него. И такая цель правила весьма ясна и понятна; потому-то именно мы не написали ничего более для объяснения его. А на конце определяется, что мы должны знать и требования строгости и требования обычая; пишется еще и о требованиях сострадания, согласно Апостольскому изречению, в котором говорится: аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте: и не примешайтеся ему, да посрамится. И не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата (2Сол.3:14-15); ибо это свойственно милости и состраданию, то есть привычке, или обычаю засвидетельствованному и утвержденному временем. Итак, собрав сие, скажи, что мы должны знать и точные правила канонических епитимий, и положения более снисходительного обычая; и иногда врачевать недуги по правилам, когда болящие с готовностию принимают епитимии, а иногда посредством обычных и более снисходительных лекарств, когда врачуемые окажутся более строптивыми к принятию епитимий; ибо этим обычным едва ли кто будет противиться. Подобное этому заповедует и Василий Великий в своем 3-м правиле.

Славянская кормчая. Сотворения греховного вина над всеми да смотрится, и обращение кающегося да познавается, и тако мерится милость.

Толкование. Запрещение убо о коемждо гресе, заповедаша отцы, суд же весь возложиша на приемшаго власть от Бога вязати и разрешати, яко да той смотрит на множество и на мальство грехов, и на обращение согрешившего, и кающегося, и тако да размеряет милость, и врачбу да приносит подобну болезни: ибо все слово Божие ему же поручено есть, пастырское владычество всем есть, еже обратити блудящее овча, да невпадется в пропасть отчаяния, и уязвенного от змия исцелити, или лютейшими и терпкими, или слабейшими и мягкими былий.
И сего Вселенскаго 6-го собора священная правила грядуще пред 5-ми течение о Христе добре скончаша.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать