Array ( )
84

Правило 85

86

Норма светского права. О привлечении свидетелей к акту отпущения раба его владельцем.

Мы приняли сказанное в Писании: при 2-х и 3-х свидетелях утверждается всякое слово (см. Втор.17:6). Поэтому определяем: рабы, освобождаемые своими господами, пусть принимают эту честь при трех свидетелях, которые своим присутствием придадут законность освобождению и от себя удостоверят это дело.

Ἐπὶ δύο, ἢ τριῶν μαρτύρων βεβαιοῦσθαι πᾶν ῥῆμα, γραψικῶς παρελάβομεν. Τοὺς οὖν ὑπὸ τῶν οἰκείων δεσποτῶν ἐλευθερουμένους δούλους, ἐπὶ τρισὶ μάρτυσι τῆς τοιαύτης τιμῆς ἀπολαύειν διοριζόμεθα οἳ τὸ κῦρος παρόντες τῇ ἐλευθερίᾳ προσοίσουσι, καὶ τὸ πιστὸν ἐξ ἑαυτῶν τοῖς γενομένοις παρέξουσιν.

Толкования

Зонара. Гражданские законы говорят, что свобода есть неоцененная вещь, то есть такая, что не возможно оценить и определить ей цену. Поэтому когда нужно будет свидетельство о свободе, то поскульку свидетельство имеет быть о великой вещи, требовалось, чтобы может быть 5 лиц делали показания, или приводимо было и большее число свидетелей, так как столько же свидетелей приводимо было и при других делах. Итак, правило, отменяя это в видах покровительства свободе, определяет, что и 3-х свидетелей достаточно, и в подтверждение этого постановления приводит Писание, которое говорит: при 2-ю или 3-х свидетелех да станет всяк глагол (Втор.19:15, Мф.18:16), то есть будет иметь твердость, силу.

Аристен. Раб, получающий свободу от господина, при 2-х свидетелях да будет освобождаем от рабства. Ясно.

Вальсамон. Господь сказал в евангелиях: при 2-ю или 3-х свидетелех станет всяк глагол (Мф.18:16). Почему и настоящее правило определяет, чтобы те, которые говорят, что они получают освобождение от своих господ, не были вынуждаемы приводить для доказательства этого самого многих свидетелей; но чтобы 3-мя свидетелями подтверждаемо было данное им, по их словам, освобождение. Ибо, как кажется, некоторые говорили, что освобождение должно доказывать большим числом свидетелей, например, 5-ю или и 6-ю, что не было угодно святому собору. Правило в этом и состоит. Но много раз было рассуждаемо о том, обязан ли ищущий освобождения приводить, согласно настоящему правилу, 3-х свидетелей, когда закон в 21-й книге, 1-м титуле, и в 23-й книге 1-м титуле говорит: «в делах, превышающих цену одной литры золотых монет, должно приводить 3-х свидетелей; а в деле, стоющем 1 литру золотых монет и менее, достаточно 2-х свидетелей». И по моему, по крайней мере, мнению для доказательства освобождения достаточно и 2-х только свидетелей, потому что и законы и правила более всего благоприятствуют освобождению. И с другой стороны: поскольку ценность какого бы то ни было раба не превышает 1 литры золотых монет, а в законе сказано, что в деле имеющем ценность 1 литры золотых монет достаточно 2-х свидетелей, то и для доказательства освобождения должно быть совершенно достаточно 2-х свидетелей, согласно настоящему правилу, которое постановлено в пользу свободы, и которое говорит в начале: при 2-ю или 3-х свидетелех да станет всяк глагол; и потому что в следствие слабости доказательств ответчику дается не бесценная свобода, но рабство, которое имеет цену, как выше сказано; и когда оно дано, то посредством денег может получить освобождение ищущий свободы. Прочти еще новеллу императора господина Алексия Комнина, изданную в той силе, чтобы не допускать свидетелей противной стороны, когда приводятся свидетели лицем, ищущим освобождения, и чтобы не делались свободными рабы, получающие церковное благословение брака, – новеллу, в которой содержится буквально следующее: «святейший владыко, до слуха моей царской власти дошли следующие два обстоятельства – первое то, что некоторые из приходящих во святый и великий и божественный храм Премудрости Бога Слова требуют освобождения, а предлогом к освобождению выставляют свое рождение (ибо говорят, что они родились от свободных родителей, например, от болгар, или от кого-нибудь из таковых, которых наш закон не принимает за рабов) и допускаются к доказательству своих слов. Но когда они представят неопровержимых свидетелей, господа из приводят со своей стороны встречное свидетельство, и таким образом, когда ищущие свободы не бывают в состоянии выстоять пред судилищами до конца, иго рабства над ними опять отягчается. Второе то, что, когда устрояются брачные сговоры и сочетания рабов в нашем государстве, над ними не совершается однако же при этом и церковного благословения, потому что господа их боятся сочетавать своих рабов брачным между ними союзом с церковным благословением, дабы таким образом вместе с этим они не получили и освобождения. То и другое моя царская власть признала требующим надлежащего исправления, и поэтому с осмотрительностью издала настоящее постановление, которым и определяется, чтобы против рабов, отъискивающих освобождения, не имело силы встречное свидетельство противной стороны и чтобы оно совсем не имело места ни в каком суде, ни в гражданском, ни в церковном, но чтобы одни ищущие освобождения представляли доказательства по законам, и дело решаемо было клятвою свидетелей, если истцы достаточно представят свидетельств допускаемых законами и неподвергающихся спору; встречные же свидетельства представлять господам их не должно быть дозволяемо, дабы большое неравенство противных сторон не было причиною вреда для слабейших. Но как по отношению к лицам одного состояния законоположение достоублажаемого государя Василия не дало дозволения сильным людям представлять встречных свидетелей против бедных; точно также и здесь для господ должно быть прекращено действие встречного приведения свидетелей против рабов, и должен быть предоставлен им только отвод свидетелей чрез обвинение их; но право встречного представления свидетелей вовсе не отнимается у рабов, призываемых к суду, когда привлекающие их в рабство приводят свидетелей против них, находящихся в свободном состоянии. Ибо настоящее постановление дает поддержку меньшим и слабым, и издано не в защиту могущественных и более сильных людей. Оно прибавляет также, что и церковное благословение должно быть совершаемо не у свободных только, но и у рабов, и что брак не иначе бывает и почитается законным и достойным христианского звания, как тогда, когда сочетавающихся соединяет церковное благословение. Ибо когда, у всех господствует единая христианская вера, и едино исповедуется крещение, чрез которое мы приводимся ко Господу, и одно и то же спасение надеемся получить все мы верующие, нелепо было бы, если бы явилось у кого-нибудь подозрение, будто рабы меньше имеют участия в этом благе, и по этому свободные должны сочетаваться браком между собою, будучи соединяемы предварительно божественною молитвою, а рабы должны быть лишены такового блага и не должны призывать Бога для благословения их соединения; или должно бояться, чтобы не потерпел ущерба в своем господстве господин их, и не лишился этого господства над ними, если бы захотел призвать Бога для благословения брака их. Ибо таким образом, если бы это могло иметь силу, должно было бы бояться и святого крещения, чтобы рабы не вышли из под власти господ; должно было бы бояться и самого приобщения пречистых Таин, дабы и чрез это рабы не могли быть отчуждены; и таким образом исчезнет для рабов великое и достопокланяемое имя божественныя веры, и они будут не только рабами людей, но и человеками человекоубийцы. Вместе с ними подвергаются опасности и господа их, когда из опасения, чтобы не лишиться услуг человеческих, не боятся лишить себя самих славы Божией. Но и это не имеет правильного основания; напротив разумно и достойно христианского звания, чтобы церковное благословение необходимо имело действие и над рабами. Конечно, судьба признает различие состояний господства и рабства между людьми, и что принято нашими законами, то и должно быть соблюдаемо по отношению к ним. Но един Господь всех, едина вера, едино крещение; и в делах веры мы не знаем различия между рабом и господином, потому что и мы все в равной степени рабы Того, Кто искупил нас из рабства божественною Своею и животворящею кровию. И поскольку сие справедливо таким образом и для пользы постановлено, то великой твоей святыне должно сделать это известным повсюду во святых церквах, дабы предстоятели их так и судили об освобождениях не дозволяя господам выставлять встречных свидетелей против рабов, и дабы поставили в известность всех в подведомых им епархиях, что сочетавающие рабов без церковного благословения, не боголюбезный брак устрояют между ними, но утверждают блудное смешение; ибо все те, которых не сочетавает Бог, призываемый чрез церковное благословение, сходятся на грех. И если будет донесено, что кто-нибудь от сего времени это делает так, то пусть знают господа, что они не только подвергнуться божественному гневу, но и лишатся своих рабов, которые будут отпущены на свободу. Ибо им дозволено сочетавать взаимно своих рабов согласно с законом Божиим и сохранять над ними власть без ущерба, и потому если бы не захотели делать сего, то кончено по справедливости навлекают на себя лишение прав господства. Настоящее постановление не только должно быть объяснено по всем церквам, но и должно быть выставлено и в гражданских судебных местах, должно быть передано и предстоятелям окружных начальств, дабы все имели сведение о том, что справедливо постановлено нашею царскою властию. А поскольку и ранее уже были заключены браки между лицами, находящимися в рабском состоянии и эти браки совершались согласно неправильному обычаю, бывшему в силе до настоящего времени; то должно быть церковному благословению и на таковых браках, дабы чрез него, хотя уже и поздно, они получили значение честного брака, ибо указанные выше соображения должны иметь действие и при таком браке».

Славянская кормчая. 83. Свобожден раб быв от своего господина пред 2-ма послухома, да будет не порабощен никим же; се разумно.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать