Array ( )
51

Правило 52

53

О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.

Во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресенья и святого дня Благовещения, да совершается священная Литургия Преждеосвященных Даров.

Ἐν πάσαις ταῖς τῆς ἁγίας Τεσσαρακοστῆς τῶν νηστειῶν ἡμέραις, παρεκτὸς σαββάτου, καὶ Κυριακῆς, καὶ τῆς ἁγίας τοῦ Εὐαγγελισμοῦ ἡμέρας, γινέσθω ἡ τῶν προηγιασμένων ἱερὰ λειτουργία.

Толкования

Зонара. Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертв есть празднование; празднование же есть выражение радости. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему во все дни четыредесятницы бывает литургия Преждеосвященных Даров; ибо тогда бескровной жертвы не бывает; но предлагается вновь жертва уже принесенная и совершенная. А в субботы и в воскресные дни, поскольку в эти дни запрещено поститься, дозволяется приносить и жертву, и служить совершенную литургию. Подобным образом и в день Благовещения; ибо мы чтим оный как начало и главизну нашего спасения, и празднуем в этот день. Посему в дни постов по 51-му правилу Лаодикийского собора не дозволено совершать и памяти святых, исключая субботы и воскресного дня. Ибо и памяти святых суть радостные празднования, а во дни постов должно плакать, а не радоваться.

Аристен. Во всю четыредесятницу, кроме воскресного дня и субботы и дня Благовещения, приносятся преждеосвященные дары.
Причины, по которой во всю четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения, не приносится хлеб, но совершаются преждеосвященные литургии, изложена, сколько нам кажется, в 49-м правиле Лаодикийского собора.

Вальсамон. Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что как радость. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения; ибо в эти дни нам повелено праздновать, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию Преждеосвященных не называем бескровною жертвою; но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненного. Думаю, что, на основании настоящего правила, в строгих монастырях пред сырною седмицею поют и читают каноны и мученичны праздников им памятей святых, случающихся во всю четыредесятницу. Итак, заметь и из настоящего правила, что, собственно, одна четыредесятница; ибо если бы признаваема была и другая, то было бы определено, чтобы и в эту было священнодействие не с совершенною жертвою, а с преждеосвященною, как определено этому быть в четыредесятницу великой Пасхи.

Славянская кормчая. Во весь Великий пост, разве суббот и недель, и дне святого благовещения, преждеосвященными службу да содевают.

Толкование. Вина ея же ради во весь великий пост, кроме суббот и недель, и дне святого благовещения, просфира да не приносится, но преждеосвященными да служат: написано есть по нашему разуму и в 48-м, и в 49-м правилах Лаодикийского собора.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать