Литургия Преждеосвященных Даров

Литература по теме

Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в – один из трёх чинов Божественной Литургии.

liturgija prezhdeosvjashhennyh darov – Литургия Преждеосвященных Даров

В чём особенность Литургии Преждеосвященных Даров?

Литургия Преждеосвященных Даров, или Литургия Григория Двоеслова, папы Римского (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) – богослужение, во время которого верующие причащаются Святых Даров, освященных прежде – на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста – и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Литургия Преждеосвященных Даров в строгом смысле Литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается Преложение Святых Даров.

Кто является создателем Литургии Преждеосвященных Даров?

Литургия преждеосвященных Даров возникла в VI–VII вв. на Востоке; автор и место составления чина этой службы неизвестны (в рукописях в качестве авторов указаны свт. Герман Константинопольский, свт. Епифаний, свт. Василий Великий, даже свт. Григорий Богослов). В XV веке в греческих рукописях впервые указывается имя Григория Двоеслова, папы Римского; в XVI веке в славянской традиции эта атрибуция получает распространение. Нет нужды подробно говорить о неверности и неисторичности такой атрибуции: во времена свт. Григория Двоеслова литургия Преждеосвященных Даров на Западе вообще не совершалась. Так что сохраняющееся до сих пор упоминание свт. Григория в качестве составителя этой службы (а также вошедшая в наше богослужение практика упоминания его имени на отпустах) имеет условный характер.

Когда Литургию Преждеосвященных Даров начали совершать повсеместно?

Шестой Вселенский Собор утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы.

Когда служится Литургия Преждеосвященных Даров?

В современной практике Православной Церкви Литургия Преждеосвященных Даров совершается в:
- среду и пятницу в период Святой Четыредесятницы;
- в четверг 5-й седмицы Великого поста;
- 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи);
- 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы;
- понедельник, вторник и среду Страстной седмицы;
- в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Если мы примем условие считать только полиелеи Типикона: свт. Алексия Московского, Обретение главы Предтечи и свв. 40 мучеников), получается от 15 до 19 возможных дней служения этой литургии в году. Полиелеи дают дополнительные дни служения, Благовещение один день может «отобрать».

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная Литургия совершается утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние богослужения.

Каковы основные особенности Литургии Преждеосвященных Даров?

Отсутствует первая часть полной Литургии – проскомидия; Литургия предваряется службой не только 3-го и 6-го, но и 9-го часа с последованием изобразительных; начиная со среды 4-й седмицы Великого поста сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению», то есть ко Крещению, которое в древней Церкви совершалось в Великую субботу; согласно традиции, распространённой исключительно в Русской Церкви на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев, которых на обычной Литургии причащают только Кровью Христовой; в некоторых храмах Литургия Преждеосвященных Даров иногда совершается в вечернее время, так как соединяется с вечерней, что дает возможность учащимся и работающим в утреннее и дневное время посетить богослужение.

Почему во время Литургии Преждеосвященных Даров звонят в колокольчик?

Звоном колокольчика отмечаются те моменты богослужения, во время которых полагается преклонять колени. В чине литургии преждеосвященных Даров таких момента 4:

  • Во время перенесения Даров с престола на жертвенник (при чтении 3-го антифона кафизмы);
  • При возгласе священника «Свет Христов просвещает всех» перед чтением 2-й паремии.
  • При пении «Да исправится…»
  • Во время Великого входа.

При звуке колокольчика все молящиеся опускаются на колени, а при повторном – поднимаются. Практика использовать колокольчик обусловлена незнанием большинством верующих этих моментов; в тех храмах, где все молящиеся или большинство из них имеют четкие представления о чине службы и о том, когда преклонять колени (например, храмы при семинариях), колокольчик не используется.

Что символизирует полузакрытая завеса на Литургии Преждеосвященных Даров?

Закрывание завесы наполовину – уникальная особенность, свойственная только литургии Преждеосвященных Даров и только ее определенному моменту: от завершения Великого входа до начала причащения духовенства. Еще более интересен тот факт, что об этом действии не говорится в Служебнике, то есть это – неуставная особенность, сформировавшаяся в Русской Церкви относительно недавно (XVIII–XIX вв.), но в наше время распространенная повсеместно. Какой же смысл в этом действии? Вспомним, что на полной литургии период от окончания Херувимской песни до «Отче наш…» гораздо более продолжительный и здесь сначала завеса некоторое время закрыта (до Символа веры), а затем, во время Евхаристического канона и до «Отче наш…» включительно завеса открыта. На литургии Преждеосвященных Даров весь этот период сокращается, по сути, до просительной ектении и потому полузакрытие завесы имеет целью усреднить действия с завесой в аналогичный момент полной литургии.

Как поститься перед Литургией Преждеосвященных Даров?

В древности перед Литургией Преждеосвященных Даров воздерживались от пищи целый день. Сегодня, если Преждеосвященная Литургия совершается вечером, евхаристический пост длится 6 часов.

С какой целью появилась Литургия Преждеосвященных Даров?

Само слово Литургия означает «общее дело», когда верные вступают в общение с воскресшим Христом и друг с другом, поэтому для христиан она всегда является великим праздником, пасхальной радостью. Однако Великий пост – это период воздержания и покаяния, и его строгим уставом не предусмотрено совершения полной торжественной Литургии в течении седмицы (недели), соответственно – и Таинства Евхаристии. Но многие люди хотели причащаться и в будни. В связи с этим в древности (IV–V вв.) возникла практика причащения в седмичные дни Великого поста на дому запасными Дарами, как при причащении больных; также практиковалось самопричащение христиан. Из этих отдельных практик сформировалось общественное богослужение – литургия преждеосвященных Даров.

Преждеосвящённая Литургия и частота Причащения

Существование Литургии Преждеосвященных Даров является ярким историческим свидетельством того, что нашим предшественникам было не достаточно причащаться лишь в воскресные дни. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом…

«Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то св. церковь всех их на это время подвергает как бы той епитимии, которую в другое время налагает только на некоторых, именно: предлагает верующим только чтение молитвословия и слова Божия, но не дает им видеть совершения таинства Тела и Крови Христовой. Но для немощных духом и телом, и вообще для того, чтобы продолжительным лишением Св. Даров не ослабить нашего духа, церковь являет нам в продолжение седмиц поста Дары преждеосвященные, и достойным не возбраняет приобщаться их». (архим. Иоанн)

Особенность чина причащения на Литургии Преждеосвященный Даров. Почему на этой литургии не причащают младенцев?

В Русской Православной Церкви со 2-й половины XVII века утвердился особый взгляд на вещество Святой Чаши и как следствие особая практика причащения. До этого времени вещество Чаши считалось Святой Кровью; предполагалось, что пресуществление происходит, когда священник после «Преждеосвященная Святая святым» вкладывает частицу «Иисус» в Чашу. Потому на Руси причащались по обычному чину полной литургии; греки так причащаются до сих пор. Однако в Русской Церкви под влиянием Служебника митрополита Петра Могилы в XVII веке восприятие вещества Чаши меняется: вещество Чаши воспринимают просто как освященное вино, но не как Кровь Христову. Главный аргумент в пользу русской практики – отсутствие в чине литургии Преждеосвященных Даров молитвы на освящение вещества Чаши (проблематика вопроса и анализ основных практик хорошо представлен в статье прот. Вадима Леонова, см. список литературы ниже). В связи с этим только при причащении частицы Агнца священнослужители произносят необходимые слова, причем говорится сразу о приобщении Тела и Крови (например, пресвитер говорит: «Честно́е и пресвято́е Те́ло и Кровь Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ преподае́тся мне, имярек, свяще́ннику, во оставле́ние грехо́в мои́х и в жизнь ве́чную»). В то же время, испивая три глотка из Чаши, священник не говорит ничего; более того, младший священнослужитель (если служит только один священник, то он сам), который потом будет потреблять Дары, к Чаше вообще не подходит.

В чине причащения мирян видимых изменений не происходит, так как мирянам преподают частицу Святого Хлеба в лжице (при этом в частице хлеба уже присутствует Тело и Кровь Христа). Однако восприятие вещества Чаши как освященного вина породило правило: младенцев на литургии Преждеосвященных Даров в Русской Церкви не причащают. Здесь нужно пояснить: младенцами считаются грудные дети (а не все младше 7 лет), то есть те, которых обычно причащают только Святой Кровью и которым не принято давать частицу агнца. Здесь универсального ограничения по возрасту нет; родители сами должны знать, принимает ли их ребенок частицу Святого Хлеба и на этом основании решать, приводить ли его на литургии Преждеосвященных Даров ко причастию.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka