Литургия

Литература по теме

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) – общее дело) – главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία [эфхаристи́а] – благодарение, благодарность).

liturgija – Литургия

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

«…В нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией» (cвятой праведный Иоанн Кронштадтский).

Три вида Литургии

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров.

1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.
2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части Литургии

1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих».

Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».

На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся...» и кончается отпустом.

«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».

На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Литургия с пояснением Святых Отцов

Анафора – сердцевина Литургии

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон; греч. ἀναφορά, возношение). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:

  1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
  2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
  3. Institutio (лат. установление): рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии с чтением т.н. установительных слов («Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси»);
  4. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание искупительных действий Господа Иисуса Христа: установления Евхаристии, страстей, воскресения, вознесения на небо, обещания Второго Пришествия.
  5. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
  6. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Время и дни совершения Литургии

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье (зачастую в малых храмах совершается еще и по субботам). Начало Литургии обычно в 8-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.

Что касается Типикона (глава 8-я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу. Идея Типикона в том, что в праздники литургия должна начинаться раньше, в будние дни – позднее. В итоге даются следующие указания: в воскресные дни и в великие праздники – в «3-м часу», то есть примерно в 9.00; в субботы – в 10.00, в остальные дни – в 11.00

Литургии не положено в следующие дни.

  • В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом), за исключением совпадения этих дней с праздником Сретения Господня или престольным.
  • В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста (кроме праздников Благовещения и с полиелеем в эти дни).
  • В Великую Пятницу (кроме крайне редкого случая совпадения Великой Пятницы с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста).
  • В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия и Таинство Святого Причащения

Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

Цитаты о литургии

«Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов. Литургия – постоянно повторяющееся торжество о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Брак Агнчий – брак царского сына, на котором невеста Сына Божия – каждая верная душа, Уневеститель – Дух Святой. С какой уготованной, чистой, возвышенной душой нужно всегда присутствовать при литургии, чтобы не оказаться в числе тех людей, которые, не имея одеяния брачного, а имея оскверненную одежду страстей, связаны были по рукам и по ногам и выброшены вон из брачного чертога во тьму кромешную».
праведный Иоанн Кронштадтский

«Много чудных звезд – песнопений – хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная литургия. Все источники, все ручейки, таинства наши, сливаются в глубочайшем святейшем таинстве Божественной литургии. У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия. Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. […] В Литургии Христос отдает Себя верным – Тело Свое и Кровь Свою Животворящую».
свщмч. Серафим (Звездинский)

«Приношение (в Евхаристии) одно и то же, кто бы ни совершал его – Павел, или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам; то же самое и ныне совершают священники; последнее нисколько не ниже первого, так как и это не люди освящают, а сам Тот, Кто освятил его и тогда. Как слова, произносимые ныне священником, те же самые, которые изрек Господь, так и приношение то же самое».
свт. Иоанн Златоуст

«Там, где нет литургии, нет и Церкви. Церковь начала причащаться раньше, чем начала читать Новый Завет. Мы причащаемся не потому, что так сказано в Новом Завете. Новый Завет христиане первых веков признали потому, что на его страницах они узнали тот же дух, что почувствовали на своих Вечерях.
Каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим, нет пространственных преград. Поэтому через благодатное действие Святого Духа (а субъектом таинства является Святой Дух, Он совершает это таинство, а не священнослужитель), это нисхождение Святаго Духа на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши – оно истончает толщу времен и пространств, которые отделяют нас от Сионской горницы».
диакон Андрей

«Христианство понимает лишь тот, кто понимает Литургию».
А.С. Хомяков

«Важно понимать, что православное богослужение – это синтез истины и красоты. Литургия в православии – это не только блестящее с богословской точки зрения сочинение, это ещё и произведение искусства».
митрополит Каллист (Уэр)

«Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один – и ты тратишь его на мирские занятия. … вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».
свт. Иоанн Златоуст, «О святой Евхаристии».

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka