Тайная вечеря

Литература по теме

Та́йная ве́черя (Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-30; Ин.13-17) – пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками-апостолами накануне Его крестных страданий, в Великий Четверг, во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается ныне за богослужением, именуемым Литургией.

tajnaja vecherja – Тайная вечеря

Краткий перечень событий Тайной вечери:

  1. Умовение ног Иисусом Христом Своим ученикам;
  2. Господь объявляет о Своем предателе;
  3. Установление таинства Евхаристии;
  4. Господь возвещает ученикам заповедь о любви;
  5. Предсказание Христа, что ученики соблазнятся о Нём в эту ночь;
  6. Обетование о Святом Духе;
  7. Первосвященническая молитва Спасителя Богу Отцу.

Если Евхаристия была установлена на Тайной вечере до Крестных страданий и смерти Спасителя, то каким образом мы причащаемся тела воскресшего Христа?

Как следует из произносимой на Божественной Литургии молитвы, участие в Таинстве – участие в Тайной вечере: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Но почему, если Тайная вечеря исторически совершилась однажды, около двух тысяч лет тому назад, то и сегодня верующий молит Сына Божьего принять его участником Тайной вечери?

Как когда-то в Сионской горнице, так и сегодня в каждом православном храме присутствует Господь: невидимо по Божественному естеству, и зримо – под видом хлеба и вина, в соответствии с Его словами: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин.6:41). Как апостолы причащались тогда Тела и Крови Христа, так и современный верующий причащается Истинных Тела и Крови Христовых. Как в Сионской горнице священнодействовал Господь, так Он же священнодействует и на современной Божественной Литургии, имея «священство непреходящее» (Евр.7:24), как «священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:17), «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр.7:26).

В этом отношении совершаемое в наше время Таинство Евхаристии есть по духу и содержанию та Тайная вечеря, что была совершена в Сионской горнице. В чём же отличие нынешней Евхаристии от той Тайной вечери?

На той Тайной вечере было совершено установление Таинства Евхаристии, которое, после создания Церкви, стало совершаться во всех христианских храмах. На той Тайной вечери апостолы причащались не как члены (уже созданной) Церкви, а как ближайшие ученики и последователи Христа, в частном порядке (заметим, что на некоторых старинных христианских изображениях Вознесения Господня апостолы представлены без нимбов (тогда как Богородица с нимбом), поскольку это событие предшествовало Сошествию Святого Духа в день Пятидесятницы, который стал Днём рождения Церкви). Со времени создания Церкви возможность причаститься Святых Христовых Тайн дана каждому православному христианину. Причём, христиане причащаются уже прославленного, нетленного, бессмертного, максимально обоженного Тела (и Крови) Христа, ведь и до Воскресения Христос, как Человек, был обожен настолько, насколько это было возможно для обладателя не прославленной плоти (тела).

azsaints 177 – Тайная вечеря

В молитвах перед Причастием есть слова: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

О какой тайне здесь говорится, о каких врагах, и при чём тут Иуда?

Как известно, Иуда входил в круг ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Наряду с другими Его учениками он был участником Тайной вечери, на которой было утверждено Таинство Евхаристии, однако вместо того, чтобы, в результате, ещё теснее соединиться с Господом, он пошёл и... предал Его врагам.

Когда мы, во время Божественной Литургии, произносим указанные выше слова, мы исповедуем, что приступаем к причащению Тела и Крови Христовых не с таким же настроем, какой был у Иуды-предателя, когда он участвовал в Тайной вечере, а с кардинально противоположным духовно-нравственным настроем: исповедуем, что приступаем к причащению с искренней верой в Иисуса Христа как в Вочеловечившегося Сына Божьего, нашего Спасителя, Искупителя, с верой в действенность Таинства Евхаристии, с целью единения с Богом (Ин.6:56) и ближними (1Кор.10:17), с надеждой на достижение вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Ин.6:48-51).

Цитаты о тайной вечере

«(Христос) сам пил из чаши для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от того не смутились. (Ведь когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись). Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. С этою-то целью Он и пил сам собственную кровь».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka